Особенностью курсового проекта по аудиту является то, что по подавляющему большинству тем они носят не описательный характер, а строятся на основе изучения данных о деятельности конкретного объекта исследования и не должны ограничиваться лишь изложением методики.
В работе необходимо проиллюстрировать методику и процедуры аудита на конкретных примерах и расчетах. Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных и трудных этапов работы. От того, как и насколько правильно и полно собран практический материал, во многом зависит качество курсового проекта. Поэтому прежде чем приступить к сбору материала, следует тщательно продумать, какой именно материал и какие аудиторские свидетельства и рабочие документы аудитора необходимы для работы, и составить, по возможности, специальный план.
При написании курсового проекта необходимо использовать весь арсенал методических приемов и процедур аудита, которыми вооружился студент в ходе изучения курсов, а также при исследовании литературных источников. Обрабатывая цифровые данные, следует продумать наиболее удобные и наглядные материалы и макеты аналитических таблиц, блок-схемы организации аудита. В таблицах должны быть размещены и указаны не только те или иные цифры, но в них, в необходимых случаях, должны быть отражены взаимная зависимость показателей, влияние одних показателей на другие, их взаимосвязь с качеством ведения бухгалтерского учета. Влияние факторов на изменение результативных показателей должно быть измерено. В ходе обработки и изучения фактических данных студент должен продумать выводы и сформулировать свои предложения по совершенствованию аудита, использованию внутрихозяйственных резервов, оптимальной траектории хозяйственного развития предприятия. Обработка и использование фактического материала необходимы и при написании курсовых работ на так называемые общие (теоретические) темы. Материал о деятельности конкретных предприятий в таких работах должен иллюстрировать отдельные теоретические положения.
Особое внимание студента при раскрытии темы курсового проекта должно быть обращено на изучение нормативно-правовой базы аудита. При этом следует исходить из того, что система нормативного регулирования аудита в Российской Федерации состоит из документов четырех уровней:
первый уровень — законы, указы и иные акты законодательства, регулирующие прямо или косвенно развитие аудита;
второй уровень - стандарты (правила) аудита, утвержденные федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, методические указания Минфина РФ;
третий уровень — методические указания (инструкции, указания, письма, рекомендации) по аудиторской деятельности, разрабатываемые аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, или другими органами в соответствии с российским законодательством;
четвертый уровень — внутрифирменные аудиторские стандарты, рабочие документы организации, формирующие методику, технику и организацию аудиторских проверок.
При изучении нормативного материала необходимо учитывать возможные периодические изменения и дополнения, вносимые в эти документы. Поэтому целесообразно использовать современные консультативно-советующие компьютерные программы типа «Консультант-плюс», «Гарант», «Аналитик» и др.
Следует учитывать, что значительное количество нормативных документов и изменений к ним с комментариями публикуется и в периодической печати. Поэтому студенту следует систематически знакомиться с текущими публикациями в журналах «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Вестник налогоплательщика», «Аудитор», «Аудит и налогообложение», «Аудиторские ведомости», а также еженедельниками и газетами «Экономика и жизнь» «Финансовая газета» и другими периодическими изданиями.
Современный аудит тесно связан и базируется на информационных технологиях, поэтому необходимо обратить внимание на действующие на предприятии системы автоматизации бухгалтерского учета и программные продукты, используемые на предприятиях. Системы автоматизации бухгалтерского учета весьма разнообразны по охвату реализуемых функций, принципам построения, составу дополнительных услуг по техническому методическому сопровождению, отраслевой организации. Задача студента-исследователя — оценить эффективность действующей компьютеризированной формы учета. Для этого необходимо изучить типы бухгалтерских программ, основные элементы их построения и настройки и определиться в выборе методики аудита.