Основные направления зарубежных исследований истории музейного дела во второй половине XX- начале XXI века.




Углубление тематики исследований в сер. – вт. половине XX в.: А.Уиттлин (классификация коллекций и феномен публичного музея), Ж.Базен, Н. фон Хольст (история художественных коллекций и музеев), К.Хадсон (музей с точки зрения потребностей посетителя и «влиятельные» музеи), Э. и М. Александер (история североамериканского музея). Основные направления современных зарубежных исследований: осмысление исторических корней музеологии, история коллекционирования и музейного дела в свете изучения прообразов виртуального музея и постановки вопросов о сохранении нематериального культурного наследия, история бытования термина «музей» и его полисемантичность в Европе Нового времени, проблема становления музея как общественного публичного института в эпоху Просвещения.

В середине – вт. пол. XX в. происходит углубление тематики исследований. В исследовании Альмы Стефании Виттлин «Музеи. История и их задачи в воспитании» (Лондон, 1949) впервые в историографии истории музейного дела рассмотрен процесс эволюции музея как социокультурного института во всем мире со времен первобытного общества. А.С. Виттлин рассмотрела музейные функции хранения, исследования, воспитания в историческом аспекте и впервые четко сформулировала социокультурные мотивации предмузейного собирательства: экономическую, социально-престижную,магическую, групповую, стимуляции любопытства и исследования, и эмоциональную. Возникновение и развитие музеев освещено автором в тесной связи с социальноэкономическими и культурными условиями жизни общества, а коллекции и музеи трактуются А.С. Виттлин как необходимая составная часть культуры человечества.

В 1970 году А.С. Виттлин выпустила расширенное и дополненное издание своего сочинения под названием «Музеи. В поисках полезного будущего» (Кембридж, США, 1970). В новом издании прослежены процессы развития музейного дела до конца 60-хгодов XX столетия. Охарактеризована новая функция музеев – «функция культурного центра» в дополнение к более ранним их функциям. Освещены вопросы доступности предмузейных коллекций публике. Автор книги не задавалась целью осветить ход конкретных событий истории коллекционирования и музеев, музейной администрации и музейной архитектуры.

В первые пятнадцать лет после второй мировой войны у историков музейного дела наметилась определенная тенденция изучать уже не отдельные его стороны, а всю музееведческую практику в масштабах мира (как в упомянутой выше книге А.С. Виттлин «Музеи» (Лондон, 1949), либо в масштабах большой страны (как в «Очерках истории музейного дела в СССР»). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в последующие десятилетия.

В 1960-е годы вышли в свет обстоятельные издания по истории художественного коллекционирования и художественных музеев: монографии немецкого искусствоведа латвийского происхождения Нильса фон Хольста «Художники, собиратели, публика» (Дармштадт, 1960)133, перевод которой на английский язык вышел в Лондоне в 1967 году, и французского искусствоведа, историка искусства, главного хранителя отдела картин и рисунков музея Лувр Жермена Базена «Век музеев» (Льеж, 1967). Одновременно с французским изданием этой книги Ж. Базена в Нью-Йорке вышел ее перевод на английский язык.

Книги Н. фон Хольста и Ж. Базена велики по объему и охвату темы. От других работ по истории музейного дела предшествующих лет их отличают фундаментальность и продуманность концепций авторов. Н. фон Хольст и Ж. Базен проследили развитие коллекционерства и музеев одного профиля на протяжении многих веков. Выводы авторов о приоритетности художественного собирательства и музейного дела в музееведении подкреплены анализом значительного количества источников.

Оба автора привели огромный фактический материал по темам их исследований. Однако по ведущим проблемам истории музейного дела авторы дали ограниченные выводы. Они связывали художественное коллекционирование только с изменениями художественных стилей. Это подчеркивает даже подзаголовок английского перевода книги Н. фон Хольста: «Анатомия художественного вкуса от античности до наших дней». Связь коллекционирования и музейного дела с социально-экономической структурой общества в сочинениях обоих авторов не прослежена.

В вышедшей в 1987 году книге английского музееведа Кеннета Хадсона «Влиятельные музеи» прослежена связь деятельности наиболее известных музеев мира различных профилей с развитием отдельных отраслей культуры. Однако автор не вышел за пределы описательства и не предпринял попытки осмыслить развитие ведущих музеев мира как целое. Для сочинения К. Хадсона характерно сведение историко-музейного процесса к повествованию об отдельных учреждениях.

Американский историк и музеевед Эдвард Портер Александер в своем пособии «Музеи в движении» (1979) в первой его части осветил историю коллекций и музеев различных профилей. Он выделил ведущие музеи каждого профиля, подчеркнул их значение в развитии музейного дела в целом. Возникновение и развитие коллекций и музеев в трактовке Э. Александера рассматривается как результат действий ограниченного круга энтузиастов и благоприятных политических условий, связывается с развитием отдельных наук, но не с жизнью общества в целом.

От музеологии к науке о наследии:

1. Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.45-64.

2. Шола Т. Новая музеология и поступательное развитие культуры или пролог кибернетического музея // Музей и демократия. Серия электр. Изданий MUSEUM PRO.- Вып.1.0. - М.:РИК, 1997.- С.28-36 // https://www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_1.pdf

3. Шола Т. Предмет и особенности музеологии // Museum.- 1987.- № 153.- С.49-53.

 

Становление языка музеологии: история и региональная специфика:

1. Ключевые понятия музеологии. Сост.: A.Desvallées, Fr.Mairesse./ пер.А.В.Урядникова - Armand Colin, ICOM, 2012.-

3. Рутар В. Теоретические основы музеологической терминологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.37-43.

4. Dolák J. Some Remarks on Museum Terminology // ICOFOM Study Series.-ISS, 38, 2009.- P.199-208.

5. Mensch van P. Museological terminology // Mensch van P. Towards a methodology of museology (PhD thesis, University of Zagreb 1992). (Журнал «Вопросы музеологии», 2014, № 1).

 

Новые виды музеев и осмысление их деятельности в современных зарубежных исследованиях:

1. Беллег – Скальбер М. Участие населения в работе экомузея // Museum.- 1985.- № 148.- С. 14-17

2. Блавиа де М.Г. Музей Баркисимето: создавать или плыть по течению? // Museum.- 1985.-№ 148.- С. 44-49.

3. Дельгадо К. Экомузей во Френе: вопреки исключению // Museum.- 2001.-№ 209.- С. 37-41.

4. Камарго-и-Альмейда-Моро де Ф. Экомузей Сао-Кристовао // Museum.- 1985.-№ 148.- С. 57-61.

5. Конаре А.У. Программа экомузея Сахеля // Museum.- 1985.-№ 148.- С.50-56.

6. Короткова А.В. Концепция «соседского» музея (музея местного сообщества) на примере музея Анакостии Смитсоновского института США // Музей и национальное наследие: история и современность.- Сб.докл.- РГГУ, 2010.- С.33-38 // https://museolog.rsuh.ru/pdf/museum_conference_2010.pdf

7. Ривар Р. Экомузеи провинции Квебек // Museum.- 1985.-№ 148.- С. 22-25.

8. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея // Museum. – 1985. – №148. – С. 2-3

9. Хадсон К. Влиятельные музеи/ перевод с англ. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. Главы VII- VIII.

10. Donghai S. Ecomuseums in China // ICOM News.- 2005.- № 3.-P.7.

 

Расширение представлений о наследии во второй половине XX- начале XXI века:

1. Галла А. Перемены в Южной Африке: проблемы наследия // Museum.- 1999.-№ 202.- С. 38-43.

2. Хёгберг А. Трансформация индустриального наследия: достоинства и недостатки / А.Хёгберг // Museum.- 2011.- № 249-250.- С. 38-46.

3. Холторф К. Культурное наследие и современное общество // Museum.- 2011.- № 249-250.- С. 8-17.

4. Candlin F. Independent Museums, Heritage, and the Shape of Museum Studies / F. Candlin // Museum and Society.- 2012.- Vol. 10.-№ 1.- Р. 28-41.

5. Varine H. De Decolonising Museology // ICOM News.- 2005.- № 3.-P.3.

6. Varine H. de The Museum as a Social Agent of Development // ICOM News.- 2008.- № 1.-P.5.

 

Нематериальное культурное наследие и музей:

1. Культурное многообразие: конфликт и плюрализм: всемир. доклад по культуре 2000+. — М.: Магистр-Пресс: UNESCO, 2002. — 416 с.

2. Deloche B. Le patrimoine immateriel: Heritage spirituel ou culture virtuelle // ICOFOM Study Series.- 2000.- №32.- P.40-43.

3. Gob A. Garder une trace. Patrimoine immateriеl, patrimoine vivant et muséologie de l’objet: une relation paradoxale // ICOFOM Study Series.-ISS, 33, 2004.- P.47-48.

4. Maroević I. Museology and the Intangible Heritage together against the Traditional Museum or Are we Returning to the Original Museum? // ICOFOM Study Series.- 2000.- №32.- P.84-89.

5. Pinna G. Intangible Heritage and Museums // ICOM News.- 2003.-4.-P.1

6. Praët van M. Natural Heritage – Three Perspectives on Intangibility // ICOM News.- 2004.-1.-P.11

7. журнал International Journal of Intangible Heritage. 2006-2015. № 1-10.Режим доступа: https://www.ijih.org/volumeMgr.ijih?cmd=volumeView..

 

Новая и критическая музеология: условия развития и концептуальные особенности.

1. Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.45-64.

2. Мейран П. Новая музеология // Museum.- 1985.-№ 148.- С.20-21.

3. Наварро О. История и память в современном музее: Несколько замечаний с точки зрения критической музеологии // Вопросы музеологии.- 2010.- №2.- С.3-11.

4. Харрис Дж. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: музеефикация и новая музеология // Вопросы музеологии.- 2011.- №1.- С.31-41.

5. Ross M. Interpreting the new museology // Museum and Society.- 2012.- Vol. 2.-№ 2.- Р. 84-103

6. https://www.minom-icom.net/ сайт Международного движения за новую музеологию

 

Развитие теории музейной коммуникации в трудах зарубежных исследователей.

1. Портер Дж. Роль музея как средства коммуникации // Museum.- 1983.- № 183.- С.10.

2. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum.- 1983.- № 183.- С.3-9.

3. Cury M. X. Communication – an essential concept for museology // ICOFOM Study Series.- ISS 38.- 2009. - P.163-179.

4. Decarolis N.// ICOFOM Study Series.- 1991.- № 19.- P.33-36

5. Hooper-Greenhill E. Changing Values in The Art Museum: rethinking communication and learning // International Journal of Heritage Studies.- 2000.-Vol. 6, № 1.- P. 9 – 31 // https://users.auth.gr/~kganias/MARIA/MARIA-1.pdf

6. Maroević I. The exhibition as presentative communication // ICOFOM Study Series.- 1991.- № 19.- P.73-79

7. Risnocoff de Gorgas M. Muséologie, revisiter nos fondamentaux: quelques apports aux conceptions de communication, d’éducation et d’interprétation // ICOFOM Study Series.- ISS 38.- 2009.- P.273 -286.

8. Watteyne D. Schema de communication muséographique // ICOFOM Study Series.- 1991.- № 20.- P.13-20

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: