Христос «волею вознесся на крест», Христос распятый – это возношение и всеприношение.
Когда жертва приносится целиком – это жертва Завета, такая жертва Завета Ветхого указывает на жертву Нового Завета – распятие Христа, это было всеприношение (никак не «всесожжение», не «холокост»).
В Книге Бытия дважды упомянуто жертвоприношение ола, которое указывает на жертвоприношение целого Человека. Первое – жертвоприношение Ноя после Великого Потопа (Быт. 8:20), знак спасения человечества от погибели. Второе было именно человеческое жертвоприношение: когда Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Это жертвоприношение, которое очевидно указывает на Христа, опять называется ола hl[ Рlok£rpwsij всеприношение (Быт. 22:2 сл).
Жертва всеприношения – это жертва смирения: все Богу и все от Бога.Ее смысл выражен в литургическом возгласе: «Твоё от твоих Тебе приносящих за всех и за всё».
О |
первом жертвоприношении, бывшем в раю, мы можем заключать, исходя из основ библейского мировоззрения. Сыны Адама Каин и Авель совершили жертвоприношение, которое описано так:
И было по +окончании+ дней, принес Каин от плодов земли жертву Господу.
И Авель принес, и он [принес] от первородных овец своих и от туков их.
Быт. 4:2, 3
Жертва Авеля имеет определение, жертва Каина – нет. Обращают внимание, что Авель принес лучшее – от первородных и от туков. Это верно, но это не все и не главное. Жертву Каина Бог не принял, и Каин очень огорчился. Если бы Каин не принес лучшее, он бы не огорчился так, что жертву его Бог не принял: он бы знал, что причина в нем самом. Разберем, что в жертве Авеля «тук» и что «первородное».
Тук – хéлев – это тучное, жирная часть тела, лучшая часть жертвенного животного; а в отвлеченном значении – просто «лучшее» и даже «хорошее» [4]. Однако важнее не то, какие части животных принес в жертву Авель, а – от каких животных он взял. «От первородных».
Первородный – бехор – первенец. Первородный – совсем не обязательно лучший. Чем так дорого пред Богом жертвоприношение «от первородных»?
Господь сказал Моисею:
Посвяти Мне всякого первенца – разверзение всякой утробы (рéхем) – в сынах Израиля: в человеке и в скоте.
Исх. 13:2
Из людей первенцев Богу посвящали, из животных жертвовали, – и то и другое, чтобы почтить любовь «сострадания», сердечной милости, «утробной жалости » – рахамим (слово того же корня, что утроба рéхем), которую открыл в себе Адам после греха.
Адам назвал жену Ева (Жизнь), «ибо она матерь всех живущих» (Быт. 3:20), а у женщин роды связаны с болью, как сказал Господь жене: «в печалях будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Адам утробно пожалел жену… Когда пришел Христос, через Его страдания на Кресте и через Его Матерь, стоящую рядом, открылась глубина милосердия – «благоутробие», «утробная жалость» Творца к своему творению.
До пришествия Христа жертвоприношение от первородных было как прошение Богу о пощаде и милости, а также – удостоверением, что жертвователь и сам хранит любовь сострадания.
Но как Авель знал, что от первородных, а они, может быть, и не лучшие, нужно жертвовать? Мог знать от Адама (если жертвоприношение в раю было «от первородных»), и он мог наследовать дух отца Адама. Адам сам именовал свою жену Ева и открыл в себе любовь сострадания, то же совершил Авель, когда сам, без повелений от Бога, принес жертву от первородных. При таком истолковании Авель наследует отцу.
Также Авель – предтеча Авраама, ибо до Моисея только Авель и Авраам жертвовали от первородного: Авель из овец, Авраам – сына Исаака, имевшего благословение первородства.
В семье прародителей Каин был старшим. Дорог был Каин родителям, как первородное дорого в глазах Божьих, но не Каина жертву принял Бог:
И призрел Бог на Авеля и на дары его,
на Каина же и на жертвы его – не внял.
Быт. 4:4, 5
Жертву (жертвы) приносит Каин; дары принес Авель [5].
Скотовод Авель принес дар, это не была жертва, от которой вкушают (первое упоминание о вкушении мяса и вина находим в послепотопный период). То, что принес Авель, было больше чем заклание, это была жертва целиковая – всеприношение (ола), – подобная той, что совершилась в раю и указывала на Голгофу.
Таким образом, духовный облик Авеля нам дан через характер его жертвы:
– он принес лучшее.
– это была жертва – напоминание о благоутробии Божьем, жертва Богу разумная, простирающаяся в будущее – ко времени последней кровавой жертвы.
– приношение Авеля было больше, чем заклание, скорее всего, эта жертва была принесена целиком.
Духовный облик Авеля дан тремя чертами, но совершенно отчетливо. Жертва Авеля указывает на Христа и Его жертву.
[1] Статья из серии «Каин»: 1) Жертвоприношение Авеля. 2) Жертвоприношение Каина. 3) Усыновление диаволу. 4) Проклятие Каину. 5) Каинова печать. 6) Каинитяне – первая цивилизация. 7) Песнь Ламеха – кончина первой цивилизации. 8) Опознание каинитян в мировой истории.
[2] Так будет в таинстве покаяния Новозаветной Церкви: прощение греха совершает Бог, а видимым образом священник, в присутствии которого грех был исповедан.
[3] В именовании этого первого (исходного для всех других видов) жертвоприношения наблюдается неточность в переводе на греческий язык и недоразумение. Точное название жертвоприношения – ола hl[ (Быт. 8:20; 22:2 сл), hlw[ (Пс. 51/50:21), – «возношение» (жертва «восходящая»). Приемлемый перевод на греческий язык – всеприношение: Рlok£rpwsij (приношение «целого плода»).
На греческий иногда переводят ола как РlokaЪtwma – «всесожжение », что категорически неверно. Жертва действительно вся сожигалась, но суть ее не в сжигании (это второстепенная техническая деталь), а в том, что жертва приносилась вся, целиком. Синоним для жертвоприношения ола жертва калиль lylK – «цельная, целиковая» (Пс. 51/50:21). От неверного перевода еврейского ола как РlokaЪtwma – «всесожжение » произошло в западных языках holocaust, а от него понятие «холокост». В еврейском тексте Ветхого Завета нет термина, который бы соответствовал термину «холокост».
[4] Иосиф говорит братьям: «я дам вам хорошее (тов) страны Египта и будете есть тук (хéлев) страны» (Быт. 45:18). О жертвоприношениях сказано: «все лучшее (тучное) елея, и все лучшее (тучное) вина и зерна, – начаток, который дают Яхве» (Числ. 18:12).
[5] В ТМ терминологического различия «жертвы» и «дара» нет, однако оно прослеживается по контексту. В Ветхом Завете отчетливо различаются: 1) жертва закланная, которую приносят от скота, она называется зéвах, и 2) жертва, которую приносят без заклания, она называется минхá, – без заклания приносили от злаков, хлебное приношение. Различие в характере приношений двух братьев состоит, согласно ТМ, в том, что жертва Каина логично называется минха (Каин был земледелец), а жертва Авеля нелогично называется минха (Авель был пастырь овец). Возможно, LXX толковников, почувствовав это различие, назвали приношение Каина qus…a – жертва, а приношение Авеля dиroi – дары.