вопрос Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей




Вопрос Кости

В скелете человека более 200 костей, которые объединяют в следующие части скелета: скелет туловища, скелет головы, кости поясов конечностей (верхней и нижней), кости свободных конечностей (верхней и нижней).

 

Изначально существовала классификация по форме костей, т.е. они подразделялись на длинные, короткие, плоские, смешанные. Но такое разделение оказалось односторонним, т.к. внутри групп постоянно находились противоречия.

 

На данный момент в анатомии используется классификация, построенная на 3 принципах: форма (строение), функция, развитие. Эта классификация выглядит следующим образом:

 

Трубчатые

 

Длинные

 

Короткие

 

Построены из губчатого и компактного вещества, образующего трубку с костномозговой полостью. Эти кости выполняют все 3 функции скелета: опора, защита, движение. Длинные трубчатые кости по своей функции являются опорами и длинными рычагами движения; в обоих эпифизах имеют эндохондральные очаги окостенения. Короткие трубчатые кости выполняют функцию коротких рычагов движения; имеют очаг окостенения только в истинном эпифизе.

 

Губчатые

 

Длинные

 

Короткие

 

Сесамовидные (по форме напоминают зерна кунжута)

 

Преимущественно состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. Функция сесамовидных костей – вспомогательные приспособления для работы мышц; развиваются эндохондриально в толще сухожилий. Эти кости располагаются около суставов, что способствует движению в них, однако сесамовидные кости не связаны со скелетом.

 

Плоские

 

Кости черепа (лобная, теменные)

 

Кости поясов конечностей (лопатка, кости таза)

 

Кости черепа преимущественно выполняют защитную функцию; построены из 2 тонких пластинок компактного вещества, между которыми находится диплоэ, diploё, представляющее собой губчатое вещество с каналами для вен. Эти кости развиваются на основе соединительной ткани.

 

Кости поясов выполняют функции опоры и защиты, преимущественно построены из губчатого вещества. Развиваются на почве хрящевой ткани.

 

Смешанные (кости основания черепа)

 

В эту группу входят те кости, которые сливаются из различных частей, имеющих различные развитие, функцию и строение.

 

Развитие кости. Виды окостенения.

 

Кость, os, ossis, как орган живого организма состоит из нескольких тканей, главнейшей из которых является костная.

 

Костное вещество состоит из двоякого рода химических веществ: органических (1/3), главным образом оссеина, и неорганических (2/3), главным образом солей кальция, особенно фосфорнокислой извести (более половины - 51,04%). Если кость подвергнуть действию раствора кислот (соляной, азотной и др.), то соли извести растворяются (decalcinatio), а органическое вещество остается и сохраняет форму кости, будучи, однако, мягким и эластичным. Если же кость подвергнуть обжиганию, то органическое вещество сгорает, а неорганическое остается, также сохраняя форму кости и ее твердость, но будучи при этом весьма хрупким. Следовательно, эластичность кости зависит от оссеина, а твердость ее - от минеральных солей. Сочетание неорганических и органических веществ в живой кости и придает ей необычайную крепость и упругость. В этом убеждают и возрастные изменения кости. У маленьких детей, у которых оссеина сравнительно больше, кости отличаются большой гибкостью и потому редко ломаются. Наоборот, в старости, когда соотношение органических и неорганических веществ изменяется в пользу последних, кости становятся менее эластичными и более хрупкими, вследствие чего переломы костей чаще всего наблюдаются у стариков.

 

Образование любой кости происходит за счет молодых соединительнотканных клеток мезенхимного происхождения - остеобластов, которые вырабатывают межклеточное костное вещество, играющее главную опорную роль.

 

Соответственно отмеченным 3 стадиям развития скелета кости могут развиваться на почве соединительной или хрящевой ткани, поэтому различаются следующие виды окостенения (остеогенеза).

 

1.Эндесмальное окостенение (en - внутри, desme - связка) происходит в соединительной ткани первичных, покровных, костей. На определенном участке эмбриональной соединительной ткани, имеющей очертания будущей кости, благодаря деятельности остеобластов появляются островки костного вещества (точка окостенения). Из первичного центра процесс окостенения распространяется во все стороны лучеобразно путем наложения (аппозиции) костного вещества по периферии. Поверхностные слои соединительной ткани, из которой формируется покровная кость, остаются в виде надкостницы, со стороны которой происходит увеличение кости в толщину.

 

2.Перихондралъное окостенение (peri - вокруг, chondros - хрящ) происходит на наружной поверхности хрящевых зачатков кости при участии надхрящницы (perichondrium). Мезенхимный зачаток, имеющий очертания будущей кости, превращается в "кость", состоящую из хрящевой ткани и представляющую собой как бы хрящевую модель кости. Благодаря деятельности остеобластов надхрящницы, покрывающей хрящ снаружи, на поверхности его, непосредственно под надхрящницей, откладывается костная ткань, которая постепенно замещает ткань хрящевую и образует компактное костное вещество.

 

3. С переходом хрящевой модели кости в костную надхрящница становится надкостницей (periosteum) и дальнейшее отложение костной ткани идет за счет надкостницы - периосталъное окостенение. Поэтому перихонд-ральный и периостальный остеогенезы следуют один за другим. Развитие кости

 

4.Эндохондралъное окостенение (endo, греч. - внутри, chondros - хрящ) совершается внутри хрящевых зачатков при участии надхрящницы, которая отдает отростки, содержащие сосуды, внутрь хряща. Проникая в глубь хряща вместе с сосудами, костеобразовательная ткань разрушает хрящ, предварительно подвергшийся обызвествлению (отложение в хряще извести и перерождение его клеток), и образует в центре хрящевой модели кости островок костной ткани (точка окостенения). Распространение процесса эндохондрального окостенения из центра к периферии приводит к формированию губчатого костного вещества. Происходит не прямое превращение хряща в кость, а его разрушение и замещение новой тканью, костной. Характер и порядок окостенения функционально обусловлены также приспособлением организма к окружающей среде. Так, у водных позвоночных (например, костистых рыб) окостеневает путем перихондрального остеогенеза только средняя часть кости, которая, как во всяком рычаге, испытывает большую нагрузку (первичные ядра окостенения). То же наблюдается и у земноводных, у которых, однако, средняя часть кости окостеневает на большем пространстве, чем у рыб. С окончательным переходом на сушу к скелету предъявляются большие функциональные требования, связанные с более трудным, чем в воде, передвижением тела по земле и большей нагрузкой на кости. Поэтому у наземных позвоночных появляются вторичные точки окостенения, из которых у пресмыкающихся и птиц путем эндохондрального остеогенеза окостеневают и периферические отделы костей. У млекопитающих концы костей, участвующие в сочленениях, получают даже самостоятельные точки окостенения. Такой порядок сохраняется и в онтогенезе человека, у которого окостенение также функционально обусловлено и начинается с наиболее нагружаемых центральных участков костей. развитие кости – эмбриология

 

Так, сначала на 2-м месяце утробной жизни возникают первичные точки, из которых развиваются основные части костей, несущие на себе наибольшую нагрузку, т. е. тела, или диафизы, diaphysis, трубчатых костей (dia, греч.-между, phyo - расту; часть кости, растущая между эпифизами) и концы диафиза, называемые метафизами, metaphysis (meta - позади, после). Они окостеневают путем пери- и эндохондрального остеогенеза. Затем незадолго до рождения или в первые годы после рождения появляются вторичные точки, из которых образуются путем эндохондрального остеогенеза концы костей, участвующие в сочленениях, т. е. эпифизы, epiphysis (нарост, epi - над), трубчатых костей. Возникшее в центре хрящевого эпифиза ядро окостенения разрастается и становится костным эпифизом, построенным из губчатого вещества. От первоначальной хрящевой ткани остается на всю жизнь только тонкий слой ее на поверхности эпифиза, образующий суставной хрящ. У детей, юношей и даже взрослых появляются добавочные островки окостенения, из которых окостеневают части кости, испытывающие тягу вследствие прикрепления к ним мышц и связок, называемые апофизами, apophysis (отросток, арo - от): например, большой вертел бедренной кости или добавочные точки на отростках поясничных позвонков, окостеневающих лишь у взрослых. Так же функционально обусловлен и характер окостенения, связанный со строением кости. Так, кости и части костей, состоящие преимущественно из губчатого костного вещества (позвонки, грудина, кости запястья и предплюсны, эпифизы трубчатых костей и др.), окостеневают эндохондраль-но, а кости и части костей, построенные одновременно из губчатого и компактного вещества (основание черепа, диафизы трубчатых костей и др.), развиваются путем эндо- и перихондрального окостенения. Ряд костей человека является продуктом слияния костей, самостоятельно существующих у животных. Отражая этот процесс слияния, развитие таких костей происходит за счет очагов окостенения, соответствующих по своему количеству и местоположению числу слившихся костей. Так, лопатка человека развивается из 2 костей, участвующих в плечевом поясе низших наземных позвоночных (лопатки и коракоида). Соответственно этому, кроме основных ядер окостенения в теле лопатки, возникают очаги окостенения в ее клювовидном отростке (бывшем коракоиде). Височная кость, срастающаяся из 3 костей, окостеневает из 3 групп костных ядер. Таким образом, окостенение каждой кости отражает функционально обусловленный процесс филогенеза ее.

 

Рост кости

 

Длительный рост организма и огромная разница между размерами и формой эмбриональной и окончательной кости таковы, что делают неизбежной ее перестройку в течение роста; в процессе перестройки наряду с образованием новых остеонов идет параллельный процесс рассасывания (резорбция) старых, остатки которых можно видеть среди ново-образующихся остеонов ("вставочные" системы пластинок). Рассасывание есть результат деятельности в кости особых клеток - остеокластов (clasis, греч.-ломание). Благодаря работе последних почти вся эндохондральная кость диафиза рассасывается и в ней образуется полость (костномозговая полость). Рассасыванию подвергается также и слой перихондральной кости, но взамен исчезающей костной ткани откладываются новые слои ее со стороны надкостницы. В результате происходит рост молодой кости в толщину.

 

В течение всего периода детства и юности сохраняется прослойка хряща между эпифизом и метафизом, называемая эпифизарным хрящом, или пластинкой роста. За счет этого хряща кость растет в длину благодаря размножению его клеток, откладывающих промежуточное хрящевое вещество. Впоследствии размножение клеток прекращается, эпифизарный хрящ уступает натиску костной ткани и метафиз сливается с эпифизом - получается синостоз (костное сращение).

 

Таким образом, окостенение и рост кости есть результат жизнедеятельности остеобластов и остеокластов, выполняющих противоположные функции аппозиции и резорбции - созидания и разрушения. Поэтому на примере развития кости мы видим проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей. "

 

Соответственно описанному развитию и функции в каждой трубчатой кости различаются следующие части

 

1. Тело кости, диафиз, представляет собой костную трубку, содержащую у взрослых желтый костный мозг и выполняющую преимущественно функции опоры и защиты. Стенка трубки состоит из плотного компактного вещества, в котором костные пластинки расположены очень близко друг к другу и образуют плотную массу. Компактное вещество диафиза разделяется на два слоя соответственно окостенению двоякого рода: 1) наружный кортикальный (cortex - кора) возникает путем перихонд- рального окостенения из надхрящницы или надкостницы, откуда и получает питающие его кровеносные сосуды; 2) внутренний слой возникает путем эндохондрального окостенения и получает питание от сосудов костного мозга. Концы диафиза, прилегающие к эпифизарному хрящу, - метафизы. Они развиваются вместе с диафизом, но участвуют в росте костей в длину и состоят из губчатого вещества, substantia spongiosa. В ячейках "костной губки" находится красный костный мозг.

 

2. Суставные концы каждой трубчатой кости, расположенные по другую сторону эпифизарного хряща, эпифизы. Они также состоят из губчатого вещества, содержащего красный костный мозг, но развиваются в отличие от метафизов эндохондрально из самостоятельной точки окостенения, за кладывающейся в центре хряща эпифиза; снаружи они несут суставную поверхность, участвующую в образовании сустава.

 

3. Расположенные вблизи эпифиза костные выступы - апофизы, к которым прикрепляются мышцы и связки. Апофизы окостеневают эндохондрально из самостоятельно заложенных в их хряще точек окостенения и построены из губчатого вещества.

 

В костях, не относящихся к трубчатым, но развивающихся из нескольких точек окостенения, можно также различать аналогичные части.

 

вопрос Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей

Позвоночный столб у человека непрямой, он имеет 4 физиологических изгиба позвоночника. Выпуклые изгибы вперёд называются лордозы, их у человека 2, а вогнутые изгибы назад - кифозы, их также 2. Изгибы в сторону, правую или левую - сколиозы - являются патологическими изгибами.

 

Наиболее рано образуется кифоз в грудном отделе позвоночника. У новорожденного другие изгибы позвоночного столба в переднезаднем направлении слабо заметны. Шейный лордоз появляется по мере того, как ребёнок начинает держать голову прямо, поясничный - когда он начинает стоять. Изгибы позвоночного столба отчётливо заметны к 5-6 годам, окончательно же они формируются к 18-20 годам.

 

Если провести вертикаль через общий центр тяжести тела прямостоящего человека (антропометрическая стойка), поясничный лордоз окажется расположенным впереди этой вертикали, примерно на 5 см. Грудной кифоз - окажется сзади, приблизительно на 2,5 см, а шейный лордоз расположится спереди на 1,5 см.

 

Сколиозы обычно образуются в первые годы школьной жизни ребёнка в связи с асимметричным положением тела, асимметричным напряжением мышц и их переутомлением при длительной неподвижном сидении. Однако сколиозы могут появляться и в дошкольном возрасте.

 

Во фронтальной плоскости в норме позвоночник должен быть прямым. В норме глубина лордоз в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплекса создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

 

Физические упражнения, занятия спортом оказывают благоприятное влияние на развитие позвоночного столба, предупреждая образование сутулости и сколиозов. Они являются также реабилитационным средством для исправления имеющихся дефектов в функциональной структуре позвоночного столба.

 

Изгибы позвоночного столба увеличивают его рессорные свойства, а также ёмкость грудной клетки, тазовой полости.

 

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространёнными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических нарушений здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течений многих заболеваний у взрослых.

 

По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиоз поражает в среднем 10-15% детей. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночные мышцы, окружающие его.

 

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

 

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для формирования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

 

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды,

Гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

 

В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

 

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание. Кроме того, появление неправильной осанки (впоследствии и сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или слабостью мышц, удерживающих это положение, ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

 

Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

 

Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

 

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

 

Правильная осанка характеризуется:

- одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток;

- равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава);

- глубиной треугольников талии (пространство, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой);

- прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника;

- равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости;

- одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

 

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) «сутуловатость» - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) «круглая спина» - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) «вогнутая спина» - усиление лордоза в поясничной области;

Г) «кругло-вогнутая спина» - увеличение грудного кифоза и [Имение поясничного лордоза;

д) «плоская спина» - сглаживание всех физиологических избой;

г) «плоско-вогнутая спина» - уменьшение грудного кифоза И нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Обычно различают 3 степени нарушения осанки во фронтальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

 

Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального при выпрямлении.

Деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.

Деформация 3 степени - искривление не меняется при висе и выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости характеризуются нарушением симметрии между половинами туловища.

 

Позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены первичной степени; от чуть заметных отклонений - до резко выраженных деформаций.

 

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

 

Сколиоз на начальной стадии развития процесса, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при мистической болезни, кроме бокового искривления позвоночника-наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия). Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания но идней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

 

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитик клиновидной деформации позвонков, расположенных на иершине дуги искривления позвоночника.

 

В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

 

Все дети должны находиться на диспансерном учёте у врача ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.

 

Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиотической болезнью.

 

Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется.

 

От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий.

 

Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

 

Детям с нарушениями осанки, без прогрессирования сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника.

 

Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мы-шечный аппарат и костно-суставной аппарат, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

 

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача ортопеда.

 

При сколиозах 2-3 степени дети требуют особого подхода, и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимался в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. При правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

 

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричны видами спорта в течение одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет.

 

Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного Цитрата, исправляются в течение 2-3 лет. А нарушения осанки, протекающих на фоне, имеющихся функциональных и структурных и членений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6-7%) они сохраняются на всю жизнь.

 

Эффективно воздействовать на деформацию можно физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в старшем Возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

 

Таким образом, при выборе средств для профилактики и лечении детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 степени важен правильный подход. Необходимо рекомендовать детям корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

 

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что узкая ранняя специализация асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки.

 

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 степени должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия спортом должны быть запрещены.

 

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и сколиозах 1 степени противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений. При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 степени занятия спортом npoтивопоказаны.

 

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно-двигательном аппарате.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: