III. Сообщения студентов, конспектирование




Тема 7. А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Драма «Гроза».

Цели: раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; ознакомить студентов с жизнью и творчеством драматурга.

Методические приемы: лекция учителя, работа с таблицей, сообщения студентов, конспектирование.

Оборудование: портрет А.Н. Островского (художник С. Бондар или Перов), видеозапись материалов к уроку.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфов, плана урока

План

1. «Колумб Замоскворечья». Биографическая справна.

2. А.Н. Островский - создатель русского национального театра. Малый театр.

3. Место А.Н. Островского в литературной борьбе идей XIX в.

«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать. «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». (Из письма И.А. Гончарова А.Н. Островскому)

«Моя задача - служить русскому фанатическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я.Я - все: и академия, и меценат, и защита». (А.И. Островский «Автобиографическая записка»)

II. Слово учителя

У А.Н. Островского были основания для такого утверждения. Написал для театра около 50 пьес. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров. «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», - писал А.Н. Островский в 1871 г.

Наша задача - ознакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

Всмотритесь в портрет А.Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его - свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин)

Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья - покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 г. в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом -как раз напротив Кремля, ни другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.

Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой... Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой Цирюльни без меры завитые я напомаженные.

Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».

 

III. Сообщения студентов, конспектирование

1. Детство и юность Островского.

2. Годы службы. Общественная деятельность.

3. Первые пьесы Островского.

4. Последние годы жизни А.Н. Островского.

6. Просмотр видеозаписи.

 

IV. Составление хронологической таблицы

Этапы жизни События
Детство и юность Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в семье воспитанника духовной академии, выбившегося в.чиновники, и дочери просвирни. Его дед по отцу был священником, дед по матери - пономарем, с церковным причтом были связаны его многочисленные дядюшки и тетушки. В1831 г., когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна.«... Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь...» В сентябре 1835 года Николай Федорович подал в Московскую губернскую гимназию прошение принять туда своего старшего сына. Отец скромно просил определить сына «в такой класс гимназии, в которой по экзамену он окажется достойным». Островский оказался достойным поступить в третий класс... Островский учился в гимназии с умеренным успехом, особыми способностями не блистал. Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано и записать мелодию. Это помогло ему потом в совместной работе с композиторами. Все Островские глубоко уважали книгу. Едва Николая Федорович встал на ноги, он завел в доме большую библиотеку. Гимназист Островский подучил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечения - Пушкин, Грибоедов, Гоголь. 17 июня 1840 г. Островский сдал последний экзамен... Он получил право поступать в университет без предварительных экзаменов. Никто из его товарищей по гимназическому выпуску не шел в юристы, а уж ему это совсем было не по душе. Но отец рассудил иначе. Скрепя сердце Островский окунул в чернильницу тонко очинённое гусиное перо и написал: «Окончивши полный курс гимназического учения, желаю, для усовершенствования себя в науках, поступить в Императорский Московский университет на Юридическое отделение. Александр Островский. 1840. Июня 18 дня...»  
Университетские годы Первыйгод университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 г. не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему. Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Итогом этого увлечения стал провал экзамена по истории римского права 6 мая 1843 г. Это означало - исключение из университет. Островский не стал ждать и сам подал прошение об уходе. 22 мая ему было выдано свидетельство об «увольнении от университета». О том, что ждало Островского дома, мы можем лишь догадываться. Но точно известно одно: 19 сентября 1843 г. Островский был зачислен в Московский совестной суд на должность канцелярского служителя, писца (отец сходил «куда-то, поговорил с кем надо»)
Годы службы в суде Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей - и суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение - Московский коммерческий суд. Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 г. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы...
Начало литературного пути. Первые работы Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Островский начинает пробовать себя и в драматургии. Одновременно затеваются 2 пьесы - «Исковое прошение» и «Несостоятельный должник». 9 января 1847 г. в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии "Несостоятельный должник"». 14 февраля 1847 г. Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу на квартире С.П. Шевырева. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. В конце 1847 г. он ознакомился с женщиной, жившей по соседству. Агафья Ивановна, была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться - это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней. Так вот, невенчанной женой Островского прожиласкромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна. 1847-1848 я половину 1849 гг. Островский работал над пьесой «Банкрот”. Пьеса получила свое второе название. 16 марта 1850 г. журнал «Москвитянин» с комедией «Свои люди - сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией. Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою овальность. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но и горячо выражали ему свои симпатии. Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Москвитянин», издаваемым Погодиным. Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Москвитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя Погодина была притчей во языцех в московском литературном кругу
Служба театру В начале 50-х годов XIX в. репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург... Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве. Автор берется написать пьесу, небольшую по объему, легкую, сценичную, которая без осложнений пройдет цензуру. Начинается работа над «Не в свои сани не садись». 14 января 1853 г, состоялась премьера. На другой день вся Москва говорила о спектакле. 1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами. В августе 1853 г. в Малом театре была сыграна «Бедная невеста». Имя Островского укоренялось в репертуаре. 16 ноября 1959 г. состоялась премьера «Грозы» в Малом театре. В I860 г. была разрешена для представления пьеса «Свои люди - сочтемся». С триумфом прошел десятилетие назад запрещенный «Банкрот». Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место». Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. Пьесы «Гроза» и «Грех да беда...» были увенчаны большой академической («Уваровской») премией. В 1863 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса. В 1868 г., он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т. д. Успех пьес вернул Островскому силы  
Последние годы жизни В 70-е годы XIX в. внешние события жизни Островского были бедны, заурядны, но огромная созидательная душевная работа тайно совершалась в нем. В том, что он делал, многое казалось пробой, исканием. Но когда на следующий день после премьеры почтальон приносил в дом свежие газеты, Островский раскрывал их с недоверием и опаской. Газеты писали: «Как измельчал талант первого нашего драматурга!» («Дешевая библиотека», 1871); «...Он пережил свой талант» («Новое время», 1872). Работа в «Отечественных записках», исследование истории русского театра, забота о молодых драматургах, хлопоты о пенсии, ожидание назначения на должность заведующего репертуарной частые московских императорских театров... Ревностно взялся за новое дело. Александр Николаевич. В ого руках оказалось руководство художественной частью в московских театрах. Он стал полным хозяином репертуара итеперь мог помочь начинающим талантливым писателям. Настало время, о котором он мог только мечтать, но уже в первые дни службы он с ужасом ощутил что взятая им на себя задача ему уже не по силам. Утром 2 июня 1886 г. он, как всегда, работал, просматривал перевод «Антонии и Клеопатры)» Шекспира, читал журнал «Русская мысль». Смерть застигла его за письменным столом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: