Формы учебного процесса на факультативных занятиях политературе.




Все действующие факультативные курсы по литературе имеют прямую связь с основным школьным курсом старших классов: русская литература первой половины ХIХ в. (9 класс), второй половины ХIХ в. (10 класс), литература народов СССР советского периода (11 класс), курсы зарубежной литературы (9-11 классы).

[44;230]. Факультативные курсы развивают и дополняют содержание и ведущие идеи основного курса литературы и образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего литературного образования.

До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия “не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательными задачами, иметь как можно меньше общего с уроком литературы”[48;120]. Во многих, часто априорных, суждениях о факультативных занятиях по литературе нередко проявляется стремление концентрировать внимание только на отличиях факультативных занятий от урока литературы.

Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы на факультативных занятиях в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы – общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего единства факультативных занятий с уроком литературы.

Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе позволяют сделать вывод об общем и специфическом в изучении литературы на уроках и факультативных занятиях.

Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе.

Вместе с тем важнейшими специфическими признаками факультативного изучения литературы являются свободный выбор учениками литературы как предмета изучения и целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества писателей и литературного процесса, усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений. Здесь в особенности четко проявляется основное предназначение факультативов – совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по литературе. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

Можно сказать, что учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды внеклассной литературной работы. Говоря об учебном процессе, мы подозреваем под ним “систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения: учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все виды (формы) обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся”[52;99].

Мы считаем возможным отнести к основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях беседы,лекции, практическиезанятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов школьников.

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учеников и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.

Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико - литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят, по преимуществу, фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.

Так, например, приступая к изучению творчеству Пушкина на факультативе в 9 классе, учитель в целях научно-библиографической информации проведет визуальное знакомство учеников с научными изданиями сочинений Пушкина, даст характеристику пушкинских библиографических и специальных справочников и словарей, образцов научных исследований творчества поэта, научно-популярных и художественно-исторических книг о Пушкине. Занятия по современной литературе советского периода в 11 классе учитель начнет вступительной лекцией или беседой, которые желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель даст основные ориентиры для знакомства с современной литературой; назовет выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые издания типа “Литературной газеты”, “Роман-газеты” и т.д.

Для того, чтобы ученики овладевали умением самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части – главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.

Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата,да и во второй – третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать “концепцию” доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основа одной-двух обобщающих работ, а “требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников, например: “Макаренковцы в жизни” (реальные прототипы героев “Педагогической поэмы”; их жизненные судьбы) или очерк жизни и творчества одного из молодых поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого и др.)”.[55;131] по групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

В отличие от вузовского, школьный семинар должен основываться на большем разнообразии видов самостоятельной работы учащихся с учетом разных уровней их общего и литературного развития, разных возможностей и способностей учеников, их склонностей к той или иной деятельности.

 

Содержание факультатива.

Содержание факультатива обычно определяется потребностями общества, общей направленностью его развития, социально-идеологическим содержанием обучения. Кроме того, содержание определяется спецификой учебного заведения.

Так, до начала перестройки всего нашего общества в целом и образования в частности, содержание факультативных курсов определялось конкретными рекомендациями Министерства Просвещения и заключало в себе различные ответвления школьной программы, рассмотренные более широко, углубленно, например: “Русская литература первой половины XIX в., второй половины

XIX в., литература советского периода, литература, посвященная Великой Отечественной войне и т.д.” [44;234].

После начала перестроечных, реформаторских процессов, которые значительно затронули и образование, содержание факультативов перестало быть столь регламентированным, как ранее. Педагоги получили большую свободу в выборе тем для дополнительных занятий с учащимися, после чего можно наблюдать значительное разнообразие тем. Хотя, в основном, новые, оригинальные формы факультативов разрабатываются методистами с более четкой ориентацией на специальные учебные заведения, как то: гимназии, лицеи с гуманитарной направленностью, углубленным изучением литературы, лингвистических дисциплин и т.д.[43]. Причем педагогами выбираются темы, имеющие актуальность в современном образовании. Например, для школ с углубленным изучением английского языка предлагаются такие факультативные курсы, как “Американские классики” (Н.П.Михальская), “Английская литература: писатель и время” (Н.П.Михальская)[43],что значительно расширяет кругозор ученика в литературе, обычаях, мировоззрении англоязычных государств, играющих в настоящий момент в мире значительную роль.

Также популярными становятся факультативные курсы по литературе, совмещенной с краеведением, например: “Литературные традиции Тамбовской земли” (В.Е.Андреев) [43],что кроме овладения искусством слова развивает в учениках еще и трепетное, уважительное отношение к своей малой родине, усвоение знаний по истории родного края. Таким образом, в последнее время тематика факультативных курсов значительно расширилась, причем часто она сочетается с различными видами искусств или же посвящается истории литературного процесса, что способствует более глобальному пониманию школьниками литературы.

 

§ 2. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Нами разработан факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы, включающий в себя сведения как из теории, так и из истории мирового искусства и, в частности, русской литературы. Его содержание позволяет сформулировать название следующим образом: “Современные тенденции в развитии русской литературы”. Однако, учитывая обширный объем этой темы на современном этапе развития русской литературы, значительное количество литературных течений и методов, их сложность для понимания школьниками старших классов, мы решили ограничиться, лишь тенденциями постмодернистической эстетики в русской литературе.

Однако это направление также достаточно сложно для понимания, требует знания большого объема русской классической литературы, всех его этапов, знания основных философских идей, взглядов XIX и XX веков. Подобный уровень в какой-то мере доступен лишь ученикам одиннадцатых классов, т.к. они ознакомились с основной частью классической и приступили к изучению современной литературы.

Данный курс мы рекомендуем для гуманитарных гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы и истории.

Основная цель курса – познакомить школьников с постмодернистской эстетикой и ее местом, в русской литературе, и, в частности, в литературе.

Задачами курса являются:

1) Знакомство с эстетическими положениями постмодернизма.

2) Анализ и выявление постмодернистских черт в произведениях

А.Битова и В. Пелевина.

3) Обзорное знакомство с произведениями других авторов,

работающих с использованием постмодернистских приемов.

4) Обобщение литературоведческих знаний, введение новых терминов

“постмодернизм”, “концептуализм”, “поп-арт”, “соц-арт” и др.

5) Попытка определить место и роль постмодернистской эстетики в

современной русской литературе.

Кроме общеобразовательных задач данный факультативный курс преследует и воспитательные, согласно возрастным особенностям старших школьников:

- формирование основ мировоззрения школьника, создать ситуацию профессионального и нравственного самоопределения, формировать адекватную самооценку учащихся;

- дать учащимся понятие эстетического вкуса;

- усилить интерес к культурным явлениям, не входящим в школьную программу, расширить кругозор, развить самостоятельность мышления;

Данный факультатив рассчитан на 35 часов в год (1час в неделю или 2 часа в две недели). Основными формами занятий предполагаются беседа, лекция, практические занятия, семинар, самостоятельная работа.

Актуальность данной темы видится в том, что постмодернизм как философия, как эстетика, как мировоззрение, с момента зарождения последние десятилетия приобретает все большее значение в мировой культуре. В нашей стране первые ростки постмодернизма появились в начале XX века как противостояние авангардной парадигме и как результат прогресса общественной мысли и философии. Постепенно сторонники этой эстетики появляются во многих видах искусства – в литературе, киноискусстве, изобретательном искусстве и др.

С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь мы все в большей или меньшей степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой ставит под сомнение существование действительной реальности. Именно на этом сомнении, как основном принципе и строится все произведения постмодернистской эстетики. К тому же подобный взгляд на мир вскоре станет составной частью нашего мировозрения. Именно поэтому необходимо знакомить школьников с одной из основных философско-эстетических мыслей XX века. При этом необходимо учитывать, что исследователи, философы, филологи, искусствоведы, считают, подобную ситуацию весьма перспективной и значительной для развития русской и мировой культуры, хотя эта проблема пока однозначно не решена.

Мы считаем, что знакомство с постмодернистской литературой, с ее чертами и философией для школьников гуманитарной направленности необходимо, т.к. этап постмодернизма в истории мировой и русской культуры начинает играть существенную роль, хоть и не определенную до конца.

Учитывая сложность темы, предлагаем в процессе факультатива ограничиться знакомством с некоторыми признаками постмодернизма, в основном формальными, а также изложить основополагающие философские взгляды, которые будут наиболее доступны для понимания школьников. Данные теоретические положения рекомендуется рассмотреть на примере рассказов В.Пелевина “Спи”, “Девятый сон Веры Павловны” для того чтобы они были более понятыми в последствии.

Основная часть курса будет заключаться в прочтении и анализе произведений двух представителей постмодернистской эстетики – А.Битова “Пушкинский дом” и В.Пелевина “ Омон Ра ”.

А.Битов интересен нам как представитель поколения “шестидесятников”. Он одним из первых в нашей стране стал последовательно использовать формальные приемы постмодернизма. Виктор Пелевин -–писатель молодого поколения, быстро набирающий популярность и имеющий влияние на молодежь разной степени образованности. Он представитель крайней ветви постмодернизма – поп-арта в своем творчестве обнаруживает сходство с западным постмодернизмом. Эти два писателя – представители разных направлений, и нам необходимо рассмотреть их творчество, чтобы дать наиболее полную критику этого явления.

При анализе этих произведений необходимо будет найти их своеобразие и черты, присущие постмодернизму, а также познакомиться с личностью писателей, их основными работами.

Нелишним будет и знакомство со стихотворным творчеством и поэтами, примыкающими к данной эстетике. Завершающим этапом курса станет совместная со школьниками характеристика постмодернизма как культурной и философской эстетики.

Что касается практических рекомендаций по распределению занятий, то мы считаем что более удобным будет проводить спаренные занятия раз в две недели в течении всего учебного года, так тематический план предусматривает занятия объемные, охватывающие широкую тему, требующую подробного рассмотрения. Для таких занятий одного часа в неделю будет недостаточным. К тому же учащимся будет необходимо время для прочтения рекомендуемых произведений, критических статей, дополнительной литературы, выполнения домашних заданий.

 

Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

ТЕМА Кол Час тип занятия Примечание
1. Постмодернизм как фило- Софская эстетика. Основ- ные черты. На примере рассказа “9-ый сон Веры Павловны” В.Пелевина.   лекция Желательно, чтобы рассказ был прочитан заранее.
2. Рассказ “Спи” В.Пелевина. Знакомство с романом А. Битова “Пушкинский дом”.   практическое занятие. лекция  
3.   Композиция романа “Пуш- кинский дом”. Роль приме- чаний.   беседа Повторить понятие “композиция”.
4. Поэтика номинаций рома- на как черта постмодер- низма.   практическое занятие Ввести терм. “цитата”, “ал- люзия”, “реми нисценация”.
5. Проблема героя в произве- дении. Герои – функции.   семинар Дать план. Ввести поня- тие “симулякр
6. Автор-личность и автор- Повествователь в произве- дении.       беседа, практическое занятие   Ввести поня- тия “субъект повествова- ния” и его виды.
7. Роман “Пушкинский дом” как обличение симуляции реальности. Идейное напол- нение произведения.   беседа Повторить понятие “идея”
8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом “Пушкинский дом”.   лекция Доклад учащегося
9. Композиция романа. Роль второй главы.   практическое занятие  
10. Главный герой романа В.Пелевина “Омон Ра”   беседа  
11. Роль и значение имен и названий в романе.   практическое занятие Подготовить- ся дома
12. Черты соц-арта в произведении. Тема подвига.   беседа, прак- тическое заня тие Сообщения учащихся о соц-арте и его чертах
13. Роль буддизма в произве- дении Пелевина.   семинар  
14. Роман В.Пелевина – много- уровневое произведение.   беседа  
15. Современная поэзия (Д. А. Пригов, Вс. Некрасов, Т. Кибиров)   лекция,практическое занятие. Несколько экз. текстов
16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве.   семинар-беседа Требует тщательной подготовки.
17. Заключительная игра “Постмодерн пикчерз представляет”   КВН, творч. задания Две команды. Некоторые за-дания дать заранее.

 

Содержание факультативного курса.

1. Постмодернизм как философская эстетика. Основные черты. Цель занятия: дать понятие постмодернизма как философской эстетики, раскрыть его основные черты и показать их на примере рассказа В.Пелевина “9-ый сон Веры Павловны”. Содержание занятия:

- Рассказать об истоках постмодернизма за рубежом и в нашей стране.

- Познакомить с основными идеологами, фиксировавшими черты постмодернизма.

- Раскрыть основные черты русского и западного постмодернизма.

- Познакомить с основными чертами, доступными для понимания учащихся.

- Закрепление их на примере рассказа “9-ый сон Веры Павловны” Важно усвоение основных принципов и черт постмодернистской эстетики, а также умение видеть их в тексте. На занятии дается основной список литературы.

2. Рассказ “Спи” В.Пелевина. Чтение и анализ рассказа на занятии. Самостоятельный поиск учащимися формальных и содержательных черт постмодернизма. (на примере композиции, идеи, основных содержательных средств). Знакомство с романом А.Битова “Пушкинский дом”. Цель: познакомить учащихся с А.Битовым и его романом.

- Битов как представитель поколения “шестидесятников”, стремящийся к новым веяниям, достижениям в литературе и одновременно остающийся приверженцем классической традиции.

- Роман Битова как начальный этап русского постмодернизма.

3. Композиция романа “Пушкинский дом”. Роль примечаний. Цель: выявить особенности композиции романа и рассмотреть роль к композиции в постмодернистской эстетике. Найти основные части романа (предисловие, “Курсив мой – А.Б”, главы, примечания), попытаться выяснить цель такого деления; Преподаватель раскрывает роль предисловия, примечаний в постмодернистском произведении.

4. Поэтика названий и имен романа как черта постмодернизма. Цель: научиться находить в тексте и определять роль номинаций, цитат, аллюзий, реминисценций.

- Ввести термины “цитата”, “аллюзия”, “реминисценция”.

- Поиск их в тексте, определение происхождения.

- Выяснить их роль в тексте как основной формальной черты постмодернизма.

5. Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. Семинар. Цель: определить особенности постмодернистского героя.

- Две версии семьи героя. Цель введения второго варианта.

- Герой Лева Одоевцев, его метаморфозы, отношения с другими героями.

6. Автор – личность и автор – повествователь в романе. Цель: Определить особенности субъекта повествования.

- Ввести понятие “субъект повествования” и его виды.

- Определить разницу Автора-Андрея Битова, автора-повествователя, их соотношение и цель введения разных субъектов повествования в произведение.

7. Роман “Пушкинский дом” как обличение симуляции реальности. Цель: Определить основное идейное наполнение романа.

- Какую идею выражают все основные художественные средства: композиция, система образов, главный герой, номинация глав и частей и т.д.

8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом “Омон Ра”. Цель: познакомить учащихся с основными произведениями и принципами творчества В.Пелевина.

- О личности В.Пелевина. Начало творчества. Рассказы. Малая Букеровская премия.

- Романы Пелевина “Чапаев и Пустота”, “Жизнь насекомых”, “Поколение П”. Обзор. Пелевин – представитель поп-арта.

- Роман “Омон Ра”.

9. Композиция романа. Роль второй главы. Цель: выяснить особенности композиции романа. Работа с текстом, анализ. Проследить отражение последующих событий романа во второй главе.

10. Главный герой романа “Омон Ра”. Цель: Выявить особенности героя романа.

- Детство героя, его воспоминания.

- Разбор основных художественных средств изображения внутреннего мира героя.

- Философские проблемы, затронутые автором.

- Соотношение автора и героя повествования.

11. Роль и значение имен и названий в романе. Цель: Поиск и определение роли номинаций в тексте.

- Практическая работа с текстом. Поиск перекличек, аллюзий, ассоциаций.

12. Черты соц-арта в произведении Пелевина. Тема подвига. Цель: познакомиться с одной из ветвей постмодернизма – соц-артом, его основными чертами, происхождением и видеть эти особенности в тексте.

- С помощью преподавателя готовится сообщение учащегося о чертах соц-арта и его происхождении. После – практическая работа с текстом.

13. Роль буддизма в произведении Пелевина. Семинар. Цель: выяснить степень присутствия и роль философии буддизма в романе.

- Буддизм как восточная философия. Доклад.

- Мировоззрение главного героя.

- Роль буддизма в романе.

14. Роман В.Пелевина – многоуровневое произведение. Цель: поиск и обсуждение разных уровней повествования.

- Внешний, фабульный уровень.

- Аллюзийный уровень

- Уровень философских вопросов.

15. Современная поэзия(Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров). Цель: познакомить с основными направлениями современной поэзии.

- Ввести термин “концептуализм”.

- Познакомить с яркими представителями течений, с их творчеством.

- Разбор текстов, выявление основных художественных приемов творчества.

16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. Цель: подвести итоги всего курса. Рассмотреть место и роль постмодернизма в современном искусстве.

- Подготовить сообщение о представителях постмодернизма в разных видах искусства. Совместное обсуждение и предположения о роли постмодернизма в настоящем и будущем искусства.

17. Заключительная игра “Постмодерн-пикчерз” представляет…” Цель игры: повторить пройденный материал, развить творческие способности учащихся и создать положительный эмоциональный настрой. Важно заранее организовать и настроить команды, продумать задания.

 

Планы семинарских занятий факультатива.

Проблема героя в произведении. Персонажи-функции.

План:

1. Первый вариант героя и его семьи.

2. Второй вариант героя и цель введения его автором.

3. Лева Одоевцев в системе образов романа. “Середина контраста”.

4. Персонажи-функции как черта постмодернизма.

5. Особенности постмодернистского героя.

Литература:

1) Лавров В. Три романа А.Битова или воспоминания о современнике.//Нева, 1997. -№ 5. - С. 185-196.

2) Липовецкий М.Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом” //НЛО, 1995. – №11. - С. 230-244.

Роль буддизма в произведении В.Пелевина.

План:

1. Буддизм как восточная религия и философия. Основные положения.

2. Мировоззрение главного героя.

3. Роль буддизма в романе Пелевина.

Литература:

1) Курицын В. Группа продленного дня.// В.Пелевин Жизнь насекомых. М.:Вагриус, 1997. – С.7-12

2) Философские словари, справочники, энциклопедии.

Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве.

План:

1. Основные черты постмодернизма в современной русской литературе.

2. Постмодернизм в других видах искусства. Доклад.

3. Беседа на тему: “Роль постмодернизма в современном искусстве и его перспективы”.

Литература:

1) Кривцун О.А. Эстетика: Учеб. – М.: Аспект – Пресс,1997, - 576с.

2) Культурология. Учеб. пособие для студ-ов вузов. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997, - 576с.

3) Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач. 90-х гг. ХХв. Учеб. пособие для студентов филфаков вузов. – Минск, 1997. – 231с.

4) Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя, 1998. - №4. – С.209-220.

 

Произведения, которые необходимо прочитать учащимся по курсу:

1. Битов А. Пушкинский дом. - М.: Известия, 1990. – 399с.

2. Пелевин В. Сочинения: В 2 т. Т.1:Омон Ра: Роман; Бубен нижнего мира: Рассказы, - М.; Терра, 1996. – 368с.

3. Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты. - М., 1998. – 364с.

 

Критическая литература для подготовки к факультативному курсу:

1. Антонов А. Внуяз.// Грани, 1995. - №177, С.125 – 148.

2. Битов как состояние и достояние. // Книжное обозрение, 1998. - №37. - С.13.

3. Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя, 1995. - №12 С.210 – 214.

4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект – Пресс, 1998. – 430с.

5. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Феникс, 1997. – 576с.

6. Курицын В. Группа продленного дня // Пелевин В. Жизнь насекомых. - М.: Вагриус, 1997. - С.7 – 12.

7. Лавров В. Три романа Андрея Битова, или воспоминания о современнике. // Нева, 1997. - №5. - С.185 – 196.

8. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом” //НЛО, 1995. - №11. - С.230 – 244.

9. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 752с.

10. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач.90-х гг. XX в. Учебное пособие для студентов филфаков вузов. - Минск, 1997. – 231с.

11. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя, 1998. - №4. – С.209 - 220

12. Русская литература ХХ века. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Ред. Агеносова В.В. - М.: Дрофа, - 1998. – 352с.

 

Заключение.

Целью нашего исследования было рассмотреть с точки зрения эстетики постмодернизма два произведения современной русской литературы роман А.Битова “Пушкинский дом” и роман В.Пелевина “Омон Ра”, и на их примере определить особенности русского постмодернизма по сравнению с западным.

В процессе исследования нами было выявлено, что А.Битов использует основные формальные черты постмодернизма, такие как постоянная рефлексия автора и героя, сложную систему субъектов повествования, вариативности и изменчивость главного героя, использование второстепенных героев-функций, дискретную композицию романа, нарочито игровое использование цитат, аллюзий в номинациях глав, разделов и др., с конкретной целью запечатлеть симулятивность эпохи, современной культуры, ее совершенный отрыв от реальности, и бытие на основе символов ушедшего культурного пласта. Наличие в произведении четко прочитываемой идеи позволяет отнести это произведение к реалистической традиции русской литературы. Приемы, используемые автором, служат развитию иди, углубляют его идейное и философское звучание, расширяют возможности автора, активизируют интеллектуальные способнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: