Тема «Экологический контроль»




 

Экологический контроль - это система мер по надзору за состоянием окружающей природной среды.

Основными задачами экологического контроля, согласно закону «Об охране окружающей природной среды», являются:

· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

· проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Экологический контроль подразделяется на четыре уровня:

1) государственная служба наблюдения за состоянием окружающей
среды или мониторинг окружающей природной среды;

2) государственный инспекционный контроль;

3) производственный контроль;

4) общественный контроль.

Мониторинг окружающей природной среды - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

Главной целью мониторинга является контроль за процессами, происходящими в воздухе, воде, почве, уровнем их загрязнения, влиянием этих процессов на растительный и животный мир, а также обеспечение населения текущей и экстренной информацией, прогнозированием состояния окружающей среды.

Наблюдение осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды, а также другие организации и ведомства. В основе государственного мониторинга лежит сеть наблюдательных пунктов в городах и поселках РФ. Для наблюдений за состоянием морской среды созданы морские станции.

В соответствии с тремя типами загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный, импактный и базовый.

Глобальный мониторинг предусматривает слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

Импактный мониторинг обеспечивает наблюдение в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

Базовый мониторинг это слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.

Государственный инспекционный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Они осуществляют надзор за:

· воспроизводством и оздоровлением природной среды, охраной и
рациональным использованием природных ресурсов;

· соблюдением законодательно установленного режима особо
охраняемых территорий;

· возникновением, использованием, переработкой и захоронением токсичных отходов;

· выполнением предприятиями экологических программ и планов;

· соблюдением предприятиями, независимо от ведомственной
принадлежности, законодательства РФ и решений местных
администраций и исполнительных органов в области охраны
природы;

· соблюдением экологических нормативов, предельно допустимых выбросов.

Конспектировать (самостоятельно): ФЗ «Об охране окружающей среды». Глава XI. Статья 66. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды:

1. Государственный инспектор в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеет право в установленном порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и
иных нормативных документов в области охраны окружающей среды,
работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств,
средств контроля, а также выполнения планов и мероприятий по охране
окружающей среды;

- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны
окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию,

эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о её проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических
и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны
окружающей среды;

-привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- осуществлять иные определённые законодательством полномочия.

2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

- предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

- соблюдать требования законодательства.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций.

Его задача - проверка выполнения планов и мероприятий по:

- охране природы;

- рациональному использованию природных ресурсов;

- оздоровлению окружающей среды;

- соблюдению нормативов качества окружающей природной среды;

- выполнению требований природоохранного законодательства.

Общественный контроль осуществляется профсоюзными и другими общественными объединениями, трудовыми коллективами с целью проверки выполнения требований закона «Об охране окружающей среды» министерствами, предприятиями и др. организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

 

 

________________________________________________________

1) ФЗ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2) Арустамов Э.А. Природопользование. Учебник. - М. 2000.

3) Пыльнева Т.Г. Природопользование. Учебное пособие. - М. 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: