Словарь по теме «Посуда»




Знать назначение предметов посуды, их названия, свойства, важные для практического обращения с ними (может разбиться, ее надо регулярно мыть и т.д.), названия частей посуды.

Знать, что посуда бывает: чайная, столовая, кухонная.

Чайная посуда: чашка, стакан, кружка, бокал, блюдце, чайная ложка, чайник, сахарница.

Столовая посуда: тарелка (мелкая, глубокая), вилка, нож, ложка столовая, хлебница, масленка, солонка, салатница, перечница.

Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, терка, бидон, бутылка.

Из чашки пьют чай. молоко, компот, кофе, кисель.

Из глубокой тарелки едят молочный суп, щи, борщ, рассольник.

Из мелкой тарелки едят кашу, макароны, вермишель, котлеты, картофель, запеканку.

В бутылках хранят молоко, кефир, ряженку, сок, сироп, лимонад.

В бидоне носят молоко, квас и др.

Суп наливают половником. Первое блюдо едят столовой ложкой, второе ‒ вилкой.

Хлеб режут ножом.

Знать названия частей, деталей предметов посуды:

чашка, кружка ‒ ручка, донышко, стенки;

чайник _ ручка, крышка (крышечка), носик, донышко;

бутылка ‒ горлышко, дно.

 

Словарь по теме «Продукты питания» следует закреплять в повседневной жизни. Обратить внимание на различие блюд: борщ, суп, рассольник, бульон.

Знать название каш: гречневая, пшенная, рисовая, манная, овсяная.

Знать, из чего приготавливают, получают продукты питания:

‒ из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски и т.д.;

‒из молока ‒ масло, творог, кефир, сметану, ряженку;

‒ из муки ‒ хлеб, вермишель, сушки, пироги, пряники, баранки и т.д.

_____________________________________________________________

2. План и методический материал к проведению занятий по обучению

пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова «Козел»

(II период первого года обучения)

 

Текст сказки

Жил‒был козел. Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не узнала, Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же я?»

Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. «Наверное, я конь, ‒ подумал козел. ‒ Погуляю с конями на лугу». Подошел он к коням ‒ кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями ‒ не догнал. «Кони от меня убежали, значит, я не конь», ‒ подумал козел.

Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», ‒ подумал козел. Подошел козел к коровам ‒ пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», ‒ подумал козел.

Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? ‒ подумал козел. ‒ Поклюю‒ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.

Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. «Козел я, козел!»‒ заблеял он.

Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.

(Текст приводится в адаптированном варианте с учетом обучаемой группы. В нем четко выделяются шесть смысловых фрагментов.)

 

План построения занятий

Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. Они тематически связаны с занятиями по изучению лексической темы «Домашние животные».

 

Ц е л ь: формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

О б о р у д о в а н и е: шесть цветных картинок (15 x 15 см) с воспроизведением персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций или магнитограф.

 

З а н я т и е 1

 

I. Организационная часть. Вступление к теме занятия. (Отгадывание загадок о животных ‒ персонажах произведения /3‒4/. Затем дети называют других известных им домашних животных.)

II. Чтение сказки. (Текст прочитывается дважды.)

III. Разбор ее содержания. Примерные вопросы:

 

1. О ком говорится в сказке?

2. Что увидел козел, когда пришел домой?

3. Что он подумал?

4. Каких животных встретил козел по дороге?

5. Что сделали кони, когда козел подошел к ним?

6. Что случилось с козлом, когда он подошел к

коровам?

7. Что произошло, когда козел подошел к курам?

8. Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке?)

9. Чем закончилась сказка?

(Вопросы 2‒4 и 7‒й следует сопровождать показом картинок.)

IV. Языковой (лексический) разбор текста.

Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов‒определений и т.д.

Примерные вопросыОтветы детей

 

1. Где гуляли кони? Кони гуляли на лугу.

2. Где паслись коровы? Коровы паслись около леса.

3. Что делали коровы? Коровы щипали травку.

4. Что сделал пастух, когда Пастух его прогнал.

козел подошел к коровам?

5. Что делали в поле куры? Куры клевали зернышки.

6. Что сделали куры, когда Куры закудахтали,

к ним подошел козел? разлетелись в разные стороны.

7. Что сделал петух? Петух налетел на козла,

стукнул его клювом.

8. Что говорится в сказке Течет речка тихая,

о речке? светлая.

9. Каким себя увидел козел, С рогами, с бород ой,

когда посмотрел в речку? с копыт цами.

10. Что сделал козел, когда Козел застучал ро‒

прибежал домой? гами в ворота.

11. А что сделала хозяйка? Хозяйка открылаворо‒

та и впустила козла во двор.

 

Лексический разбор проводится с использованием отдельных иллюстраций, например, к вопросам 2, 5, 8‒10.

V. Упражнение на сравнение животных ‒ персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними*. Используются предметные картинки и наборы игрушек «Домашние животные».

 

З а н я т и е 2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей текста сказки (на штативе или магнитографе).

III. Составление пересказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации). Первоначально каждый ребенок перес‒казывает один из шести фрагментов сказки. Используются опорные вопросы («Что сделал потом козел?», «Куда он пошел?», «Кого увидел?», «Что с ним случилось?» и

т.д.).

IV. Составление одним ребенком пересказа двух или трех фрагментов (с учетом речевых возможностей детей).

V. Анализ детских высказываний.

 

Примеры отработки языковых средств на материале

пересказываемого произведения

1. Отработка и закрепление правильного употребления падежных окончаний существительных (в процессе разбора содержания и лексического разбора текста).

Отрабатываемые с л о в о ф о р м ы Примеры употребляемых с л о в о ф о р м
Формы родитель‒ ного падежа един. числа муж. и жен. рода Шерсть у лошади короткая, а у козла шерсть длинная, густая. Хвост у коровы длинный и тонкий, а у козла ‒ короткий и пушистый.
Формы родительного падежа множ. числа Коней (лошадей), кур (куриц), коров и т.д.  
Формы предложного падежа един. числа муж., жен. и сред. рода (1) О козле, (2) О речке, в речке, (3) На лугу (в поле)  
Формы винительного падежа един. числа муж. и жен. рода (увидели) козла, (щипали) травку и др.  

 

2. Упражнения в воспроизведении различных синтаксических конструкций:

а) простых распространенных предложений из 3‒5 слов (распространение структуры П + С обстоятельством места или дополнением), например:

Коровы паслись окололеса.

‒ Куры клевали зернышки и др.;

б) осложненных конструкций ‒ с однородными сказуемыми:

Прибежал козел домой, застучал рогами в ворота;

в) сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений из 5‒6 слов, например:

Пришел козел домой, а ворота на запоре;

‒ Подошел он к коням ‒ кони от него убежали и т.д.

Если у ребенка возникают затруднения при построении фразы‒ответа, то используется подсказ начала фразы. Ориентируясь на смысловую сторону вопроса, ребенок должен изменить порядок в составляемой фразе‒ответе («Где гуляли кони? Кони...» ‒ «Кони гуляли на лугу»).

_________________________________________

 

 

3. Методическая разработка к проведению занятий по обучению

составлению рассказа по картине «Река замерзла » из серии

картин О.И.Соловьевой (II период I года обучения)

Ц е л ь з а н я т и й: обучение детей составлению рассказа ‒ описания по тематической картине.

 

Основные задачи:

 

1. Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

2. Обучение составлению короткого описательного

рассказа по фрагменту картины; формирование умения объединять несколько фрагментов‒описаний в связный рассказ (по картине в целом).

3. Формирование навыков планирования связного

развернутого высказывания.

4. Формирование грамматически правильной речи (усвоение нормативного употребления падежных форм имен существительных, упражнение в словоизменении).

5. Развитие фразовой речи детей.

6. Активизация и обогащение словарного запаса.

О б о р у д о в а н и е: крупноформатная картина, штатив с раздвижным экраном, наборы предметных и пейзажных картинок.

Обучение рассказыванию на основе данной картины проводится на двух занятиях.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

З а н я т и е 1

 

I. Организационная часть. Упражнение на узнавание предметов по их краткому описанию ‒ на основе перечисления характерных признаков

(по теме «Зима»). Например: «Белый, холодный, пушистый, скрипит» (снег); «Твердый, гладкий, скользкий, блестящий» (лед) и др.

В качестве вспомогательного приема используются картинки среднего формата с изображением зимнего пейзажа. Упражнение проводится в целях активизации детей, включения их в работу, подведения к теме занятия.

II. Рассматривание картины *.

а) Разбор предметного содержания, в процессе которого уточняется значение ряда слов, в словарь вводятся новые слова и словосочетания:

Деревня, село, трактор, колесный трактор, сено, стог сена, лошадь, сани (сопоставление слов «сани» ‒ «санки»), река, лед, мост, здание, антенна и т.д. Объясняется значение новых слов.

 

Примерные вопросы к разбору картины

(I)

‒ Что вы видите на картине?

‒ Как называется место, которое здесь изображено?

‒ Как называется машина, которая едет по дороге?

‒ Что везет трактор?

‒ На чем лежит сено?

(II)

‒ Что находится на крыше этого дома?

‒ Что изображено здесь? (Река.)

‒ Чем покрыта река? и др.

 

б) Активизация глагольной лексики.

Проводится упражнение на подбор слов, обозначающих субъект действия, к словам, обозначающим действия. Слова и словосочетания, обозначающие действия, даются педагогом.

 

Предлагаемые словаСлова,

(словосочетания)подбираемыедетьми

 

Везет сено трактор

Катаются (на коньках) ребята

Несет ведра женщина

Едет по мосту машина

Покрыт а снег ом земля

Покрыт а льд ом река

Покрыт ы снег ом деревья, крыши домов и т.д.

 

Затем дети упражняются в составлении предложений с данными словами (по произносимому педагогом первому слову, обозначающему предмет).

Слова, даваемыеСоставление предложений

педагогомдетьми

Река... Река покрыта льдом.

Ребята... Ребята катаются на

коньках.

Трактор Трактор везет сено (сани с сеном) и др.

При этом используется показ педагогом соответствующих деталей картины.

в) Уточнение значения некоторых слов‒определений (по вопросам педагога).

Дома (какие?) ‒ деревянные, одноэтажные.

Трактор (какой?) ‒ колесный.

Проводится сопоставление предлагаемых слов со словами «каменный», «многоэтажный», «гусеничный» ‒ с использованием соответствующих предметных картинок.

III. Упражнение в составлении фраз ‒ высказыванийпо вопросам педагога. Дети упражняются в самостоятельном составлении предложений из 3‒4 слов с опорой на картину; в распространении предложений словами, обозначающими место, способ, средство действия.

 

Вопросы педагога Предложения, состав‒

ляемые детьми

Что делают ребята? Ребята катаются на коньках.

Где они катаются? Ребята катаются на коньках польду.

Что несет женщина? Женщина несет ведра (с водой).

Что делает девочка? Девочка везет маленького

мальчика.

На чем везет девочка Девочка везет (катает)

мальчика? мальчика на санках и др.

В ходе упражнений параллельно разбирается содержание картины и отрабатываются отдельные речевые высказывания, которые могут быть использованы детьми при составлении самостоятельного рассказа.

 

З а н я т и е 2

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) или словосочетанию. (При затруднениях используется опора на картину).

‒ «Составь предложение со словом (словами): «на коньках», «покрыта льдом», «ведра», «ведра с водой», «на крыше» и т.д.

II. Составление небольших рассказов по фрагментам картины с учетом стержневых значимых объектов (деревня, река, трактор, мост).

При работе с более слабой группой детей ‒ в целях лучшей организации внимания и облегчения выполнения задания ‒ демонстрируется только соответствующий фрагмент картины, а остальные закрыты экраном.

а) Дается образец рассказа по одному из фрагментов картины, например: «Здесь изображена деревня. Дома деревянные, одноэтажные. Рядом с ними стоят высокие деревья. Крыши домов и деревья покрыты снегом. Здесь стоит лошадь, запряженная в большие сани».

Образец рассказа повторяется одним‒двумя детьми.

б) Составление рассказов по другим фрагментам картины ‒ по предваряющему вопросному п л а н у.

 

Примерные вопросы:

‒ Что здесь изображено? (Указание на основное место действия.)

‒ Кто пришел на реку?

‒ Что делают ребята?

Такие рассказы ‒ описания состоят из 4‒6 предложений (в зависимости от содержания фрагмента).

III. Составление рассказа по картине в целом (одним ребенком).

Зачин рассказа вначале (как образец) дается педагогом.

«На этой картине изображена деревня зимой. Земля, деревья, крыши домов ‒ все покрыто снегом. Рядом с деревней река. Река замерзла...»

При составлении рассказа по картине в целом используется вопросы типа: «Что ты еще можешь сказать?», «Что здесь еще изображено?» и др. При необходимости применяется указание на стержневые объекты или детали картины. Рассказ по ней может предваряться составлением детьми (с помощью педагога) общего плана‒схемы своего рассказа.

‒ «Я расскажу о деревне, какая она, о реке; о ребятах, что они делают; о тракторе...»

Перед рассказом второго ребенка педагогом дается указание дополнить рассказ товарища, рассказать о предметах, изображенных на втором плане картины.

IV. Анализ одного из рассказов (по магнитофонной или видеозапи-

си). Дети участвуют в анализе рассказа: указывают на пропущенные моменты, вносят дополнения, «находят» ошибки в грамматическом оформлении высказываний (по указаниям педагога).

В заключение детям предлагается придумать свои варианты названия картины.

 

4. Методическая разработка к проведению занятий по серии картинок

«Тигр и зайчики» по сюжету Н. Радлова (III период I‒го года обучения)

Ц е л ь з а н я т и й: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

Основные задачи:

1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей

2. Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно‒следственной взаимосвязи изображенных событий.

3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.

4. Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.

О б о р у д о в а н и е: 4 цветные картинки среднего фор‒мата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.

Обучение рассказыванию на основе данной серии картинок проводится на двух (трех) занятиях.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Подготовка детей к восприятию наглядного содержания картинок. Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок).

Примеры загадок.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)

«Весит он триста тонн,

Тонна ушки, тонна ножка ‒

Вот так «Крошка»!

Уши как колеса,

Хобот вместо носа» (Слон)

«Зверь усатый, полосатый,

Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)

 

II. Разбор содержания каждой картинки. Первоначально картинки располагаются на наборном полотне стороной обратной изображению. В процессе разбора они поочередно открываются в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам Ответы детей

________________________________________________

Кто изображен на этой ‒ Тигр.

1‒я картинка картинке?

(Кого вы видите на этой ‒ Тигр а, зайчик ов.

картинке?)

Сколько здесь зайчиков? ‒ Здесь три

зайчик а.

 

Что делают зайчики? ‒ Зайчики пляшут

(танцуют).

Обращается внимание на актуализацию глаголов пляшут, танцуют. При необходимости используется подсказ первого слога слова.

Где пляшут зайчики? ‒ На полянке (лужайке).

После краткого ответа требуется развернутый ответ в виде полного распространенного предложения:

«Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».

Что еще изображено на ‒ Лес.

картинке? (указание на

фрагмент картинки.)

Предусматривается включение этой лексемы в состав фразы:

Откуда выходит тигр? ‒ Тигр выходит из леса.

Что делает тигр? ‒ Тигр бежит за зайцами.

2‒я картинка (Актуализируются также глаголы бросился,

кинулся.)

Что сделали зайцы?

Куда они побежали? ‒ Зайцы побежали к реке.

Кого вы еще видите

на этой картинке? ‒ Слон а.

 

3‒я картинка Что сделали зайчики? ‒ Зайчики прыгнули

на слона.

(Актуализация слов: забрались, вскочили, залезли).

Что сделал тигр? ‒ Тигр остановился,

встал на задние лапы.

 

4‒я картинка Куда перебрались зайчики? ‒ Зайчики

перебрались на другой берег реки.

Что сделал слон? ‒ Слон облил тигра вод ой.

А что делают зайчики? ‒ Они снова танцуют.

(Актуализируется слово, характеризующее действие,

весело (танцуют) .)

 

III. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне.

Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа. Например, по 2‒й картинке:

Что здесь нарисовано? ‒ Река.

По 4‒й картинке:

Какой водой облил слон

тигра? ‒ Холодной водой.

Детям предлагается составить предложение со словом холодной:

‒ Слон облил тигра холодной водой.

 

IV. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам‒фрагментам (по цепочке).

 

Занятие 2.

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Игра‒упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.

 

‒ На лужайке танцевали три... (зайчика);

‒ Из леса выскочил... (тигр);

‒ Зайцы побежали к... (реке);

‒ На речке они увидели... (слона);

‒ Зайчики залезли на спину... (слону);

‒ Слон набрал хоботом... (воду);

‒ Он облил тигра... (водой) и др.

 

III. Составление рассказа.

а) Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:

1) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды...

2) Что зайчики стали делать на лужайке?

3) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?

Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.

б) Составление детьми рассказа по двум‒трем фрагментам серии с включением составленной завязки.

При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа: стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы‒высказывания (на- чального слова очередной по смыслу фразы).

 

IV. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога).* Например:

‒ Как вы думаете, что потом сделал тигр?

‒ Что сказали зайчики слону?

‒ А что слон сказал зайчикам?

(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос: «Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то...»).

V. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).

 

План рассказа.

 

1. Кто и что делал на лужайке?

2. Что случилось потом?

3. Куда побежали зайчики?

4. Как им удалось спастись от злого тигра?

5. Чем закончилась эта история?

По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.

 

VI. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа): *

зайчики ‒ веселые, находчивые;

тигр ‒ страшный, свирепый (злой);

слон ‒ добрый, сильный и т.п.

 

VII. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка).**

VIII. Анализ детских рассказов.** Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей.

Примечание. После 15‒20 минут занятия рекомендуется проводить игру‒пантомиму. (Задание-инструкция детям: «Покажите, как танцевали зайчики на лужайке», «Как тигр выходит из леса», «Как тигр испугался слона» и др.).

_______________________________________________

 

5. Методическая разработка к проведению занятий по обучению

пересказу на материале народной сказки «Хвосты»

(III период первого года обучения)

 

Цель: обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.

Основные задачи:

1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

3. Развитие фразовой речи.

4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных‒персонажей сказки, поляны с Чудо‒деревом, норы зайца и т.д.; магнитограф или наборное полотно.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

Занятие I.

 

I. Организационная часть. Подготовка к восприятию текста: упражнение в узнавании предмета по его описанию (отгадывание загадок о животных‒персонажах сказки).

II. Двукратное чтение сказки. (Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных, не законченных педагогом, предложений текста нужными по смыслу словами.)

III. Разбор содержания сказки по вопросам. Цель работы: выделение (восстановление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).

 

Предлагаемые вопросы:

 

1) О каких животных говорится в сказке?

2) Чего у них не было раньше?

3) О чем однажды узнали звери?

4) Где они должны были собраться?

5) Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)

6) Кого зайчик попросил принести ему хвостик? ‒ Он попросил об этом...*

7) Где были развешаны хвосты? ‒ Хвосты были...

8) Кто первым прибежал на поляну? ‒ Первой на поляну...

9) Кто пришел на поляну вслед за лисой?

10) Почему слон не смог выбрать себе красивого хвоста?

11) Почему опоздал на поляну медведь? ‒ Потому что по дороге...

12) Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?

13) Как ему удалось добыть себе хвостик?

 

IV. Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимого для полноценной передачи содержания произведения).

 

Примерные вопросы:

 

1) Куда полетели (Где летали) сороки‒белобоки?

2) Как добирались звери на большую поляну?

3) Как говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.?

4) Вспомните, какие были хвосты на поляне? *

5) Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе...)

6) Какой хвост достался корове? (Ей достался...)

А слону какой? (Ему достался хвост...)

7) Что сделала свинья с хвостом, который ей достался?

8) Что взял себе медведь?

9) О чем спорили кошка с собакой? (Они спорили о том...)* и т.д.

Одновременно дети упражняются в правильном употреблении личных местоимений при составлении фраз‒высказываний.

V. Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.

VI. Игра‒упражнение «У кого такой хвост?»** Педагог приводит описание различных хвостов; по данному описанию дети должны узнать животных, которым они принадлежат. После этого выполняется следующее задание: к плоскостным (черно‒белым или цветным) изображениям животных (лиса, белка, медведь, конь, свинья, корова) дети подбирают тот или иной хвост. Один из детей выполняет задание на магнитографе или большом дисплее компьютера.

 

Занятие 2.

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение текста сказки.

III. Пересказ текста по фрагментам (по цепочке). При необходимости используется опора на отдельные иллюстрации c изображением действующих лиц.

IV. Выполнение рисунков к разным эпизодам сюжетного действия сказки (по выбору детей).***

необходимости используется опора на отдельные иллюстрации.

Предлагаемые сюжеты для детских рисунков: «Поляна с Чудо ‒ деревом», «Звери у Чудо‒дерева», «Зайчик и медведь (волк, лиса)» и др.

V. Составление рассказов по собственным рисункам (выборочный пересказ). Для облегчения составления рассказа задаются вспомогательные вопросы («А это кто?», «А что здесь у тебя нарисовано?»).

VI. Обсуждение детских рассказов. Отмечается удачное употребление языковых средств образной выразительности (сравнения, определения, эпитеты), последовательность изложения, завершенность каждого эпизода, проявление элементов творчества.

Рекомендуется также проведение игры‒драматизации на сюжет сказки (под руководством воспитателя).

Пример рассказа одного из детей по своему рисунку.

«Это ‒ поляна. А на поляне, на высоком дереве висели хвосты. Они были развешаны по толстым сучьям. Хвосты были разные. И пушистые‒распушистые. И длинные, и тонкие, и короткие. И как палка... И толсты‒и... И кренделями... Первая на поляну прибежала лиса. Выбрала себе пушистый хвост, а кончик... кончик был белый, кисточкой такой. Вторым прибежал... конь. Он выбрал себе гладкий, длинный хвост, с густыми волосами. Потом пришел волк. И себе искал хвост. И нашел себе хвост большой, серый такой, который ему был нужен. А медведь пока ходил на... за медом, все хвосты уже разобрали, остался только один черненький лоскучек (лоскуточек). Приставил медведь его к себе и пошел домой» (Алеша С., 6 лет, III уровень речевого развития.)

6. Методическая разработка к занятиям по серии

картинок «Зайчик и уточки» по сюжету Н. Радлова

(I период второго года обучения)

Ц е л ь з а н я т и й: Обучение составлению рассказа с элементами творчества по серии картинок, отображающих отдельные, «ключевые» моменты сюжетного действия.

Основные задачи:

 

1. Формирование у детей умения воссоздавать сюжетное действие на основе анализа изображенных ключевых моментов и передавать наглядно представленный сюжет в виде связного последовательного рассказа.

2. Развитие умения воспроизводить на основе изображенного действия предшествующие и последующие события.

3. Развитие воссоздающего и творческого воображения.

4. Формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отображающих последовательность и взаимосвязь событий, причинно‒следственные отношения.

Оборудование: 3 цветных картинки серии среднего формата, наборное полотно, магнитофон.

Обучение рассказыванию на основе данной серии картинок рекомендуется проводить на двух занятиях.

 

ХОД ЗАНЯТИЙ

 

З а н я т и е I

 

I. Организационная часть. Подведение детей к теме составляемого рассказа. (Педагог: Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. О ком будет этот рассказ ‒ вы скажите сами...)

Детям предлагаются 3‒4 загадки о персонажах будущего рассказа ‒ о зайце, об утке(ах), лягушке. Это создает определенный эмоциональный фон, способствует активизации внимания и интереса детей к занятию.

 

II. Разбор содержания картинок серии по вопросам педагога.

1. Кто изображен на этой картинке? (Кого вы видите на ней?)

2. Где стоят зайчик и уточки? (На берегу чего они стоят?)

3. Что делают зайчик и уточки? (Они раз...).

4. Что виднеется за ними?

5. Что изображено на второй картинке?

6. Что делают уточки?

7. Что вы видите на последней картинке? Кто еще здесь появился?

8. Что делают уточки?

9. Что случилось с зайчиком?

 

III. Педагог дает образец начала рассказа. При этом дети сами могут принимать участие в его составлении, заканчивая некоторые предложения (высказывания педагога) нужными по смыслу словами или словосочетаниями, обозначающими персонажей, место и характер действия и др. При возможности синонимичного завершения фразы подбирается несколько вариантов ее окончания.

 

Педагог:Дети:

Однажды зайчик решил пойти

в гости к своему другу ‒ ежику.

А ежик жил на другом берегу...

(чего?) На берегу озера (реки).

Озеро было большое. Идти вокруг

озера было... (как?) Далеко (очень далеко).

 

Правильно. Зайчику хотелось побы‒

стрее перебраться... (куда?) На тот берег.

Верно, а как еще можно сказать?

Перебраться на дру... На другой берег.

Заяц стал думать, как ему на дру‒

гой берег перебраться. Тут он

увидел... (кого?) Двух уточек и т.д.

 

IV. Упражнение в составлении фраз‒высказываний, отражающих последовательно происходящие события (с опорой на картинки).

 

Отрабатываемые структуры: предложения с однородными сказуемыми, сложносочиненные предложения с союзами «и», «а», сложноподчиненные (с придаточными изъяснительными) и др.

Используется cледующий прием: педагог произносит первую часть фразы ‒ дети продолжают, заканчивают ее или составляют вторую часть сложного предложения. Затем они повторяют все предложение полностью.

 

Примеры отрабатываемых синтаксических

конструкций:

Зайчик встретил двух... (уточек) ‒ вводная фраза.

Зайчик попросил уточек, чтобы они...

Чтобы они перевезли его через озеро (реку).

Уточки встали рядом, и зайчик... (Что сделал?)

Зайчик встал им на спину.

Зайчик встал им на спину, и уточки... (Что сделали?)

И уточки поплыли.

Уточки увидели... (лягушек) ‒ «вставочная» фраза.

Уточки увидели лягушек и...

И бросились за ними.

Уточки бросились в разные стороны, а заяц ...

А заяц упал в воду и т.д.

 

V. Размещение детьми картинок серии на наборном полотне. Составление рассказа по фрагментам (по наглядному содержанию).

 

З а н я т и е 2

 

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. После размещения серии картинок на наборном полотне педагог повторяет образец начала рассказа.

III. Составление продолжения рассказа к данному педагогом его началу по картинкам серии (одним‒двумя детьми).

IV. Придумывание продолжения к изображенному на картинках действию по направляющим вопросам, например:

Что было с зайчиком потом?

Удалось зайчику добраться до берега?

Кто помог зайчику? и др.

 

V. Составление всего рассказа в целом ‒ с включением завязки, отражения изображенного на картинках действия и окончания. (Дети придумывают свои варианты зачина и окончания рассказа.)

 

Пример составления рассказа по серии картинок.

«Однажды зайчик... захотел пойти в дальний лес... Там росла морковка. Вкусная! А по дороге была... река. Река широкая. Заяц думает, как перебраться. И вдруг увидел... уто... двух уток. Подошел к ним и просит: «Перевезите меня на тот берег». Уточки согласились... Встали они вместе, а зайчик запрыгнул. Уточки повезли его. Они плыли медленно, осторожно. И вдруг они увидели двух лягушек. Одна ‒ справа, а другая ‒ слева. И уточки кинулись в разные стороны. А зайчик упал. А до берега было недалеко... И он добрался». (Рассказ Оли Р., 6.5 лет / III уровень речевого развития.)

 

VI. Анализ детских рассказов (по магнитофонной или видеозаписи).

Обращается внимание на языковые особенности составленного рассказа, грамматическую правильность речи, особенности выполнения заданий с элементами творчества.

VII. В заключительной части занятия рекомендуется проведение лексико‒грамматических упражнений на закрепление формируемых речевых навыков, например, упражнение в составлении предложений по данным словосочетаниям.

Предлагаемые словосочетания:

«Не мог перебраться», «рядом с берегом», «согласились перевезти», «плыли медленно», «откуда ни возьмись», «забыли про зайчика», «добрался до берега», «весь мокрый».

___________________________________________

 

7. Методическая разработка к проведению занятий по пересказу

сказки «Как коза избушку построила» в обработке М.А. Булатова

(I период второго года обучения).

Ц е



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: