Жанрово-стилевое своеобразие поэзии 1960-2000-х гг.




«Шестидесятники»: А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко «Тихая» поэзия: Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, А.Прасолов, Н.Тряпкин
Традиции русского футуризма, эстетика прямых обращений к массовой публике, поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не для размышления. Публицистичност ь, близкий контакт с эпохой, историей, человечеством, поиск новых символов веры, жажда открытия нового. Преобразование социального пафоса в пафос гуманистический. Расширение диапазона лирического переживания, исповедальность, жертвенность: «О те, кто наше поколенье! Мы лишь ступень, а не порог! Мы лишь вступаем во вступленье – К прологу новому пролог!» (Е.Евтушенко) Близость к эстетике и этике В.Маяковского: активизация семантического потенциала стихотворной формы.   А.Вознесенский (1933-2010) 1.«Скоростные методы образного мышления» («Разговор с эпиграфом», «Прощание с Политехническим») 2.Традиции гражданской лирики: конкретность повода всякого высказывания, срывание всех масок («Есть русская интеллигенция», поэма «Лонжюмо») 3.Урбанистическая образность, поэтика скоростей («Ночной аэропорт в Нью-Йорке») 4.Противопоставление прошлого и настоящего, ощущение настоящего как несовершённого будущего («Ностальгия по настоящему», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным») Полное слияние поэта и объекта сопереживания «Гойя» Е.Евтушенко (1932-1917)   1. Убежденность в особой роли поэта в России («Молитва перед поэмой» («Братская ГЭС»), «Идут белые снеги», «Шестидесятники»), поэт-публицист, говорящий от имени «мы»(«Долгие крики»).Лозунговость, риторичность, дидактичность, ораторский тон, восклицания. 2. Публицистические обращения к «полузапрещенным» в СССР темам («Наследники Сталина», «Бабий яр», «Танки идут по Праге») 3. Тяга к эпической форме, сюжетной лирике, к жанру поэмы 4. Исповедальность, романтический максимализм («Нет, мне ни в чем не надо половины»), мотив больной совести («Какое право я имел», «Проклятье, я – профессионал…») 5. Вызывающая для советский поэзии откровенность, утверждение самоценности любого человека: Людей неинтересных в мире нет». «Я жаден до людей» 6. Использование редких, в том числе неправильных, экспериментальных рифм неологизмов («Метаморфозы, «Какбычегоневышлисты»)     «Тихая лирика» - реакция на «громкую» поэзию поэтов – «эстрадников»: «откровенный человек уступил место сокровенному» (Л.Анненский)   «Почвенническая идеология».   Элегичность, идея возвращения к истокам народной культуры, идеи нравственно-религиозного обновления. Ориентация на тютчевско-есенинскую традицию.   Освобождение стихов от сложной метафоричности, акцент на напевной интонации   Н.Рубцов (1936-1971) 1. Автобиографичность лирики. Тема безрадостного детства («Детство»), работа кочегаром, служба на Северном флоте(«Старпомы ждут своих матросов..»), учеба в Литинституте («Стукнул по карману – не звенит»)   2. Тема «возвращения» к истокам, корням: «Возвращение из рейса», «На Родину!». «Видения на холме», «В горнице моей светло».   3. Любовь к Родине как религиозное служение («Тихая моя родина») Образ вымирающей русской деревни.     4. Философичность лирики: «человек перед лицом мироздания» («Ночь на Родине», «Седьмые сутки дождь не умолкает»). Разрешение драмы духовного сиротства в эмоциональном просветлении («Видения на холме» «Звезда полей») 5. Тема покоя («Листья осенние») Музыкальность лирики, песенное начало, наследование фольклорных традиций («В горнице», «Букет»)
Неоакмеизм: А Тарковский, Д.Самойлов, Ю.Левитанский, Б.Ахмадуллина, А.Кушнер, О.Чухонцев, Ю.Мориц, Е.Рейн Постмодернизм Концептуализм:Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров Метареализм:И.Жданов, О.Седакова, А.Еременко,
Выход за пределы советской и социальной истории в масштаб истории культуры «Времена не выбирают – в них живут и умирают» (А.Кушнер)   Возрождение модернистской традиции. Ориентация стиха на цитатный диалог с классическим наследием, осмысление памяти как «глубоко нравственного начала», противостоящего хаосу и забвению.   Утверждение нераздельности природы и культуры. Мифологизация магической силы поэтического слова   Арсений Тарковский (1907-1989)   Учителя –Г. Державин, Ф. Тютчев. 1.Мифология мистической зависимости судьбы от слова. 2. Три макрообраза(Древо (мировое древо, бытие), Тело (личное бытие, бренность), Словарь (культура, логос, язык) 3. Философичность и «книжность» лирики: одические интонации, приверженность к строгим» размерам (ямбу, холрею), строгой строфике и точной рифмовке. 4. Автобиографичность поэзии: Переводческая деятельность («Переводчик»), фронт («Полевой госпиталь»), увлечение астрономией («Телец, Орион, Большой пес»)     5. Пантеизм: единство мироздания. Человек – связующее звено между звездами и инфузориями («Посередине мира», между прошлым и будущим («Вещи»), живым и неживым («Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был…», «Ходить меня учила мать…»), космосом и хаосом («Во вселенной наш разум расчетливый…») 6. Вера в магическую силу слова («Слово»), в долг поэта перед мирозданием («Вы, жившие на свете до меня») 7.Проблема смерти и бессмертия: а) в роду и родстве со всем живым («Жизнь, жизнь»), б) в творчестве, поэтическом языке («Словарь»)   Концептуализм - эстетическая реакция на искусство застоя. В Кусловная ситуация «литературы после литературы», «автора после автора» в обыгрывается в разных формах.   Концепт- затертый до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише. Д.Пригов (1940-2007) Автор книг «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти»,«Только моя Япония», «Живите в Москве». 1. Бесстрастное отношение к разным стилям, дискредитация понятий, утративших права на доверие, абсурдность на тематическом и на формальном уровне, использование алогизмов. 2. Любимые жанры опус, «вещь», «философема», миниатюра, стих, псевдостих, «имитация стиха». 4. Использование маски автора-персонажа: Дмитрий Александрович Пригов, «милицанер», Черубина де Габриак, «маленькая балеринка»   Метареализм – в философском плане – это мета-физический реализм (т.е. реализм сверхфизической природы вещей) В стилевом плане - это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей (метафоры) к их реальной взаимопричастности (к метаболе, метаморфозе). Метафора: Как золотые купола В строительных легких лесах- Оранжевая гора Стоит в пустынных лесах (А.Вознесенский «Осень в Дилижане»)   Метабола: В густых металлургических лесах, Где шел процесс созданья хлорофилла, Сорвался лист. Уж осень наступила В густых металлургических лесах (А.Еременко «Сонет»)   Метареалисты «вышли» из поэзии И.Бродского Метареалисты не были «радикальными отрицателями». Их скептическое сознание увлекала игра, создающая новую художественную реальность. Главный прием – создание художественного мира, состоящего из реальности и фантастики., природного и механистичного, разумного и иррационального. Исток М – вся история мирового искусства в ее энциклопедических сжатиях и извлечениях. Самые яркие представители – О.Седакова и И.Жданов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: