Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.




Готовность ребенка к звукобуквенному анализу слова: умение слышать и выделять звуки в слове, определять последовательность звуков в слове.

Представим речь в виде пирамиды, в основании которой находится ЗВУК, являющийся самой малой неделимой единицей речи. Звуки сливаются в слоги, из которых получается СЛОВО. Слова связываются друг с другом по смыслу, образуя ФРАЗУ (предложение). Фразы, объединенные одной мыслью, представляют связное высказывание.

Поскольку основанием пирамиды является звук, то понятно, что звуковая (фонетическая) сторона речи должна быть нормативной, чтобы все остальные языковые компоненты формировались нормативно.

Важной задачей дошкольного периода является не только постановка и автоматизация звуков, но и умение слышать звуки речи и различать их по акустическим и артикуляторным признакам.

Часто ученики первых классов «теряют» на письме гласные звуки. Это говорит о том, что дети их не слышат, потому и не пишут. Умению слышать гласные звуки сначала в слоге, а затем в слове надо уделить особое внимание.

Какой слог получится, если первый звук А, второй П? Аналогично проводится работа с прямыми слогами.

Какое слово получится, если первый звук С, второй О, третий К?

Какой звук спрятался в середине слова МАК?

Какой звук спрятался в конце слова ПАЛЬТО?

Дифференциация гласных и согласных звуков строится на осознании артикуляционных различий этих звуков.

• Игра: «Угадай, гласный или согласный первый звук в слове?» с использованием сигнальных карточек.

Важным моментов для ребенка является знакомство с твердостью и мягкостью согласных. Если ребенок усвоит эти понятия в дошкольном возрасте, освоение чтения и письма значительно облегчится.

• Игра: «Твердый – мягкий» с использованием сигнальных карточек. Если в слове услышите звук П – поднимите синий квадрат, если звук ПЬ – зеленый.

Игра: «Соотнеси картинку с нужной схемой»

• Подберите свои примеры к схемам

.

Звуковой анализ слов: РЫ-БА, КИТ

 

Выполняем звуковой анализ каждого слога. Соответствующими фишками выкладываем схемы предложенных слов.

• Самостоятельная работа в командах над словами:

МА-ЛИ -НА КЛУБ -НИ-КА

Последующая характеристика звуко-слогового состава данных слов.

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами.

Речевые игры:

• Загадки.

Этот прием работы решает многие развивающие задачи: развитие мышления, в случае если ребенок отгадывает загадки; развитие речи, в случае, если ребенок придумывает загадку самостоятельно. Педагог может предложить придумать загадку в рамках определенной лексической темы, или в контексте НОД после вербальной демонстрации образца описательной загадки. Например: Это предмет мебели на четырех ножках, со спинкой, сиденьем и подлокотниками. Дети предлагают свои варианты, обосновывая отгадку.

Аналогичная работа предлагается и родителям: придумать загадки о предметах и явлениях внутри одной лексической группы.

· Игра «Я знаю 5 названий ….» (Водящий обозначает тему: Я знаю 5 названий деревьев и передает мяч следующему игроку, который вспоминает и произносит 5 соответствующих слов. Далее он становится водящим и придумывает свое задание). Игра помогает пополнять словарь, обобщать слова указанных лексических групп, развивает быстроту и концентрацию внимания.

• Игра СНЕЖНЫЙ КОМ

Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения. Первый игрок называет нераспространенное предложение:

Машина едет. Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т.д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. –Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге. и т.д.

 

Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.

6.Составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; владеть пересказом; разделять простые предложения на слова.

 

Важно, чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста к моменту поступления в школу, связная речь достигла определенного уровня и стала выступать средством коммуникации. Всем известно, что обучение в школе – это, в основном, передача и усвоение вербального материала. Вот почему к этому времени ребенок должен уметь самостоятельно излагать услышанное или увиденное, уметь перерабатывать предложенный вербальный материал.

Развивать связную речь можно и нужно в домашних условиях, когда родители вместе с детьми:

Ø читают доступные по возрасту тексты;

Ø задают вопросы и отвечают на них, используя слова и выражения прочитанного;

Ø придумывают свои продолжения существующих рассказов;

Ø пересказывают прочитанные тексты;

Ø вспоминают события какого-либо памятного дня и записывают получившийся рассказ.

Очень продуктивным методом является работа с речевым материалом в ваших тетрадях, где воспитатели рекомендуют стихи, тексты для заучивания и пересказа. Систематическое выполнение подобных заданий поможет Вашему ребенку свободно и ясно излагать свои мысли, не испытывать страха перед публичными выступлениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: