Цель программы – формирование положительного образа взрослого в сознании ребёнка и оптимизация развития его самосознания.




Программа подготовки детей к переходу в замещающую семью

Возраст детей – 9, 10, 11 лет

Срок реализации – 3 месяца

Составитель – Рыбина Л. Д.,

социальный педагог

 

Сосновка 2009

 

Пояснительная записка

 

Социально-педагогическая программа подготовки детей к переходу в замещающую семью актуальна и необходима. По данным Госкомстата, на сегодняшний день около 170 тысяч детей лишены родительской заботы и воспитываются в государственных учреждениях: в домах ребёнка, школах-интернатах и детских домах. Данная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Однако воспитанники государственных учреждений в большинстве своём оказываются неготовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни.

Социализация детей, лишённых родительского попечительства, проходит таким образом, что у ребёнка формируется негативный образ взрослого. И вырастая, эти дети повторяют деструктивную модель семьи своих родителей. Суть социальной реабилитации заключается в том, чтобы вернуть или воссоздать способности ребёнка к жизни и адаптации в социуме, обеспечить условия для принятия и понимания ребёнком законов социального мира и помочь ему найти и занять своё, соответствующее развитию его личности, место в обществе.

Опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье даёт возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остаётся основной функцией семьи, а развитие ребёнка органически вписано в её жизнедеятельность.

Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьёзными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Именно в семье ребёнок получает представление о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Вместе с членами семьи он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

 

Для того чтобы ребёнку, оставшемуся без попечения родителей и воспитывающемуся в государственном учреждении, было легче влиться в замещающую семью, необходимо провести его психологическую подготовку через занятия – тренинги.

Данная программа разработана на основе программ, выполненных специалистами государственного учреждения «Областной центр помощи семье и детям «Журавушка» и государственного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» города Нижний Новгород».

Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.

Программа включает в себя характеристику основополагающих моментов подготовки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в государственном учреждении, к переходу в замещающую семью.

Цель программы – формирование положительного образа взрослого в сознании ребёнка и оптимизация развития его самосознания.

Задачи программы:

- снижение тревожности и развитие базового доверия;

- формирование позитивной мотивации общения и развитие коммуникативных качеств;

- формирование позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе;

- формирование навыков адекватного ролевого поведения в различных ситуациях.

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, позволяет формировать группы из детей с различным базовым уровнем развития интеллекта.

Сроки реализации программы - 3 месяца.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Занятия проводятся в форме тренингов. Длительность занятия – от 30 до 50 минут.

Кроме того, отводится 3 часа на ребёнка для индивидуальных консультаций.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня готовностиребёнка к адаптации в новой семье;

- создание условий для экологичного перехода ребёнка, оставленного без попечения родителей, в новую семью.

Диагностика готовности ребёнка к переходу в замещающую семью осуществляется при помощи проективной методики исследования личности Рене-Жиля и специально разработанных опросников.

 

 

Учебно – тематический план

N п/п Тема Количество часов Форма проведения
1. Знакомство. Правила работы в группе.     Социально – психологический тренинг.
2. Путешествие в страну «я».     Социально – психологический тренинг.
3. . «Королевство кривых зеркал».     Социально – психологический тренинг.
4. Комплименты. Моделирование позитивного образа другого человека.     Социально – психологический тренинг.
5. Наша группа.     Социально – психологический тренинг.
6. Работа с агрессией.     Социально – психологический тренинг.
7. Театрализованная игра.     Социально – психологический тренинг.
8. Вместе – целая семья. Групповой рисунок семьи.   Социально – психологический тренинг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: