Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Самарский государственный экономический университет»
Институт права
Кафедра организация борьбы с экономическими преступлениями
ОТЧЕТ
По учебной практике
(Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Образовательная программа: борьба с правонарушениями в сфере экономики
Выполнил студент очной формы обучения
по направлению: 40.03.01 «Юриспруденция»
2 курса БПСЭ – 22
_________________ /Праздничкова Ю.В.
Наименование базы практики: Прокуратура Советского района г.Самары
Руководитель от базы практики: Заместитель прокурора района
_________________/Мигунов В.Ю./
Руководитель практики от вуза: преподаватель
К.ю.н,доцент ____________ /Шевырин Е.К./
Самара, 2019 г.
Индивидуальное задание на практику
ФИО студента | Праздничкова Юлия Владимировна | |
Курс | ||
Форма обучения | очная | |
Направление подготовки/специальность | юриспруденция | |
Институт/факультет | Институт права | |
Образовательная программа/специализация | Борьба с правонарушениями в сфере экономики | |
Группа | БПСЭ-22 | |
Вид практики | Учебная | |
Способ проведения практики | Стационарная | |
Форма проведения практики | Дискретно путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения данного вида практики. | |
Тип практики | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности | |
Место прохождения практики (в соответствии с приказом на практику) | Прокуратура Советского района г.Самары по ул. Гагарина, 145 | |
Период прохождения практики | С «17»июня по «29» июня 2019 года | |
Руководитель практики от Университета | Шевырин Евгений Константинович | |
Руководитель практики от профильной организации | Мигунов Владислав Юрьевич | |
Договор о прохождении практики (в случае прохождения практики обучающимся на основе долгосрочного договора на практику/стратегического соглашения – указывать номер долгосрочного договора/стратегического соглашения) | Договор №26-06/2015 от 26.06.2015 | |
Содержание индивидуального задания | ||
· К какому виду органов государственной власти относится та структура, где студентом осуществляется учебная практика; · С какими государственными и негосударственными органами взаимодействует данная структура, и в каком порядке; · Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу организации и деятельности данной государственной структуры; · Что представляет из себя система правового регулирования организации и деятельности данных органов; · Изучение функциональных особенностей сотрудников организации; · Приобретение навыков работы с входящей и исходящей документацией; познание принципов и приобретение опыта секретного и несекретного делопроизводства. | ||
Планируемые результаты практики (приводится перечень и наименование компетенций в соответствии с ФГОС, для профессиональных компетенций указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС, этап формирования) | ||
Код компетенции | Этап формирования | |
Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности ОПК-5 | промежуточный | |
Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОПК-6 | промежуточный | |
Владением навыками подготовки юридических документов ПК-7 | промежуточный | |
Задание составил (руководитель от университета) | Шевырин Е.К/__________ «___»____________________ | |
Задание, содержание и планируемые результаты практики согласовал (руководитель от профильной организации, если практика проходит в профильной организации) | Мигунов В.Ю./__________ «___»____________________ | |
Задание принял | Праздничкова Ю.В./__________ «___»____________________ | |
Содержание индивидуального задания
· К какому виду органов государственной власти относится та структура, где студентом осуществляется учебная практика;
Прокуратура Советского района по Самарской области не относится ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной власти. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 не относит прокуратуру к какой-либо ветви власти. Однако в Конституции Российской Федерации о прокуратуре написано в главе «судебная власть», хотя прокурор несмотря на свое участие в некоторых судебных заседаниях, не является судьей. В случае отсутствия независимого от судов надзора (прокурорского), не будет механизма реагирования на нарушения законов судами.
Таким образом, прокуратура является органом государственной власти, но ни к одной ветви не относится.
· С какими государственными и негосударственными органами взаимодействует данная структура, и в каком порядке;
Прокуратура, несмотря на свою самостоятельность, взаимодействует со всеми тремя ветвями власти Российской Федерации.
Рассматривая взаимодействие прокуратуры с судебной властью, нужно отметить, что в любой стадии процесса прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Говоря о взаимодействии прокуратуры с исполнительной властью, стоит подчеркнуть, что их отношения строятся по двум направлениям: надзор - контроль над деятельностью органов исполнительной власти и взаимодействие.
Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью состоит в надзоре прокуратуры за законностью нормативно правовых актов и законов Конституции.
· Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу организации и деятельности данной государственной структуры;
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
1. Конституцией Российской Федерации
2. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации
4. Уголовным кодексом Российской Федерации
5. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
6. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.
7. Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.
8. Кодексом Российской Федерации об административном судопроизводстве.
9. Другие нормативно-правовые акты, которые действуют на территории нашего государства.
На основании вышеизложенных нормативно-правовых актов, должностные лица прокуратуры в рамках своей деятельности опираются на положения внутриведомственные нормативно-правовые акты:
1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.03.2014 № 134 «Об утверждении перечня должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.05.2011 № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»).
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности».
4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.05.2014 № 287 «Об утверждении положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и перечня должностных лиц органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, по решению которых осуществляются проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и контроль за расходами».
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.11.2014 №611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требовании к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
7. Приказ Генерального прокурора РФ от 27 мая 2014 г. N 285 "Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы".
8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений».
9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.04.2008 № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».
10. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.06.2011 № 180 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».
11. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.09.2007 № 149 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией».
12. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282 «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции».
13. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
14. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (ред. от 07.03.2018) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".
С вышеуказанными нормативными актами, а также с другими приказами Генерального прокурора Российской Федерации, можно ознакомиться на официальном сайте прокуратуры Самарской области.
· Что представляет из себя система правового регулирования организации и деятельности данных органов;
Организация и деятельность прокуратуры регламентируются совокупностью конституционных норм, законодательных и иных нормативных правовых актов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст.71).
Согласно ст.129 Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование.
В соответствии с п.5 ст.129 Конституции Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Закон содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры (ст.4), функции прокуратуры (ст.1, 8, 9, 31). В нем содержится совокупность норм, характеризующих прокуратуру Российской Федерации как систему, определяются составляющие ее звенья.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным) законодательством.
Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Наиболее систематизированная и детализированная совокупность норм об организации, о полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются Таможенным кодексом РФ (ст.248, 227, 228 - надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ).
Отдельные нормы, определяющие задачи и надзорную функцию прокуроров, содержатся в Трудовом кодексе РФ, иных кодифицированных законодательных актах.
Нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются в различных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодатель подчеркивает повышенную значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов. Об этом имеется прямое указание: в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (в редакции от 20 марта 2001 г.) (ст.21); Федеральном законе «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) (ст.25); Федеральном законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. (в редакции от 9 марта 2001 г.) (ст.38); Федеральном законе РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) (ст.22).
Специальными федеральными законами регламентируются задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений, ввиду специфики которых прокурор является по существу единственным «внешним» гарантом законности. К их числу относится, например, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. (в редакции от 9 марта 2001 г.)
· Изучение функциональных особенностей сотрудников организации;
Функциональные особенности прокуратуры указаны в первой статье Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 и определяются его надзорной функцией.
Они обязывают сотрудника следить за соблюдением Конституции при принятии законов руководителями различных уровней власти, работающих в разных ведомствах и отраслях. Прокуроры обязаны проводить проверки по поступающим в ведомство заявлениям граждан, а также контролировать деятельность подчиненных им ведомств, также рассматривать заявления граждан, вызывать руководителей для допроса по поводу нарушения законов, разъяснять гражданам их права и обязанности, проводить проверки по поступившим заявлениям.
Должностные функциональные обязанности сотрудников этого ведомства также определяются различными кодексами: УПК, ГПК, АПК и другими нормативными актами, связанными с профильными прокурорскими ведомствами, надзирающими за военными, транспортной системой, ФСИН.
Любое прокурорское ведомство выполняет надзорные функции по соблюдению законности в рамках своей специализации. Этим определяется разнообразие должностных прав и обязанностей их сотрудников.
Все должностные права и обязанности связаны с осуществлением надзорной деятельности и регламентируются специальной должностной инструкцией и закреплены в должностном регламенте, который определяет 47 статья ФЗ №79.
· Приобретение навыков работы с входящей и исходящей документацией; познание принципов и приобретение опыта секретного и несекретного делопроизводства.
Задачей учебной практики в Прокуратуре Советского района в городе Самаре было: изучение структуры, форм, методов работы прокуратуры и ознакомление с характером и содержанием работы отделов районной прокуратуры.
Во время прохождения практики мною применялись полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.
Мною было рассмотрено:
- принцип контроля над соблюдением законодательства в сфере благоустройства и содержания мусорных контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО);
- принцип контроля над соблюдением обязательных требований при установке рекламных конструкций;
- принцип контроля над соблюдением законодательства в сфере организации стоянки транспортных средств на земельных участках, занятых автомобильными дорогами;
- принцип внесения (регистрации) обращений граждан в АРМ ЕС ОГ – «автоматизированное рабочее место единой сети обращения граждан» (ЛАРМ).
За время прохождения практики я ознакомилась с деятельностью прокуратуры, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок работы данной организации, структуру, порядок организации и полномочия помощников прокурора, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
В качестве информационной базы использовались учредительные документы, устав, штатное расписание, положения о внутреннем распорядке и другие данные, предоставленные в организации.
Совместный рабочий график (план) проведения практики [1]
Руководитель практики от Университета _____________/_______________________ «______»____________________________ | Руководитель практики от организации _____________/_______________________ «______»____________________________ |
№ п/п | Планируемый вид работы | Продолжительность (в неделях, днях) |
| Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка. | 17.06.2019 |
Общая характеристика деятельности организации (наименование, цель создания, организационно-правовая форма, основные учредительные документы, разрешенные виды деятельности, структура, органы управления) | 18.06.2019 | |
Изучение функциональных обязанностей сотрудников организации | 19.06.2019-26.06.2019 | |
| Подготовка отчета о прохождении практики | 27.06.2019 |
*п.1 и п.4 менять нельзя, все остальные пункты поддаются корректировке
Студент ознакомлен: ____________________________________________
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации