Развития познавательных процессов




Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно-логическим операциям.

2.1. Показатели развития внимания:

Уровень 5 "А" 5 "Б"
Высокий 12 чел. - 48% 10 чел. - 40%
Средний 7 чел. - 28% 13 чел. - 52%
Низкий 6 чел. - 24% 2 чел. - 8%

44% пятиклассников имеют высокий уровень развития внимания, способны к высокой концентрации и устойчивому сосредоточению на учебной задаче. 40 % детей обнаружили средний уровень развития внимания, и 16% - низкий уровень. Эти ребята легко отвлекаются, с трудом могут сосредоточено сконцентрироваться на учебной задаче 10-15 минут, имеют высокую умственную утомляемость.

Рекомендовано: развитие внимания этим учащимся. Кроме того, родителям следует проконсультироваться у психоневролога о причинах низкого развития внимания, и при необходимости пройти курс медикаментозного лечения.

Для поддержания работоспособности учащихся на уроке, рекомендуется:

Не задерживаться долго на одном и том же материале.

Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.

- Теоретический материал давать небольшими дозами.

- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

- Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.

- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.

- Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).

- Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа: "правильно", "верно" и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.

- Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.

- Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей и учителей: исключение повторений учителем темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения), новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока, исключение закрепления пройденного как части урока (создается впечатление самообмана, что все дети усвоили новый материал после закрепления, групповая память всегда равна, она может быть равна 100%, а индивидуальная -?).

- Учет психического состояния детей, в том числе и настроение.

В качестве рекомендаций для родителей по созданию условий для развития внимания у детей рекомендуем составленную нами памятку "Как помочь ребёнку развить внимание?" Приложение2

 

2.2. Показатели развития памяти:

Уровень 5 "А" 5 "Б"
Высокий 5 чел. - 20% 1 чел. - 4%
Средний 19 чел. - 76% 19 чел. - 76%
Ниже среднего 1 чел. - 4% 4 чел. - 16%
Низкий 0 чел. 1 чел. - 4%

Большинство учащихся 5-классов (80% ребят) имеют высокий и средний уровень развития памяти. Таким образом, опосредованная слуховая память является одной из наиболее благополучно сформированных и сильнейших функций развития пятиклассников на которую следует опираться педагогам.

Низкий уровень развития памяти имеет один ученик 5 "Б" класса. С учетом того, что данный ученик имеет и низкие показатели по развитию других познавательных функций (внимания и мышления) возможно предположить у него наличие остаточных явлений ММД, которые еще не компенсировались.

Рекомендации: Настоятельно рекомендовать родителям данного ученика обраться за консультацией к психоневрологу. В работе с учителями и родителями можно использовать следующую памятку-рекомендацию по развитию памяти "Как правильно работать над развитием памяти ребёнка?" Приложение 3

 

2.3. Показатели развития словесно-логического мышления:

О развитии словесно-логического мышления мы судим по способности делать умозаключение по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Получены следующие результаты:

Уровень 5 "А" 5 "Б"
Высокий 8 чел. - 32% 8 чел. - 32%
Выше среднего 3 чел. - 12% 1 чел. - 4%
Средний 6 чел. - 24% 9 чел. - 36%
Ниже среднего 2 чел. - 8% 4 чел. - 16%
Низкий 6 чел. - 24% 3 чел. - 12%

Итак, большинство пятиклассников (70%) имеют высокий и средний уровни развития мышления. Ниже среднего уровня - 12% учащихся. И низкий уровень развития мышления показали 18% детей.

Рекомендации: развивать навыки мыслительных операций у ребят, имеющих низкий и ниже среднего уровни развития словесно-логического мышления. Для этого родители и учителя могут использовать памятку "Развиваем мышление ребенка". Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: