Основной вопрос философии.




Материалы

К разделу 1 Философия в исторической динамике культуры.

Модуль 0-1 Введение. Философия как социокультурный феномен

 

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. История философии: учебник / Ч.С.Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2006.

4. Основы философии: от классики к современности. учеб. пособие. – М., 1998.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

7. Философия: учеб. пособие / В.К.Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск, 2007.

9. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

10. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

11. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

12. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А.Харина. – Минск, 2007.

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

2. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.

4. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

5. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.

6. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

7. История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010.

8. История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия; пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009.

9. Мир философии. в 2 ч. – М., 1991.

10. Путь в философию: антология. – М., 2001.

11. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

12. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.

 

Информационно-справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

2. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Дополнительная

 

По введению

1. Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин // Архэ – М., 1996. – Вып. 2.

2. Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

3. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.

4. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж.Маритен. – М., 1994.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

6. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопр. философии – 1993. – № 8.

 

По разделу I

1. Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага сьветагляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993.

2. Августин (Аврелий). Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бедствий / П.Абеляр. – М., 1992.

3. Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.

4. Анохина, В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В.В. Анохина. – Минск, 2006.

5. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1978. – Т.2.

6. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1999.

7. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. – СПб., 1999.

8. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. –М., 1978. –Т. 2.

9. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. – М., 1993.

10. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы: в 2 ч. – М., 1994.– Ч. 1.

11. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.

12. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. –Т.1.

13. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі. У 6 т. Т. 1. Эпоха Сярэднявечча / В.Б.Евароўскі [і інш.]. – Мінск, 2008.

14. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычный думкі Беларусі. У 6 т. Т. 2. Протарэнесанс і Адраджэнне / С.І. Санько [і інш.]. – Мінск, 2010.

15. Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х. Горфункель. – М., 1977.

16. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

17. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск, 1994.

18. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. – М., 1989.– Т.1.

19. Зеньковский, В.В. История русской философии. в 2 т. / В.В. Зеньковский. – Л., 1991.

20. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. – М., 1996.

21. История современной зарубежной философии: компаративистский подход: в 2 т. – СПб., 1998.

22. Камю, А. Миф о Сизифе / А.Камю // Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.

23. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант – М., 1994. – Т. 4.

24. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.

25. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М., 1972.

26. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М., 1997.

27. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.

28. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.

29. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М., 1985.

30. Лейн, Т. Христианские мыслители / Т. Лейн. – СПб., 1997.

31. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин //Полное собрание сочинений: в 55 т. / В.И. Ленин. – 5-е изд. – М., 1980. – Т.18.

32. Лосев, А.Ф. Вл. Соловьев / А.Ф. Лосев. – М., 1994.

33. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1982.

34. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1991.

35. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. – М., 1992.

36. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1979.

37. Майхрович, А.С. Янка Купала и Якуб Колас: Вопросы мировоззрения / А.С. Майхрович. – Минск, 1987.

38. Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры Беларуси / А.С.Майхрович. – Минск, 1992.

39. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982.

40. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1990.

41. Мамардашвили, М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьев, В.С. Швырев // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

42. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1985. – Т. 13.

43. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К.Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения: в 46 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1950. – Т. 3.

44. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.

45. Падокшын, С.А. Беларуская думка у кантэксце гісторыі і культуры / С. А. Падокшын. – Мінск, 2003.

46. Падокшын, С.А. Філасофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: Ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага / С.А. Падокшын. – Мінск, 1990.

47. Платон. Пир / Платон // Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1970. – Т.2.

48. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.

49. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. – М., 1995.

50. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

51. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М., 1989.

52. Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі / Ф. Скарына. – Мінск, 1969.

53. Соколов, В.В. Введение в классическую философию: учебное пособие / В.В. Соколов. – М. 1999.

54. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.

55. Соколов, В.В. Европейская философия XY-XYIII веков: учебник / В.В. Соколов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1996.

56. Старостенко, В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X-XVII вв.: Учебное пособие / В.В. Старостенко. – Могилев, 2005.

57. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П.Тейяр де Шарден. – М., 1987.

58. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / Ф. Фейерабенд. – М., 1986.

59. Философия эпохи постмодерна. – Минск, 1996.

60. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. – Мн., 1987.

61. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.

62. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991.

63. Чуешов, В.И. Введение в современную философию / В.И. Чуешов. – Минск, 1998.

64. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К.Маркс, Ф.Энгельс. – 2-е изд. – М., 1965. – Т. 21.

65. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

 

Вопросы:

1. Предмет философии и его изменения в историко-философском процессе.

2. Источники и предпосылки становления философии.

3. Структура философского знания.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

“Философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука - сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь - механизм”

П. Лавров

 

“Истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени... Она представляет собой живую душу культуры”

К. Маркс

 

Каждый человек на протяжении своей жизни задумывается над такими сложными и неоднозначными вопросами: в чем смысл жизни, как устроен мир, каково место человека в нем, как человек взаимодействует с окружающим миром? Отвечая на поставленные вопросы, мы выходим на те, которые веками, тысячелетиями решало человечество. Самое активное участие в поисках ответа на эти вопросы принимали и принимают философы. Но и каждый человек, который задается такими вопросами, также «философ».

Зачем нам, милиционерам, философия? Ответ на этот вопрос был дан Эпикуром еще в IV веке д.н.э.

"Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души", Эпикур (IV-III вв. до н.э.).

 

Сотрудникам органов внутренних дел при изучении философии необходимо понимать, что многие вопросы нашей повседневной и служебной деятельности требуют философского осмысления. С профессиональной стороны – это проблема преступности, установление ее причин, социальных корней, поиск путей снижения ее уровня. Не менее важна и другая сторона – умение видеть тенденции, перспективы развития социума, в котором мы живем, мира в целом, понимать суть того, что с нами происходит.

Философия – учебная дисциплина в вашем расписании – предмет предстоящих забот и огорчений, а может статься – радостей прозрения. С чем вам предстоит иметь дело? Давать определения философии – дело, быть может, полезное, но мало что дающее для ее понимания. Проще предоставить самой философии возможность представить себя. А это случится, если мы последуем за ней и обратимся к тем предметам, которыми она занималась на протяжении тысячелетий, и ответим на вопрос, какое место философия занимает и отводит сама себе среди прочих способов жизнедеятельности человека и форм культуры? В первом случае речь пойдет о проблемах, которыми философия была захвачена. Во втором – о месте и роли, которую сыграла философия в жизни человека и истории культуры (например, о работнике внутренних дел можно судить по тому, чем он занимается (стоит на страже порядка) либо определить его место среди прочих социальных групп).

Очень важно понять смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы совершаем или не совершаем те или иные действия, к чему каждый из нас стремится и что нам это даст или не даст? Сформировать определенные навыки, найти ответы на возникающие у нас вопросы помогает нам философское знание.

 

Вопрос 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Что такое философия, по вашему мнению? Как связать философию с житейскими, производственными, научными, политическими, художественными и другими вопросами с вашей жизнью в целом и ролью в ней ее философского осмысления?

И в связи с этим, как овладеть подходом к конкретным знаниям о тайнах мироздания, судьбах человечества, жизни и смерти?

При поисках ответа на эти вопросы у каждого человека складывается, пусть еще не четкие, но довольно последовательные представления, взгляды, позиции. И отвечая на них, мы выходим на те вопросы, которые веками, тысячелетиями решало человечество.

Самое активное участие в поисках ответа на них принимали и принимают философы. Именно они впервые поставили вопросы о том, как устроен мир, как соотнести в нем материальное и духовное, хаотичен он или упорядочен, каково место человека в нем, как человек взаимодействует с окружающим миром и каковы результаты этого взаимодействия, какое место занимает в этом взаимодействии закономерность и случайность, устойчивость и изменчивость?

Эти вопросы выводят нас и на другие не менее важные: Что такое покой и движение, развитие и прогресс и каковы критерии прогресса? Что есть истина, и как отличить ее от заблуждения или преднамеренных искажений, лжи в процессе познания окружающего мира? Как изменения в окружающем человека мире отражаются на самом человеке? А при анализе человеческих качеств мы выходим на такие понятия, как совесть, долг, честь, ответственность, добро и зло, справедливость, красота и т.д.

А что такое само общество, или социум, природа, экология, личность, индивид, индивидуальность? В каком соотношении они находятся между собой? И каково место человеческой личности в истории общественной жизни? Каковы факторы, формирующие личность с ярко или слабо выраженными негативными чертами, или личности преступника? Возможно ли искоренить преступность в обществе? И, наконец, в чем смысл человеческой жизни?

Поиск ответов на них подводит нас к главным вопросам нашей жизни: каковы трудности, противоречия, тенденции развития общества, в котором мы живем, нашей страны, на столь ответственном этапе истории? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, политическое, правовое, экологическое состояние нашей страны, планеты в целом сегодня? Как предотвратить нависшую над человечеством угрозу самоуничтожения? Как отстоять нравственные общечеловеческие ценности, идеалы? Поиск ответов на эти вопросы, философский анализ их помогает выявить наивность тех или иных казавшихся верными выводов, помогает их переосмыслению. При этом следует подчеркнуть, что сознательное отношение к проблемам мировоззренческим и роли философии в осмыслении этих проблем выступает сегодня как необходимое условие формирования человека как личности, ставшее насущным требованием времени.

Отсюда работникам органов внутренних дел к философскому осмыслению жизненно важных проблем можно подойти по крайней мере с двух сторон: профессиональной – проблема преступности, ее причины, социальные корни, пути снижения уровня, и как дополнение к ней – необходимость кроме профессиональных навыков, профессиональной эрудиции и широкого кругозора, уметь видеть тенденции, перспективы развития социума, в котором мы живем, мира в целом, понимать суть того, что с нами происходит.

Очень важно понять смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем или не делаем то или это, к чему каждый из нас стремится и что нам это даст или не даст? Такого рода представления мы и называем мировоззрением. Но это в том случае, если нам удается поставленные вопросы не только осознать, но и как-то ответить на них.

Так что же представляет собой философия как предмет?

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) в переводе буквально означает «любовь к мудрости» – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово философия встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «философия» впервые употребляется Платоном.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор.   Философ – человек, стремящийся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

 

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Таким образом, приступая к изучению философии, мы вступаем в царство веками накопленной мудрости. Испокон веков под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейских и иных форм знания, а также от религиозно-мифологического понимания мира. При этом философы пытались осмыслить основание бытия, сущность не только явлений природы, но и социума. Все это было необходимо для понимания цели и смысла жизни человека.

В сложности и многогранности философского мировоззрения заключена и возможность различных трактовок предмета исследования философии. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то, или иное произведение.

Обобщая различные подходы к определению философии и проблемного поля ее исследования, мыслители по-разному трактовали этот вопрос.

Аристотель выделил три составляющих философского знания: - теоретическую (умозрительную) – цель которой знание ради знания; - практическую – цель которой знание ради деятельности; - творческую (поэтическую) – цель которой знание ради творчества.

 

Все люди, по выражению Аристотеля, от природы стремятся к знаниям. Они начали философствовать, убегая от незнания.

По мнению Р. Декарта философия обозначает занятие мудростью. Мудрость – это не только благоразумие в делах, но и совершенность знания всего, что может познать человек.

С точки зрения французского философа Р. Декарта. «Философия, поскольку она простирается на все доступное для человеческого познания, одно только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».[1]

Философия существует не с самого начала человеческого общества, его истории. Она, как специфическая область знания, возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. В те давние времена появились антагонистические классы и государства. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенствуется искусство и культура. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре ведут к серьезным изменениям в мировоззрении людей.

Сами философы по-разному определяли и определяют предмет своих знаний:

«Познание сущего, вечного, непреходящего» (Платон);

«Исследование причин и принципов вещей» (Аристотель);

«Учение об абсолютных границах всякого возможного знания» (И. Кант);

«Мыслящее рассмотрение предмета» и «Эпоха, схваченная в мыслях» (Г. Гегель);

«Познание того, что есть» (Л. Фейербах),

«Учение о ценностях» (В. Виндельбанд);

«Философия есть возвращение к вопросу о смысле бытия», «Мышление мыслителей есть философия» (М. Хайдеггер);

«Раскрытие разумом вселенской истины, или учение об истине и путях познания ее» (Н. Бердяев).

Сюда же следует добавить высказывание испанского философа Ортеги-и-Гассета:

Ортега-и-Гассет: «Философия возникает не по причине полезности. Она потребность разума. Истинная необходимость – это необходимость каждого существа быть самим собой: для птицы – летать, для рыбы – плавать, для ума – философствовать. Нырять без скафандра в поисках сокровищ – вот что такое философия». [2]

 

Мексиканский философ Хосе Гаос, вслед за Дильтеем, называя свое учение «философией философии», полагал, что философ не только должен объяснять смысл окружающего, но и свое собственное назначение в нем, а это возможно только путем превращения существования человека в качестве философа в проблему для себя самого.[3]

Представляет интерес и высказывание о философии и философах времен античности Эпикура: «Пусты слова того философа, которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезнь души... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».[4]

Требования к философской истине: не принимать в качестве истины ни одного непроверенного и неподтвержденного факта, ничего, что не имеет основания, построенного нами самими.

Главные философские темы, основной вопрос философии. При более широком подходе могут быть выделены три основные темы философского познания.

Основные темы (проблемы) философии: 1. Проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Что собой представляет мир, в котором мы живем? Как он возник? Каковы его прошлое и будущее?

Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего. Философия - дочь своего времени, как писал Фейербах, и в соответствии с этим формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию тайн мира.

Эта тема конкретизируется в вопросах: «Есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен он или бесконечен? Един или множественен? Что такое пространство и время? Мир – хаос, как представлялось в мире, или же он Космос, т.е. в нем существует закономерность и порядок? В чем различие чувственно воспринимаемого бытия и понимаемой умозрительно реальности?»

Таковы лишь отдельные проблемы бытия как одного из аспектов философского мировоззрения.

2. Проблема человека, смысла существования человека в мире. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что есть человек? Может ли он повлиять на ход событий? Имеются ли какие-либо объективные законы общества?

Антропологический поворот был намечен еще в древнегреческой философии.

Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора. Софисты отказываются от рассмотрения космологической проблематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание.

Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии.

С марксистской точки зрения, человек – совокупность общественных отношений, а в рамках западной философии XX века анализируются различные феномены человеческого бытия – страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека – самая трепетная философская тема.

3. Проблема отношения: человека «мира субъекта «объекта субъективного «объективного идеального «материального

 

Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний и т.п.[5]

В рамках данной проблематики особый интерес имеет осмысление самой системы «мир – человек, человек – мир», результаты и перспективы взаимодействия человека с окружающим миром.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных нами философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Основной вопрос философии.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.

Основной вопрос философии традиционно рассматривается с двух сторон:

1. Что первично: сознание или материальный мир?

2. Познаваем ли мир? Дают ли наши знания необходимые сведения об окружающем мире и о самом человеке?

Основной вопрос философии (ОВФ) – это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Две стороны ОВФ: 1. онтологическая – что первично? Бытие или мышление, материя или сознание; 2. гносеологическая – познаваемо ли бытие? познаваема ли материя?

Ответ на «основной вопрос философии» был предопределен философским кредо греков: вне человека существует мир сам по себе, но он двойственен: телесный, чувственно-воспринимаемый, и сверхъестественный, умопостигаемый. Конечно, античные мудрецы отдавали себе отчет – существование умозрительной реальности вне мышления не столь очевидно как существование телесного мира перед нашими очами. О наличии предметного мира свидетельствуют ощущения, но не им решать вопрос о существовании сверхчувственного. В поэме «О природе» Парменид (первый философ) утвердил бытие бытия (существование умопостигаемого мира), опираясь на логический аргумент: если бы его (бытия) не было, мысли о нем не возникло бы:

«Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся),

Ни изъяснить …

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а ничто не есть …» [6]

А поскольку мы мыслим бытие, оно существует и познаваемо.

Решения первой (онтологической) стороны ОВФ:1. материализм – материя первична, сознание вторично; 2. объективный идеализм – бытие (идеи) первично, мышление вторично; 3. субъективный идеализм – мышление первично, бытие вторично; 4. дуализм – у мира вещей два начала: дух и материя.

Рассматривая отношение к внешнему миру исторически, философы стремились понять, что является первичным: сознание или внешний по отношению к нему материальный мир? Те из философов, которые считали, что сознание представляет собой продукт видоизменения или развития внешнего мира, что оно возникает лишь на определенном этапе развития и представляет собой результат взаимодействия различных материальных явлений, назывались материалистами (от лат. materia – вещество, первичное начало).

Философы, придерживающиеся противоположных взглядов и полагавшие, что сознание является первичным, изначальным, а внешний мир – вторичным, назывались идеалистами, и притом объективными, т.к. признавали наличие какого-то универсального, например божественного сознания, изначальных идей существовавших вне и независимо не только от материи, но и от сознания человека.

Вторая (гносеологическая) сторона ОВФ: 1.«гносеологический оптимизм» – бытие и материя познаваемы; 2.агностицизм – бытие и материя есть, но они не познаваемы; 3.скептицизм – следует воздержаться от решения этого вопроса.

Вторая сторона основного вопроса философии выходит на познавание мира. Она по существу тесно связана с первой и образует стержневую проблему большинства философских исследований. Вопрос о познаваемости мира можно сформулировать и так: дают ли наши знания необходимые сведения об окружающем мире и о самом человеке? Можем ли мы точно определить и исчерпывающе познать окружающий мир и самих себя или же это невозможно, и наши знания иллюзорны и ограничены? При ответе на вопрос познаваем ли мир – большинство философов отвечают положительно. Различия между ними проявляются только в разной трактовке того, каким образом достигается знание:

- посредством ощущений (сенсуализм),

- в чувственном опыте (эмпиризм),

- разумом (рационализм),

- с помощью интуиции (интуитивизм).

Противников познаваемости мира принято называть агностиками (от греч. а – «не», gnosis – «знание»).

Взаимодействие философии и культуры. Очень тесно философия взаимодействует с культурой. В философском знании, по мере его развития, присутствуют такие его черты, как обогащение, расширение, видоизменение. Однако каждое крупное явление в этом процессе поиска в истории философской мысли не «снимает», т.е. не устраняет и не поглощает значимости более раннего по времени философского формообразования. Так, философия Аристотеля не «снимает» как более «высокая» и «научная» мысли Платона, а система Гегеля не «снимает» учение Канта, Фихте и Шеллинга. Каждый из выдающихся философов имеет самостоятельное значение.

При этом происходит живое и постоянное взаимодействие идей в философии. Интеллектуально-философский диалог есть существенная часть диалога – диалога культуры, диалога внутри каждой относительно самостоятельной культуры. Проследить развитие основных мыслей такого диалога, вычленить их в многоголосии споров, дискурсов и является одной из важнейших задач в ходе изучения философии. [7]

Среди философских диалогов не менее сложным является спор о том, является ли философия наукой по своей природе и предназначению? При ответе на этот вопрос не следует односторонне выделять лишь отдельные связи типа «философия – наука», «философия – религия», так как сама философия многогранна. Нельзя также абсолютизировать познание внутреннего мира человека, языка и т.д. в качестве единственного и универсального предмета философии. Это приводит к абсолютизации, искусственному сужению философских проблем, обедняет ее роль и значение.

Философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Это определяется спецификой данной области знания, предметом которой являются вопросы, природу которых мы все знаем, а попытка их определить чаще всего только затемняет, рассеивая нашу первоначальную интуитивную ясность.

Философия занимается сама собой как бы в двух регистрах. Один – это элемент нашей жизни, который по содержанию своему и природе наших усилий является философским. И второй регистр – это философия как совокупность теоретических понятий и категорий, как профессиональная техника и деятельность, с помощью которых нам удается говорить об указанном элементе и развивать его и связанные с ним состояния, узнавая при том и о том, как сложен человеческий мир. Назовем первый регистр «реальной философией», а второй – «философией учений и систем».

Таким образом, приступая к изучению курса философии необходимо, прежде всего, уяснить, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение.

И как показывает история становления и развития философии ответить на этот вопрос совсем не просто. При этом следует отметить, что смысл философии не является чем-то неизменным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, творят. Кто этим занимается, тот и есть философ.

На поставленный вопрос, является ли философия наукой, можно ответить, выясняя вопрос о природе философии. Наука имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Есть ли все это в философии? Да, есть. Именно поэтому многие исследователи считают философию наукой.

И в этом смысле Гегель называл философию наукой о всеобщем. Что это значит? Всеобщее в науке существует в форме целостного синтеза всего конкретного. Поэтому ее не следует рассматривать в отрыве от конкретного, ведь именно в сфере конкретного находятся корни философии. Отсюда философия есть наука о мире в целом. Вместе с тем Гуссерль видел в философии свободную и универсальную теоретическую рефлексию, т.е. размышление, поиск.

 

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ:

Делая выводы, следует подчеркнуть, что философия соединяет в себе теоретическое, научное мировоззрение и мироощущение.

Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать иначе, ибо это самый универсальный и необходимый способ существования. И на всем протяжении истории человечества человек стремился возвысить способ своего существования. И назначение философии в том, что в конечном счете она возвышает человека, обеспечивает универсальные условия для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения лучших условий состояния человечества.

Таким образом, философия – это живое знание. Она не сводится только к сумме теоретических положений, которые можно перенести из одной головы в другую. Философия – это жизнь в строгом и точном смысле этого слова, – жизнь, в которой нет готовых образцов и стереотипов, нет шаблонов, на которые можно оглядываться и следовать им. Все, что можно свести к такому набору шаблонов и стереотипов, к сумме готовых и законченных знаний – все это нефилософское в философии.

Размышления о философских проблемах дают человеку возможность творческого включения в сложившийся жизненный процесс, зажигая огонь мышления. И благодаря ему может произойти «второе рождение» человека – рождение его в духе.

 

Вопрос 2. ИСТОЧНИКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

 

Исследование исторической динамики предмета философии, ее проблемного поля, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Такое сведение означало бы неоправданное снижение существа философии, заключение ее в узкие рамки.

М. Хайдеггер подчеркивает двусмысленность, специфицирующую философию: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее "заодно и понимающего человека, и его бытие – не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот.[8]" В силу этого философия представляется чем-то таким, что, во-первых, каждого касается и до каждого доходит, и, во-вторых, является предельным и высшим.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.

Концепции происхождения философии: - Мифогенная (выводит философию из мифологии); - Гносеогенная (выводит философию из науки).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: