Античные мыслители об искусстве




Татьяна Анкуда

(Пифагор, Платон, Аристотель)

Пифагор (ок.570 – ок.500-490 до н.э.) – древнегреческий философ, математик, астроном, родившийся на о. Самос в Ионии, основатель первого сообщества философов – Пифагорейского союза – эзотерического религиозного братства, просуществовавшего с VI по VI до н.э. Говоря о личности Пифагора Самосского, как и о его интеллектуальном наследии, по прошествии веков трудно отделить подлинные исторические факты от легенд. К примеру, ему приписывается изобретение термина «философия» как антонима «софистике»: согласно Гераклиду, «Пифагор впервые … назвал себя философом, … ибо никто не мудр, кроме бога»[1].

В центре пифагорейского учения – постижение первооснов мира, его идеальных и материальных начал, посредством чисел и их соотношений. Число для мыслителя – самая сущность реальности, ответ на вопрос «Что есть самое мудрое?»[2]

Наряду с математизацией мышления/миропонимания, в учении пифагорейцев важную роль играет мусическое искусство-технэ. В Космосе пифагорейцев музыкальное (точнее, музыкально-акустическое) «измерение» реальности находится в неразрывной взаимосвязи с математическим и астрономическим «измерениями». При этом музыкально-акустическое измерение выражается математическими характеристиками музыкальных (интервальных) соотношений, а астрономическое измерение «омузыкалено» – Космос предоставляет собой по Пифагору «гармонический хор», где планеты и звезды движутся в движутся в соответствии с математическими уравнениями, которые, в свою очередь, соответствуют музыкальным тонам, и, таким образом, создают гармонию сфер – «musica universalis»[3]. Идеи Пифагора дошли до нас и получили развитие в работах его младших поколений пифагорейцев – Гиппаса, Филолая, Архита, Ямвлиха, а также нашли отражение в трудах более поздних философов – Платона, Аристотеля («Музыкальные проблемы»), Аристоксена («Элементы гармоники»), Боэция («Наставления по музыке») и др[4].

Искусство, согласно пифагорейской концепции, следует не только законам макрокосмоса (природы), но и является порождением микрокосмоса (человека): «всякое искусство и всякая наука» есть производное души, точнее говоря, таких ее качеств, как «ум, знание, мнение, ощущение»[5].

Гармония – центральное понятие пифагорейской эстетики. Гармония синонимична добродетели[6]. Моделью гармонии мира считается гармония музыкальная. Потому кажется закономерным, что школе Пифагора мы обязаны кристаллизацией законов теории музыки. Особая система настройки (темперации), в которой частотные соотношения интервалов основаны на числовой пропорции 3:2 (кварто-квинтовые соотношения) – система, которая была задокументирована еще в 3500 г. до н. э. в вавилонских текстах, была воспринята и развита пифагорейцами.

Пифагор считается также изобретателем монохорда – своего рода «гибрида» однострунного музыкального инструмента и прибора для изучения физико-акустических закономерностей. Слуховое восприятие интервалов (пары тонов) как «благозвучных» (консонантных) и «неприятных» (диссонантных, диафонических) объясняется в учении Пифагора посредством числовых пропорций (соотношений длин струн, либо трубок, где формируется воздушный столб, либо размеров вибрирующих тел). Таким образом, эстетическая оценка созвучий аргументируется пифагорейцами математически (и акустически)[7].

Помимо теории, согласно историческим анекдотам, Пифагор также интересовался музыкой как художественной практикой: он критиковал музыку своего времени, считая ее недостаточно гармоничной и слишком беспокойной. В идеале же музыка, согласно трактату Ямвлиха «О пифагорейской жизни», несет воспитательную и даже терапевтическую функцию, ведь «при помощи музыки… происходит врачевание человеческих нравов и страстей»[8].

 

Платон (427 до н. э. – 347 до н. э., Афины) – древнегреческий философ, обучавшийся у Сократа и бывший наставником Аристотеля. В отличие от многих его предшественников, практически все труды Платона сохранились: среди них – «Федон», «Парменид», «Пир», «Государство», «Законы», «Филеб» и др. написаны в диалогической форме (известно около сорока диалогов, однако, авторство Платона в некоторых из них сомнительно). Философа интересовали вопросы права, истории, экономики, риторики, психологии, эстетики, что характеризует мыслителя как универсалиста («энциклопедиста»). Более того, Платон считается первым философом, применившим системный подход к изучению основных философских вопросов – бытия и сознания, этики и политики и т.п. Его центральная философская концепция – объективный идеализм, провозглашающий примат сознания и первичность мира идей по отношению к миру вещей. Среди этих «абстрактных объектов» – доброта, равенство, величие, подобие, единство, бытие, сходство, различие, изменение и неизменность. Следует отметить, что в этот ряд входит и эстетическая категория красоты. Красота, прекрасное – высшая цель мусических искусств, «ведь все, что относится к мусическому искусству, должно завершаться любовью к прекрасному».[9]

В трактате «Государство» Платон разделяет воззрения пифагорейцев о числовой сущности музыкальной гармонии и ее космической природе: «…как глаза наши устремлены к астрономии, так уши –к движению стройных созвучий: эти две науки–словно родные сестры; по крайней мере так утверждают пифагорейцы, и мы с тобой, Главкон, согласимся с ними».[10] Пифагорейцы, согласно Платону, «поступают совершенно так же, как астрономы: они ищут числа в воспринимаемых на слух созвучиях».[11]

Однако Платон обращает внимание на то, что музыка, помимо измерений и вычислений, прежде всего, базируется на опыте восприятия:

«А этим полна прежде всего музыка, строящая созвучие не на размере, но на упражнении чуткости; такова же и вся часть музыки, относящаяся к кифаристике, потому что она ищет меру всякой приводимой в движение струны по догадке, так что содержит в себе много неясной примеси, устойчивого же мало».[12] Таким образом, музыкальная гармония у Платона не статична, как у пифагорейцев, но динамична, «неустойчива».

Платон выдвигает новые (помимо сугубо рационально-математических) критерии понимания и оценки художественного произведения. В «Законах» Платон утверждает, что «тот, кто хочет здраво судить о каждом изображении живописного мусического или какого иного искусства, должен обладать следующими тремя вещами: прежде всего знанием, что именно изображено, затем – правильно ли это изображено, и, в-третьих, хорошо ли любое изображение исполнено в словах, напевах, ритмах».[13]

Важное значение в учении Платона отведено воспитанию гармоничной (совершенной) личности, которое базируется на соединении гимнастики и упражнении в мусических искусствах: «… бог даровал людям два искусства: мусическое искусство и гимнастику, но не ради души и тела (это разве что между прочим), а ради яростного и философского начал в человеке, чтобы оба они согласовались друг с другом».[14] Соблюдение высших законов мусической гармонии Платон экстраполирует на сферу идеальной государственности: «Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эти навыки будут, постоянно возрастая, сказываться во всем, даже в исправлении государственного строя, если что в нем было не так»[15].

Осознавая силу воздействия музыки на поведение, Платон предлагал строгую регламентацию музыкального искусства, вплоть до запрета многострунных инструментов и определенных ладов: «А какие же лады свойственны причитаниям? (...) –Смешанный лидийский, строгий лидийский... –Значит, их надо изъять (…) А какие же лады разнеживают и свойственны застольным песням? –Ионийский и лидийский – их называют расслабляющими».[16] В результате этих наблюдений Платон приходит к выводу, что «… в пении и мелической поэзии не потребуется ни многоголосия, ни смешения всех ладов (…) Значит, мы не будем готовить мастеров, делающих тригоны, пектиды и всякие другие инструменты со множеством струн и ладов».[17] Все эти меры по мысли философа должны способствовать созданию «чистого государства» в противовес «изнеженному».[18] Мусические искусства, согласно Платону, должны служить высшим нравственным ориентиром: «Уродство, неритмичность, дисгармония –близкие родственники злоречия и злонравия, а их противоположность, наоборот, близкое подражание рассудительности и нравственности»[19]. Напротив, «гармония – это созвучие (…) своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получится. А согласие во все это вносит музыкальное искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и единодушие. Следовательно, музыкальное искусство есть знание любовных начал, касающихся строя и ритма».[20]

Аристотель (384 – 322 г. до н. э.) – древнегреческий философ родом из Стагира, преподаватель школы Платона, основатель школы перипатетиков. Основные труды – «Метафизика», «Огранон», «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика». Аристотелю принадлежит классификация наук, определение их предметов и методов, им были заложены основы формальной логики. Также Аристотель внес существенный вклад в развитие не только музыкальной эстетики и теории музыки, во многом оспорив воззрения своих великих предшественников, но и других искусств.Вопросы искусства затрагиваются в трактатах «Поэтика», «Политика» и др.

Согласно Аристотелю, все искусства являются подражательными (миметичными)[21]. Однако Аристотель, в отличие от Платона, видит объект подражания в «мире вещей», а не в «мире идей»: «Породили поэтическое искусство явным образом две причины, и обе естественные. Ведь подражать присуще людям с детства: люди тем ведь и отличаются от остальных существ, что склоннее всех к подражанию, и даже первые познания приобретают путем подражания».[22] Мимесис в аристотелевском смысле, по определению немецкого филолога и русиста В. Шмида, – это больше, чем имитация, это «художественная конструкция возможной действительности», имеющая «характер мыслительной модели».[23]

Развивая идею мимесиса в искусстве, в «Поэтике» Аристотель говорит о разных типах миметичности, то есть о различии средств выразительности, присущих разным жанрам и видам художественного творчества: «Сочинение эпоса, трагедии, а также комедии и дифирамбов, равно как и большая часть авлетики с кифаристикой, – все это в целом не что иное, как подражание (mimeseis); различаются же они между собою трояко: или разными средствами подражания, или разными его предметами, или разными, нетождественными способами».[24]

Аристотель развивал концепцию взаимоотражения гармонии макрокосмоса и микоркосмоса человеческой души. В трактате «Политика» философ пишет: «… у гармонии и ритмики существует, по-видимому, какое-то сродство, почему многие из философов и утверждают, что душа есть гармония, а некоторые – что она носит гармонию в себе».[25] Однако мыслитель возражал пифагорейцам, говоря о земном происхождении искусств, и в частности, музыки, которая для него тесно связана со сферой человеческих чувств. Аристотель утверждал, что «…наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство».[26]

Важное значение имеет учение Аристотеля о катарсисе.[27] Идея катарсиса у Аристотеля применима и к музыке, и к трагедии. Она заключается в том, что посредством сопереживания, страха, сострадания искусству человек входит в особое (трансовое?) состояние сознания, которое приводит к очищению, эмоциональному освобождению и духовному обновлению. Аристотель описывает механизм катарсического переживания таким образом: «Энтузиастическому возбуждению подвержены некоторые люди, впадающие в него, как мы видим, под влиянием религиозных песнопений, когда эти песнопения действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление (iatreia) и очищение (katharsis)» (…) «… такое переживание свойственно всякому; все такие люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием».[28]

Аристотель соглашается с Платоном, рассуждая о важности обучения музыке в воспитательных целях: «… музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».[29]

 

Литература

1. Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус, М.: Мысль, 1976. – 550 с.

2. Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. // Пер. с древнегреч., Общ. Ред. А.И.Доватура. М.: Мысль, 1983. – 830 с.

3. Гудимова С.А. Музыкальные концепции античного мира. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-kontseptsii-antichnogo-mira/viewer Дата обращения: 6.05.2020.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1980. 766с.

5. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики // Фрагменты ранних греческих философов. / сост.— А.В Лебедев. – М., 1989. – 576c.

6. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та: «Изд-во Олега Абышко», 2007. – 626 с.

7. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – 752 с.

8. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Пер. с древнегреч. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – 731 с.

9. Шмид В. Нарратология. Языки славянской культуры, 2008. – 680 с.

10. Щетников А.И. Развитие учения о музыкальной гармонии от Пифагора до Архита. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ucheniya-o-muzykalnoy-garmonii-ot-pifagora-do-arhita/viewer

11. https://www.britannica.com/biography/Pythagoras

12. Maor E. Music by the Numbers: From Pythagoras to Schoenberg. Princeton University Press, Princeton and Oxford, 2018. – p.

 

 

 

 


[1] От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики // Фрагменты ранних греческих философов./сост.— А.В. Лебедев. – М., 1989. С.147.

[2] Там же. С. 489.

[3] Pythagoras. URL: https://www.britannica.com/biography/Pythagoras Дата обращения: 5.05.2020.

[4] Щетников А.И. Развитие учения о музыкальной гармонии от Пифагора до Архита. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ucheniya-o-muzykalnoy-garmonii-ot-pifagora-do-arhita/viewer Дата обращения: 5.05.2020.

[5] От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики // Фрагменты ранних греческих философов/ сост.— А.В. Лебедев. – М., 1989. С.437.

[6] Гудимова С.А. Музыкальные концепции античного мира. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnye-kontseptsii-antichnogo-mira/viewer Дата обращения: 5.05.2020.

 

[7] Maor E. Music by the Numbers: From Pythagoras to Schoenberg. Princeton University Press, Princeton and Oxford, 2018. P.14-16.

[8] Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1980. С.82.

[9] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1. // Государство. Книга третья, М.: Мысль, 1971. С.203.

[10] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1. // Государство. Книга седьмая, М.: Мысль, 1971. С.371.

[11] Там же. С.372.

[12] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1// Филеб, М.: Мысль, 1971. С.80.

[13] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 2 / / Законы. Книга вторая, СПб: «Изд-во Олега Абышко», 2007. С.147.

[14] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1// Государство. Книга третья, СПб: «Изд-во Олега Абышко», 2007. С.215.

[15] Платон. Собрание соч.: В 4 т. 3 т. Т. 3. Ч. 1// Государство. Книга четвертая, СПб «Изд-во Олега Абышко», 2007. С.231.

[16] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1// Государство. Книга третья, СПб «Изд-во Олега Абышко», 2007 С.197

[17] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1// Государство. Книга третья, СПб «Изд-во Олега Абышко», 2007 С. 198

[18] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1// Государство. Книга третья, СПб «Изд-во Олега Абышко», 2007 С. 198

[19] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 3. Ч. 1// Государство. Книга третья, СПб «Изд-во Олега Абышко», 2007 С.200

[20] Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т.2 // Пир, СПб, Изд-во Олега Абышко, 2007 С.116

[21] Мимесис (mimesis) – подражание (от греческого глагола mimeisthai, что означает «подражать», восходящего к mimos, что означает «мим»).

[22] Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. // Поэтика. М.: Мысль,1983. С.648.

[23] Шмид В. Нарратология. Языки славянской культуры, 2008. С.18.

[24] Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. // Поэтика. М.: Мысль, 1983. С.646

[25] Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. // Политика. М.: Мысль,1983. С.638

[26] Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. // Метафизика. М.: Мысль,1976. С.65

[27] Катарсис (katharsis) – очищение (от греческого глагола kathairein, буквально переводимого как «подъем вверх после преодоления противодействия» - см. https://pervobraz.ru/slova/article_post/katarsis).

[28] Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. // Политика. М.: Мысль,1983. С.642)

[29] Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. // Политика. М.: Мысль,1983. С.638)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: