Нет ничего важнее в лагере, чем орг.период. Многие бывалые вожатые говорят: «Как орг. период пройдет, так пройдет и вся смена!»
Его девиз: «Ни одной свободной минуты!»
Цели и задачи периода:
Помочь ребенку адаптироваться к лагерю
Знакомство детей друг с другом и вожатым
Формирование правил и норм
Установление дисциплины
Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд.
Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Основные события:
заезд, знакомство, орг.хоз.час., концерт, КТД на раскрытие творческих способностей и интересов, посвящение.
В этот период дети проверяют ваши границы, в каких моментах они смогут вас сдвинуть со своих позиций, поэтому важно следовать принципам работы вожатого. Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора. Главная задача вожатого в первые часы - влюбить в себя детей. Чтобы они не захотели уходить в другой отряд, даже если такие мысли были изначально.
Именно в этот период формируется авторитет вожатого.
Основные итоги.
К концу орг.периода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Орг. период заканчивается организационным сбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены.
Правило первого дня: ВСЕ ДЕЛАЮТ ВСЁ!
Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:
Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.
Организовать быт и режим лагеря.
Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)
Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические.
Создать атмосферу комфорта и уюта.
Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематикой смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)
Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).
Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.
Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.
Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят. Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.
Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.
Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)
Принять законы и правила отряда
Если ребёнок просится домой…
Конечно, практически у каждого ребёнка будут появляться грустные мысли, что всё здесь не так, что дома лучше, некоторые дети будут плакать. Из-за этого не стоит сразу расстраиваться и винить себя, но и оставлять без внимания таких детей тоже не надо. В эти первые три дня нужно обязательно найти время, чтобы пообщаться с каждым ребёнком в отряде (даже если их около 40), по возможности очень душевно. С теми детьми, которые никак не могут включиться в жизнь лагеря, нужно поговорить отдельно. В ответ на его слёзное «Скучаю по маме…» можно сказать, что я тоже скучаю по маме и по дому. Это позволит ему понять, что он не один в своих переживаниях и возможно приведёт к тому, что ребёнок откроется для детей из отряда и заведёт себе друзей, с которыми быстро забудет про свои горести. А сдружиться с остальными детьми и забыть про горести – в этом ему поможет его любимый вожатый, выполнив все задачи орг. периода!
Расселение:
Стоит оставить детей на несколько минут в покое, когда их разводишь по палатам, чтобы они привыкли к обстановке, но не оставлять их без внимания. Важно правильно распределить детей по палатам - не посадить тихого мальчика в палату к хулиганам и наоборот.
- Проверить наличие у детей лекарств, медикаментов.
- Ценные вещи и деньги.
- У старших детей обратить внимание на алкоголь и сигареты.
- Обратить внимание детей друг на друга