Государство и Право Междуречья




История Государства и Права зарубежных стран

04.09.2018

Древний Египет

План:

1) Периодизация и основные этапы развития общественного и государственного строя в Древнем Египте.

2) Институт верховной государственной власти в Древнем Египте. Организация государственного управления в Древнем Египте.

3) Основные черты права Древнего Египта.

Периодизация истории Древнего Египта

4000 лет до н.э. – додинастический период.

3000-2700 лет до н.э. – Раннее царство: 1-ая и 2-ая династии.

2700-2200 лет до н.э. – Древнее царство: 3-6 династии.

2200-2100 лет до н.э. – переходный период: 7-10 династии, временный распад государства.

1800-1600 лет до н.э. – 2 переходный период: 13-17 династии. Социальный кризис, сопровождающийся вторжением кочевников (гиксогов).

1600-1100 лет до н.э. – Новое царство: 18-20 династии.

1100-800 лет до н.э. – Новейшее царство: 21-24 династии.

750-650 гг. до н.э. – правление эфиопских династий.

650-525 гг. до н.э. – Позднее царство: 26 династия.

525-332 гг. до н.э. – 27, 31 (персидские), (перерыв 404-343 гг. до н.э. 28-30 династии. Завоевание в 332 г. до н.э. Египта Александром Македонским. Период эллинистического господства (до 30 г. до н.э. вошёл в состав Римского государства).

Возникновение государственности в Древнем Египте

Древнейшие формы государственности – «номы»: несколько поселений, объединённых вокруг городского поселения и храмового центра. В середине 4-го тысячелетия до н.э. насчитывалось более 40 номов.

Возникновение двух государств: Верхнего Египта (белой короны) и Нижнего Египта (красная корона).

Объединение в единое государство в 3100-3000 годах до н.э.

Чаще всего египтяне называли свою страну Та-Кемет (черная земля).

Объединил Египет правитель Нармер. Его сын основал новую столицу – Хат-кю-Птах (Ай-гю-Птос) (она же Нефер (Мемфис).

Общественный строй

Древнее царство:

Основное население – крестьяне, общинники. Они обладают общинной землёй, существует общинное самоуправление, вовлекаются в государственные повинности. К концу периода – подчинение общинного самоуправления контролю чиновников. Ремесленники, работники, мастера, слуги работали на государство в большинстве своём. Рабы обладали нечётким статусом, имели малое значение в экономике. Рабство только набирало обороты.

Высшие сословия: чиновничество (мелкое и среднее), в которое входят разные слои населения, высшее чиновничество – родственники семьи Фараона и местных правителей, жречество (наследственная замкнутость отсутствует у жречества).

Отсутствует особый слой населения – торговцы, ростовщики, т.к. эти функции выполняют государственные чиновники.

Среднее царство

Основное население – крестьяне. Большинство ремесленников и мастеров работают на государство.

Растёт количество рабов.

Высшие сословия: мелкое и среднее чиновничество, специалисты, воины, жрецы.

Высшая знать – частично наследственная, частично пополняемая выходцами из простонародья.

Растёт влияние военной верхушки.

Рабы обладают правами, могут подавать в суд, работают по контракту и выполняют предписанные им обязанности. Рабов можно дарить (набирает популярность).

Новое царство

Основное население – земледельцы, ремесленники, специалисты, слуги царя.

Рост рабовладельцев за счёт военных походов.

Высшие сословия: обогащение и увеличение численности малого и среднего чиновничества.

Профессиональная армия привлекается к управлению территориями.

Растёт политическое влияние высшего жречества.

Появление торговцев – особой социальной группы.

Фараон

1) Физ. Лицо

2) Политический институт (глава государства)

3) Представитель божественных сил. Считалось, что он связан с богами. Титул «Фараон» утвердился в Новом царстве и означал «Высокий дом».

Фараон не был всесилен. Он не преобразователь. Он считался сыном бога, но он обязан сохранять государственный строй, а не пытаться изменить его.

07.09.2018

В 14 веке д.н.э. Аменхотеп 4 попытался изменить государственную идеологию возвышением бога Атона, как единственного воплощения Солнца. Он сменил имя на Эхнатон, основал новую столицу Ахетатон (горизонт Атона). Жречество восприняло реформы как подрыв традиции. После смерти Эхнатона постепенно его реформа была свёрнута.

Власть, как правило, передавалась по наследству в семье фараона (но не всегда).

Фараоны периода Древнего царства – сакральные фигуры, правят через высших сановников, сами не возглавляют армию в походах, не осуществляют высшей судебной власти.

Фараоны Среднего царства – сами царствуют, правят, командуют армией, связаны с верховными жреческими функциями.

Фараоны Нового царства – военные вожди, императоры над покорёнными народами.

Государственный строй:

Главные функции государственного аппарата – управление, сбор у населения материальных благ и их распределение.

Наличие больших государственных запасов предполагало большое количество чиновников, которые занимались его учетом.

Чиновники содержались с помощью натуральных выдач продуктов из казны. Высшее чиновничество получало в пользование земли и рабов, как служебное имущество.

Джати (чати) – глава канцелярии, администрации, финансов, суда, военно-распорядительные функции. Занимал этот пост, как правило, кто-нибудь из многочисленных родственников фаранона.

В период Нового царства было 2 джати (северной и южной части страны) со своим аппаратом управления.

 

Центральные ведомства:

(Общегосударственные и дворцовые): государственные склады, ведомства, общественных работ, военные и т.п. Часто один чиновник наделялся разными функциями.

Местное управление (номархи, чиновники).

Храмы (хозяйство, управление, образование, идеология).

Армия (начиная со Среднего царства формируется на профессиональной основе).

Право:

До наших дней не сохранился ни один Древнеегипетский сборник законов.

Существуют только легенды и упоминания греческих авторов о фараонах-законодателях (Менес, Рамзес 2 и др.). По легендам первые своды законов египтянам передал бог Тот.

Источники права:

Закон («хеп»).

Обычай («мета).

Записи судебных решений (свитки).

Договор (например, мирный договор 1296 г. д.н.э., заключенный между фараоном Рамзесом 2 и хеттским царём Хаттусили 3).

Центральное понятие правовой культуры – «Маат» - справедливость, мировой порядок, истина. Богиня Маат считалась дочерью бога Ра, и женой бога мудрости Тота и сестрой фараона, который считался сыном Амон Ра.

В Уголовном праве наиболее тяжкими признавались преступления против фараона и государства и религиозно-культовые преступления: измена во время войны, заговор против монарха, мятеж, разглашение государственной тайны, «переход Реки» (посещение соседнего нома без разрешения), а также должностные преступления (взяточничество и т.д. Преступления против личности и собственности.

Основной целью наказания было устрашение: различные виды смертной казни, членовредительские и телесные наказания.

Семейное право: брак заключался соглашением между семьями, могли заключаться особые договоры между мужем и женой, регулирующие имущественные отношения. Право на развод имели обе стороны. Женщина в браке сохраняла дееспособность. Отцовская власть распространялась на всех детей, рожденных в доме (в том числе наложницами). Браки преимущественно моногамные, но полигамия допускалась для фараонов и знати.

Наследственное право: наследник обязан провести все необходимые погребальные церемонии. Наследственные права как у сыновей, так и у дочерей. Особо выделялось имущество, предназначенное для погребальных целей. Наследование по закону и завещанию. Завещание часто составлялось в присутствии судьи.

Собственность на землю: государственная, храмовая, общинная, индивидуальная. Различные формы служебного землевладения. Земля, переданная за службу, могла передаваться другим лицам только вместе с должностью. Храмовые земли освобождались от ряда налогов и повинностей. В отличии от пахотных земель, дома и сады (и др.) передавались свободно по желанию собственника. Развитость арендных отношений. Слабая грань между собственностью и владением.

Договоры: распространение письменной формы договоров. Договоры купли-продажи (мены), найм услуг, найм работы, договор займа. Использовались клятвы, часто договоры заключались в суде или храме. При передаче земельного участка, кроме договора, требовалась процедура ввода покупателя во владение в присутствии чиновника.

Суды:

Высший судья – Фараон, но он лично, как правило, не осуществлял правосудие. Возглавлял судебную систему Джати.

Существовали центральные и местные суды, соединенные с административными органами. Решение принималось коллегиально. Участвовали чиновники и жрецы, привлекались для судебных заседаний авторитетные представители других сословий. Название судов «джадхад», «кенбет» (Новое царства). Имели одновременно и функции управления.

*Храмовые суды, суды оракула.

Большинство дел рассматривались в храмовых судах, а не в государственных. Однако в храмовых судах отсутствовали органы принудительной силы.

Государство и Право Междуречья

План лекции:

1) Периодизация истории Междуречья.

2) Государственный строй: этапы развития и особенности.

3) Особенности общественного строя государств Междуречья.

4) Право государств Междуречья.

Периодизация Истории Междуречья

Середина 4 тысячелетия до н.э. – создание городов-государств, борьба за гегемонию.

Начало 3 тысячелетия до н.э. – возвышение города Лагаш, правитель Урукагина (2318-2312 гг. до н.э.).

2450-2200 гг. до н.э. – возвышение Аккада, Саргон Древний (2316-2261 гг. до н.э.), единый правитель Шумера и Аккада.

2200-2000 гг. до н.э. – 3-я династия Ура (шумеры) объединила Междуречье, царь Шульга (2093-2046 гг. до н.э.), первые судебники.

1900-1595 гг. до н.э. – Древневавилонское Царство, Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

1500-1000 гг. до н.э. – Ассирийская империя (Среднеассирийское царство).

7-6 века до н.э. – Нововавилонское царство.

5-4 века до н.э. – Персидская держава.

331-330 гг. до н.э. – Разгром персов Александром Македонским.

Первый этап развития государственности в Междуречье:

Города-государства, которые управлялись избираемыми правителями («лугаль», «энси»). Часто должности правителя и верховного жреца совпадали в одном лице («энси» - жрец-строитель).

Сохранялась деятельность народных собраний. Функции войска выполняли сами общинники.

Второй этап:

Борьба крупнейших городов-государств за гегемонию и контроль за торговыми путями и соседними областями. Возрастает роль правителей – военных вождей, власть начинает приобретать наследственный характер с опорой на знать и армию.

Наряду с общинным ополчением появляется постоянное царское войско. Получает развитие государственный аппарат. Для управления покорёнными территориями используются чиновники.

Усиливается социальное неравенство. Развитие рабства.

Третий этап:

Создание крупных территориальных государств.

Царская власть окончательно приобретает наследственный характер. Складывается система религиозного культа царей. Власть правителя трактуется как освященная, данная богами. Царь от мени богов осуществляет свою власть и несёт ответственность только перед ними. Священный характер царской власти подчёркивается различными ритуалами, в которых царь принимает участие вместе с высшим жречеством.

Управление приобретает бюрократический характер, создаётся система чиновничьей службы в центре и на местах.

Государственный контроль устанавливается над всеми значимыми видами экономической деятельности: земледелием, строительством, торговлей, ростовщичеством.

Создается крупное царско-храмовое хозяйство, в котором работают зависимые земледельцы, арендаторы и работники, а также рабы.

Общинное самоуправление в сельской местности и большинстве городов. Некоторые территории, города, храмы имели особый статус и не управлялись государственными чиновниками, а также могли освобождаться от налогов и повинностей. Армия приобретает практически полностью профессиональный статус. Воины служат за право пользоваться служебными наделами, которые остаются собственностью царя. Состав армии мог пополняться и представителями завоёванных народов.

Общественный строй:

Основное население:

Свободные общинники – имели земельные наделы, общинное самоуправление и суд, община контролировала оборот земли и выход из общины. Защищались нормами общинного обычая и круговой поруки. Привлекались к выполнению общественных работ и общегосударственных повинностей, составляли основу военного ополчения, армии, занимали должности в низовой администрации. Имущественное расслоение приводило к превращению части общинников в безземельных арендаторов или переселению в города.

Рабство:

Рабство не являлось основной формой эксплуатации населения.

Различные категории рабов: государственные, храмовые, общинные, частновладельческие. Рабы не были полностью недееспособными, могли сохранять ограниченные права на имущество, участие в заключении сделок, даже участие в семейных правоотношениях.

Во многих областях экономической деятельности был необходим квалифицированный труд, поэтому сферы использования рабского труда были ограничены.

Наёмников предпочитали рабам. Даже на роль пастуха скорее нанимали наёмника, чем отдавали эту работу рабу.

Высшие сословия:

Царские наместники, придворный аппарат, чиновники, судьи. Как правило, они получали от царя значительные земельные держания, принадлежали к классу рабовладельцев.

Храмовые служащие могли привлекаться государством к выполнению государственных функций, либо сохранять определённую автономию и льготы. Кроме правовых норм, жрецы подчинялись нормам храмовых религиозных обычаев.

Завоеванные народы:

Представители покорённых общин находились под контролем завоевателей. Городское население составляли торговцы, ремесленники, наёмные работники и др. В городах, как правило, существовало квартальное самоуправление и суды. Платили государству налоги. В селе и в городе было большое количество батраков, наёмных рабочих, слуг, которые находились в различных формах зависимости.

Наёмный труд высоко ценился в экономике.

14.09.2018

Источники права:

1) Обычай

2) Законодательство царей

3) Судебные решения

4) Религиозные нормы

Законодательство правителей очень рано стало занимать ведущее место среди источников права.

Древнейшие законодательные памятники:

1) Законы Уруинимгины (2400 лет до н.э.)

2) Законы Шульги (2100 лет до н.э.)

3) Законы Хаммурапи (18 век до н.э.)

4) Среднеассирийские законы (1500 лет до н.э.)

Царские законы выставлялись в крупных городских центрах на всеобщее обозрение. От чиновников, осуществляющих правосудие, требовалось знание и использование законов.

Законы регулировали только самые важные вопросы, остальное разрешалось регулировать обычаями той местности, где проходил суд. Процессуальные нормы также в основном носили неписанный характер.

Использовались в качестве источников права записи судебных решений, чей авторитет признавался властью и населением.

Относительно слабое влияние религии на внешнее выражение правовых норм в источниках.

Как такового понятия греха или загробной жизни не было, что наблюдается в Древнем Египте. У Междуречья не было как такового понимания загробной жизни, но была регуляция действий во время жизни с оглядкой на загробную.

Судебная система:

Суд вершился от имени царя. Он имел право помилования.

В крупных населённых пунктах и столице существовали царские суды во главе с высшими царскими сановниками. Приговор составлялся в письменном виде и скреплялся печатью. Печать была довольно распространённым явлением. Ей обладала знать, купцы и возможно обычные люди. Отменить свой приговор судья не мог.

Большинство дел решались местными судами: суд общины, суд квартала, храмовые суды. В деятельности этих судов принимало участие население. Община могла осуществлять розыск и преследование, исполнять наказания преступников на своей территории.

Розыскные и исполнительные мероприятия осуществлялись также представителями власти.

Древняя Индия

План лекции:

1) Периодизация и основные этапы развития государственности в Древней Индии.

2) Общественный и государственный строй древнеиндийских государств.

3) Источники права и правовая культура Древней Индии.

Краткая периодизация:

1600-1000 лет до н.э. – 1-й «Ведийский период», вторжение и расселение в Индии древних ариев.

900-600 лет до н.э. – 2-й «Ведийский период», создание первых государств ариев.

500-300 лет до н.э. = распространение буддизма, формирование крупных государств.

4-й век до н.э. – империя Нандов.

317-180 лет до н.э. – империя Маурьев, Чандрагупта (317-298 лет до н.э.), Ашока (277-232 года до н.э.).

Общественный и государственный строй Хараппской цивилизации:

Общественный строй периода Хараппской (Индской) цивилизации неизвестен.

Государственный строй «Хараппской цивилизации» достоверно неизвестен. Предположительно он напоминал монархии шумеро-аккадской цивилизации.

В городах Харрапской цивилизации обычно был большой дворцовый комплекс (возможно – дворец правителя), большие общественные хранилища для продовольствия.

Народы, проживающие в Индии до прихода арийских племён, жили в условиях родоплеменного строя.

Арии в период вторжения в Индию были организованы в общества, живущие по принципу военной демократии. Каждый мужчина-воин мог принимать участие в народном собрании.

Избираемый вождь («раджа»), военная знать, нет социального расслоения. С освоением земледелия сложилась земледельческая община. Существовали группы неравноправного населения и небольшое количество рабов.

В конце 2-начале 1-го тысячелетия до н.э. в древнеиндийском обществе начали формироваться особые сословные группы, связанные с процессами имущественного расслоения и разделения социальных ролей – ВАРНЫ.

Важным фактором было желание ариев отделить себя от местного населения. Существование варн идеологически было связано с волей богов.

В варну человек попадал по рождению, изменить варну было нельзя.

4 варны:

1) Брахманы – жрецы, учителя, судьи. Являются ариями.

2) Кшатрии – воины и чиновники (очень часто сами цари – кшатрии, т.к. царю нужно воевать. По закону можно было убить брахмана, который нападёт на тебя с мечом, т.к. он должен работать только в духовной сфере). Являются ариями.

3) Вайшьи – крестьяне, ремесленники и торговцы. Являются ариями.

4) Шудры – слуги, батраки. Ариями не являются.

Считается, что арии этнически тоже отличались от местного населения и обладали немного более светлым цветом кожи, нежели остальные.

Первые три варны назывались «дваждырождёнными» и предназначались для ариев.

Варна шудры – «единорождённые» - для покорённого населения.

Все представители господствующих варн, согласно религиозным представлениям, должны были пройти в своей жизни несколько стадий:

1) Стадия ученика

2) Стадия домохозяина

3) Стадия отшельника

4) Стадия аскета (отправляется бродить по миру. Старики уходили из семей, чтобы не быть абузой).

Племенные, социальные и профессиональные различия привели к образованию внутри варн особых групп – «каст».

Каст в Индии существует около 2500-3000.

Для каст характерны особые занятия, самоорганизация (кастовые собрания, суды). Особые касты – «неприкасаемые» (чандалы, швапачи и другие).

Джаджамани – система взаимодействия каст.

Рабы («даса») – сравнительно незначительное распространение.

Даже попадая в рабство, человек сохранял свою варну и касту.

Государственный строй:

В период складывания арийских государств большинство представляли монархии во главе с царём («раджа») и наследственной властью.

Совещательный орган при монархе – «паришад» (знать, родственники царя, представители общин).

Иногда сохраняли определённое значение собрания воинов.

Общинное самоуправление.

Существовали нетипичные формы государств – олигархии, кшатрийские республики.

Варны и касты передавались по отцу. Жена не могла быть выше отца по касте (и по варне, естественно).

В 4-м веке возвысилось государство Магадха. На его основе было создано первое крупное государство (Империя Нандов). После вторжения войск Александра Македонского знатный кшатрий Сандрокотт (Чандрагупта) возглавил антимекедонское и антинандское восстание и основал новую династю. При преемниках Чандрагупты было создано огромное государство – империя Маурьев (317-180 гг. до н.э.). Создание этой империи совпало с распространением в Индии буддизма.

Будда (Сиддхартха Гаутама, 6-5 века до н.э.).

Внук Чандрагупты – Ашока (273-232 гг. до н.э.) стал последователем этого учения.

Империя Маурьев – слабоцентрализованное государство, состояло из центральных провинций, которыми управлял царь, его сыновья и наместники и остальных территорий, где сохранялась власть местных правителей.

Царский совет (матрипаришад).

Должностные лица.

Развитое общинное самоуправление.

Армия профессиональная, основана на варно-кастовом принципе (кшатрии). Наследственность службы.

Право в Индии:

Источники права:

1) Веды (знания, мудрость) – религиозные и исторические предания ариев (создавались с серидины 2-го тысячелетия по 5-й век до н.э.)

2) Дхармасутры (Апастамба, Гаутама, Баудхаяма), созд. В 6-3- веках до н.э.

3) Дхармашастры (Ману, Яджнавалкья, Нарада) – 2-4 века до н.э.

4) Артхашастра Каутильи – 4 век до н.э. (либо 3-5 века до н.э.).

5) Обычное право.

6) Эдикты правителей (Эдикты Ашоки).

Виды вед:

1) Ригведа – «Веда гимнов».

2) Яджурведа – «Веда жертвенных формул».

3) Самаведа – «Веда песнопений».

4) Атхарваведа – «Веда заклинаний».

Большое влияние религии на содержание правовых норм. Светские правители не признавались самостоятельными законодателями.

Право толковать религиозный и общинный обычай имели знатоки Вед (в основном брахманы).

Семейное право: брак заключался согласно варновым и кастовым правилам Восемь форм бракосочетания: брахма, дайва, арша, праджапатья – соответствовали варне брахманов, совершались с согласия отца.

Брак «асура» - жених вручает подарки родственникам невесты.

Брак «гадхарва» - добровольный союз жениха и невесты.

Брак «ракшаса» - насильственное похищение девушки, сопровождаемое убийствами и разрушениями.

Брак «пайшача» - насилие над пьяной, спящей или безумной женщиной.

05.10.2018

Большинство браков в Индии заключалось в очень раннем возрасте (нередко молодожёны были младше 10 лет).

Значительное неравноправие мужа и жены. Осуждались повторные браки вдов («Сати» - обряд самосожжения вдов. Вдова бросалась в погребальный костёр мужа, стараясь заколоть себя кинжалом, чтобы упасть в него уже мёртвой).

Собственность приобреталась и договоры заключались согласно положению варн.

Преступления и наказания регулировались также согласно варновому принципу. Связь понятий «преступление» и «грех» (что греховно – то преступно). Важность установления вины преступника.

Очень редко допускался развод, ещё реже – по желанию жены. Такое могло произойти из-за долгого отсутствия мужа, к примеру.

Царские суды: царь или царский чиновник должны были судить вместе с советниками-брахманами. Высшая судебная коллегия («сабха»).

 

На местах:

1) Коллегия прадештаров – розыск и суд по уголовным, административным, налоговым преступлениям. Розыскной и обвинительный процесс.

2) Дхармастхи – окружные суды по гражданским спорам. Состязательный процесс.

3) Общинные суды.

4) Кастовые суды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: