Психическое развитие в дошкольном возрасте




 

1. Центральные новообразования дошкольного возраста.

2. Развитие игровой деятельности.

3. Развитие познавательных процессов.

4. Развитие личности дошкольника.

 

1. Центральные новообразования дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные иды деятельности.

 

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей.

 

2. Развитие игровой деятельности.

 

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка, в ней закладываются основы учебной деятельности, которая станет ведущей в школьные годы. Стремление к совместной жизни со взрослыми дети начинают удовлетворять в игре, в которой они воспроизводят не только трудовую жизнь, но и социальные отношения, берут на себя роль взрослых. Такое особое место ребенка в обществе становится основой возникновения ролевой игры как своеобразной формы приобщения ребенка к жизни взрослых. Последовательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих детей в совместной деятельности. Они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимают самосознание ребенка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формирует в ребенке социальные чувства, самостоятельность, способность следовать за группой, способность к самопереживанию и т.д. Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ – в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.

Выделяют следующие типичные детские игры:

1. Сенсорные игры. Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта (плескание водой, жевание травинок, отрывание лепестков у цветов)

2. Моторные игры. Бег, прыжки, вращение – вот некоторые из разновидностей игр с движением, удовольствие от которых дети получают в силу самой игры.

3. Игра – возня. Это драка понарошку. Подобная игра приносит ребенку немалую пользу. Дети учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым (Pellegrini; 1987).

4. Языковые игры. Это игры со словами, детей интересует речь; они играют с ее звуками, формами и смысловыми оттенками.

5. Ролевые игры и имитация. Сюжетно-ролевая игра включает в себя не только имитацию чьего-то поведения, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия.

6. Игры с правилами и игры – состязания. Подобные игры требуют владения определенными когнитивными навыками – нужно знать правила, учитывать последствия тех или иных действий, уметь выигрывать и проигрывать – и одновременно способствуют развитию этих навыков (Flavell, Miller & Miller,1993; Herron & Sutton –Smith,1971; Kamii & DeVries,1980).

 

3. Развитие познавательных процессов.

 

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти.

Ребенок овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений. Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Сенсорное развитие дошкольника включат две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия. В развитие основных свойств восприятия наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа. На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия. Действия идентификации выполняются в том случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему. Действие отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, когда наряду с чертами сходства существуют некоторые черты различия. Наконец, моделирующие действия выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, а требуют одновременного использования двух или более эталонов. В конце дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Основная линия развития мышления – переход от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода – к словеснологическому мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Исходный пункт этого формирования – реальные действия с материальными предметами. От такого действия ребенок переходит к внутренним свернутым действиям с реально представленными материальными предметами и, наконец, и действиям, осуществляемым целиком во внутреннем плане, где реальные предметы замещены представлениями или понятиями. Так путем интериоризации внешних действий образуются наглядно-образные логически-понятийные формы мышления.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития. Память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

1. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания.

2. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении

поручений взрослых, и во время занятий. Однако основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.

3. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

 

Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию репродуктивного и продуктивного воображения способствуют различные виды деятельности. Большое значение в развитии творческого воображения играет словотворчество. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.

 

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания – речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим нарастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться к концу дошкольного возраста. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью, к семи годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения.

 

 

4. Развитие личности дошкольника.

 

Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника

 

• Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.

• Появление соподчинения (иерархии) мотивов.

• Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.

• Возникновение первичного чувства долга.

• Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.

 

Кроме этого дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе. А также происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: