На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы.
рис.1
На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.
рис.2
Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации.
рис.3
Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли.
рис.4
Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками.
рис.5
Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены.
Таким образом, проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их.
КЛАСС
Тест Филлипса
Цель опросника – определить, как Вы себя чувствуете в школе. «Правильных» и «неправильных» ответов нет, так как каждый имеет право на своё мнение. Отвечайте точно и правдиво. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Свободно выражайте своё собственное мнение.
Отвечая на вопросы, записывайте его номер и Ваш ответ «Да» или «Нет».
- трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
- случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорил?
- сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что ты боишься сделать глупую ошибку?
- дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
- похож ли ты на своих одноклассников?
- выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?
- снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
- работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- боишься ли ты временами вступать в спор?
- чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?
- похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
- доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?
- высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?