к проекту указа Президента Российской Федерации




Пояснительная записка

«О внесении изменений в Указ Президента

Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868
«Вопросы Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и в Положение, утвержденное этим Указом»

Проект указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений
в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
и в Положение, утвержденное этим Указом» (далее соответственно – проект указа, Указ, Положение о МЧС России), разработан в целях эффективной реализации возложенных на МЧС России функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также
по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проектом указа предусматривается изменение редакции четвертого абзаца пункта 5 Указа, которым определена структура центрального аппарата
МЧС России, а именно создание аппарата Министра в качестве отдельного вида структурного подразделения центрального аппарата МЧС России.
В состав аппарата Министра планируется включать отделы.

В настоящее время аппарат Министра создан в качестве управления, что
не позволяет эффективно взаимодействовать с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, в особенности
с главными управлениями и департаментами, которые считаются выше и главнее управлений в иерархии данной системы.

В результате проведения указанной реорганизации будут достигнуты следующие цели, а именно будет:

сформировано организационно-аналитическое подразделение, включающее в себя должности для помощников и советников Министра
со статусом выше руководителей иных структурных подразделений центрального аппарата Министерства, в том числе замещающих воинские должности высших офицеров (с воинским званием «генерал-майор» и выше);

организовано качественное и эффективное обеспечение деятельности Министра, в том числе улучшено взаимодействие руководства Министерства
с высшими органами государственной власти;

улучшена координация деятельности структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и организаций МЧС России
по стратегическим направлениям развития Министерства, в том числе по особо важным вопросам, связанным с обеспечением безопасности государства;

повышена исполнительская ответственность структурных подразделений центрального аппарата и усилен контроль за качеством документов, представляемых на подпись Министру, в том числе докладов в высшие органы государственной власти.

Отдельно отмечается, что в соответствии с пунктом 1.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 июля 2005 г. № 452 (далее – Типовой регламент), структура центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, может не соответствовать структуре федеральных органов исполнительной власти, предусмотренной Типовым регламентом, если федеральными законами или актами Президента Российской Федерации не установлены иные правила.

При этом в настоящее время структура центрального аппарата
МЧС России (главные управления, департаменты, управления и отделы)
уже сформирована и действует с учетом пункта 1.4 Типового регламента
на основании иного правила, представленного в абзаце четвертом пункта 5 Указа. Таким образом, проектируемое изменение абзаца четвертого пункта 5 Указа по корректировке структуры центрального аппарата МЧС России
(аппарат Министра, главные управления, департаменты, управления и отделы)
также не повлечет нарушения Типового регламента.

Дополнение подпунктов 2, 3 пункта 8 Положения о МЧС России положениями о психологическом сопровождении деятельности профессиональных контингентов МЧС России обусловлена следующим.

Реализация задач, поставленных перед МЧС России, сопряжена с рисками для жизни и здоровья специалистов, необходимостью принятия решений
в условиях неопределенности и дефицита времени, высоким уровнем физического и психического напряжения. Выполнение задач в условиях особого риска может приводить к снижению концентрации внимания, возникновению ошибок в профессиональной деятельности и в принятии решений, а также нарушению профессионального здоровья, что негативно сказывается
на профессиональном долголетии специалистов. Кроме этого, для наиболее качественного выполнения задач, возложенных на профессиональные контингенты МЧС России, необходимо наличие набора определенных качеств, знаний, умений и навыков, а также возможности быстрого восстановления функционального состояния, которые способствуют высокоэффективному выполнению профессиональной деятельности.

Психологическая служба МЧС России создана в соответствии с приказом МЧС России от 25 апреля 2003 г. № 218 «О создании психологической службы
МЧС России».

В соответствии с Положением о психологической службе МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 25 апреля 2003 г. № 218, психологическая служба МЧС России является системой сил и средств
МЧС России, организующих и осуществляющих комплекс мероприятий
по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов Министерства, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Психологическое сопровождение деятельностипрофессиональных контингентов МЧС России включает в себя комплекс мероприятий
по психологической и психофизиологической диагностике, психологической подготовке и профилактике, психологической коррекции, психологической
и психофизиологической реабилитации, направленных на оптимизацию физического и психологического состояния, обеспечение профессиональной надежности личного состава (Приказ МЧС России от 26.09.2008 №581
«Об утверждении Концепции развития психологической службы МЧС России
на 2009 – 2014 годы и ведомственной целевой программы «Развитие психологической службы МЧС России в 2009 – 2011 годах»).

Основными задачами психологической службы МЧС России являются:

организация и осуществление мероприятий, направленных
на профессиональный и психологический отбор кадров в системе МЧС России;

организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов МЧС России с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний;

организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых расстройств в постэкспедиционный период;

организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию специалистов МЧС России, осуществляемых экстренно
в постэкспедиционный период, а также в плановом порядке в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях;

организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов МЧС России, к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки
и обучения;

организация и осуществление мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, персоналу, работающему в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, а также специалистам МЧС России.

В настоящее время на основании ряда нормативных правовых (правовых) актов, в том числе ведомственных, специалистами психологической службы МЧС России проводится необходимый комплекс мероприятий
по психологическому сопровождению личного состава МЧС России, а именно:

психологическая и психофизиологическая диагностика (основная задача – определение степени пригодности к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности, а также динамическое наблюдение за психологическим состоянием в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141 ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказ МЧС России
от 5 декабря 2018 г. № 571 «Об утверждении Порядка и условий приема
на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России», Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Министром 22 марта 2011 г. № 2-4-54-529-4);

психологическая подготовка (основная задача – формирование и развитие профессионально-важных качеств профессиональных контингентов, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности (Руководство по организации психологической подготовки в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное
26 августа 2010 г., постановление Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей
и граждан, приобретающих статус спасателя», приказ МЧС России
от 26 октября 2017 г. № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны»);

психологическая профилактика и психологическая коррекция (основная задача – сохранение профессионального здоровья и профессионального долголетия различных категорий личного состава МЧС России (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 492 «О медико-психологической реабилитации сотрудников, имеющих специальные звания
и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации», Методическое руководство по проведению психологической профилактики
и коррекции в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное в 2016 г.).

Аналогичные мероприятия по психологическому сопровождению личного состава проводятся специалистами-психологами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в иных федеральных органах исполнительной власти, в частности:

постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», устанавливает требования к профессиональному психологическому отбору на службу
и осуществляется для определения способности кандидата по своим личным
и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения;

подпунктом 23.8 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, установлены полномочия Министра юстиции Российской Федерации на утверждение порядка прохождения сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации ежегодных профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические, психологические исследования;

постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. № 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации;

приказом Федеральной службы судебных приставов от 1 января 2020 г. № 8 «Об утверждении Порядка проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических
и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, Порядка проверки уровня физической подготовки и перечней отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное
на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки», определяется критерии, предъявляемые
к личному составу, в части, психофизиологического соответствия.

В настоящее время штатная численность специалистов психологической службы МЧС России составляет 1060 единиц в подразделениях МЧС России
во всех субъектах Российской Федерации. Специалисты психологической службы МЧС России оснащены специальным психофизиологическим оборудованием, предназначенным для реализации мероприятий
по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов. Численность специалистов и оснащенность подразделений специальным оборудованием позволяет осуществлять мероприятия
по психологическому сопровождению профессиональных контингентов
МЧС России в полном объеме.

Помимо этого, в соответствии с Положением о МЧС России:

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль
и реагирование в области безопасности людей на водных объектах;

одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

в соответствии с возложенными задачами МЧС России осуществляет функции:

разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации проекты законов, иных нормативных правовых актов в области безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции и проекты нормативных правовых актов по вопросам проведения подводных работ особого (специального) назначения;

организует поиск и спасание людей во внутренних водах
и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах.

В целях выполнения данных функций и задач в 1996 г. в МЧС России созданы водолазные подразделения, в настоящее время насчитывающие в своем составе 788 подготовленных спасателей, имеющих квалификацию водолаз. Средняя ежегодная наработка подводных спусковых часов более 150. Только
за 2019 г. ими спасено 2660 человек, проведено 1994 поисково-спасательных
и аварийно-спасательных работ с использованием водолазных технологий.

В настоящее время водолазные работы в рамках указанных функций выполняются МЧС России на основании приказов МЧС России.

Вместе с тем порядок организации и выполнения водолазных работ,
а также порядок присвоения, изменения и лишения водолазных квалификаций
в войсках национальной гвардии определены Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510.

При этом в Положении о МЧС России полномочия МЧС России
по разработке и утверждению порядка организации и выполнения водолазных спусков и работ, а также порядка присвоения, подтверждения и лишения водолазных квалификаций не закреплены.

В целях совершенствования нормативно правовой базы полагается целесообразным наделить МЧС России соответствующими полномочиями.

Кроме того, в целях выработки единой политики МЧС России, в части оснащения реагирующих пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы необходимым специальным оборудованием для выполнения задач по предназначению предлагается дополнить Положение
о МЧС России положениями о нормах табельной положенности, закрепление которых позволит усовершенствовать имеющуюся материально-техническую базу и повысить оперативно-тактические возможности пожарно-спасательных подразделений МЧС России, что в свою очередь ведет к уменьшению травматизма и гибели людей, уменьшению материального ущерба на пожарах.

Дополнение новым абзацем подпункта 4 пункта 8 обусловлено следующим.

В настоящее время выполнение задач подразделениям МЧС России, связанных с доведением до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов и участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также
в гуманитарном разминировании осуществляется на следующих основаниях:

в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности» проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляют собой действия
по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

статьей 3 постановления Правительства Российской Федерации
от 4 февраля 2013 г. № 81 «Об утверждении Правил выплаты сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122» в зависимости от условий выполнения задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья
в мирное время, устанавливается надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада за службу, связанную с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов) по перечню, утверждаемому руководителем государственного органа;

приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный № 50100), с изменениями, внесенными приказом
МЧС России от 28 февраля 2020 г. № 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный № 58812), определенно, что привлечение подразделений пожарной охраны к проведению аварийно-спасательных работ, проводимых на месте обнаружения взрывоопасных предметов и направленным на доведение до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, осуществляется только при наличии у подразделения необходимой лицензии в соответствии
с пунктом 50 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

в соответствии с Положением о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — СВФ), утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 30 сентября 2011 г. № 1265 (далее – Положение о СВФ) одной из основных задач спасательных воинских формирований в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время является участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также
в гуманитарном разминировании;

Положением о МЧС России предписано осуществлять:

в установленном порядке международное сотрудничество в области гуманитарного разминирования;

предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций
на подводных потенциально опасных объектах, к которым в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. № 124 «О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации» относятся также и боеприпасы.

МЧС России имеет силы и средства для проведения работ, связанных
с поиском, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, транспортировкой, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных предметов, применением взрывчатых материалов (веществ) и средств взрывания как на земной поверхности, так и на акваториях.

За 2019 г. пиротехническими подразделениями МЧС России
на территориях субъектов Российской Федерации было обнаружено
и обезврежено более 39 000 взрывоопасных предметов, из них свыше 5000 авиационных бомб и фугасов.

Вместе с тем полномочия МЧС России для проведения работ связанных с поиском, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, транспортировкой, уничтожением взрывоопасных предметов, применением взрывчатых материалов (веществ) и средств взрывания не закреплены
в Положении о МЧС России.

Пункт 8 Положения о МЧС России не регламентирует указанный вид деятельности подразделениями МЧС России.

Пунктом 5 Положения о СВФ на пиротехнические подразделения СВФ возложена задача по участию в проведении пиротехнических работ, связанных
с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

В соответствии с абзацем пятнадцатым подпункта 4 пункта 8 Положения
о МЧС России на МЧС России возложены задачи по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, которая предусматривает, в том числе проведение разминирования под водой, куда в силу своего предназначения, оснащения и подготовленности
и соответствующей аттестации привлекаются специалисты других подразделений МЧС России (не СВФ).

Учитывая изложенное, закрепление в Положении о МЧС России функции по осуществлению участия в проведении работ, связанных с поиском, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, транспортировкой, уничтожением взрывоопасных предметов, применением взрывчатых материалов (веществ) и средств взрывания возложит
на подразделения МЧС России указанные задачи.

Вместе с тем необходимость внесения изменений в проект указа обусловлена отсутствием достаточного количества правовых норм для осуществления полномочий подразделениями МЧС России при проведении работ по очистке местности (акваторий, объектов) от взрывоопасных предметов, поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) авиационных бомб и фугасов (других неразорвавшихся боеприпасов) и специальных взрывных работ в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории Российской Федерации, а также гуманитарном разминировании.

Проведение вышеуказанных работ необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, сохранения материальных
и культурных ценностей от последствий самопроизвольного подрыва неразорвавшихся боеприпасов.

В оперативные службы МЧС России регулярно поступают заявки
от граждан (организаций) по фактам обнаружения неразорвавшихся боеприпасов при проведении хозяйственной деятельности, а также от руководства субъектов Российской Федерации о проведении очистки территорий (акваторий)
от взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной Войны.

Зачастую, учитывая особенности территориального расположения
и специфики выполнения задач инженерно-саперными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, технические ресурсы
и возможности пиротехнических подразделений МЧС России позволяют
в кратчайшие сроки прибыть на место происшествия и ликвидировать угрозы
при обнаружении взрывоопасных предметов.

Пиротехническими подразделениями МЧС России на постоянной основе проводятся работы по сплошной очистке местности (акваторий, объектов)
от взрывоопасных предметов в субъектах Российской Федерации, а также
в рамках гуманитарного разминирования (очистки минных полей, зон военных конфликтов) на территории Нагорного Карабаха, республике Южная Осетия
и других иностранных государств.

В свою очередь, согласно подпункту «б» пункта 5 Положения
о СВФ спасательные воинские формирования МЧС России участвуют
в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании. При этом указанные задачи могут осуществляться только при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

С 1 января 2020 г. в состав главных управлений МЧС России, расположенных на территории республики Крым и г. Севастополь, после реорганизации и ликвидации специализированных отрядов вошли пиротехнические подразделения, ранее привлекаемые к работам
по поиску и обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной Войны по срочным заявкам граждан (организаций).

Согласно совместному приказу федеральных органов исполнительной власти от 25 июня 2019 г. № 330/417/320/285/223/92 «Об утверждении Порядка взаимодействия в вопросах поиска, идентификации и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов, самодельных взрывных устройств, авиационных бомб и фугасов на территории Российской Федерации»
на МЧС России возложены задачи, связанные с проведением работ по поиску
и обезвреживанию авиационных бомб и фугасов, в частности на территории Крымского полуострова.

В настоящее время проведение вышеуказанных работ не представляется возможным, так как в Положении о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. № 217, отсутствуют полномочия территориальных органов МЧС России, связанные с обезвреживанием взрывоопасных предметов, в связи с тем, что соответствующие функции
не предусмотрены Положением о МЧС России.

МЧС России имеет достаточные силы и средства для проведения работ
по очистке местности (акваторий, объектов) от взрывоопасных предметов, поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) авиационных бомб и фугасов (других неразорвавшихся боеприпасов) и специальных взрывных работ в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территории Российской Федерации, а также для гуманитарного разминирования.

Для обеспечения выполнения вышеуказанных работ пиротехнические подразделения МЧС России оснащены современной техникой, в том числе робототехническими средствами, оборудованием и имуществом, затрачены значительные ресурсы на обучение специалистов, оборудование объектов учебно-материальной базы.

Учитывая характер и специфику применения пиротехнических подразделений МЧС России, их возможностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, сохранения материальных и культурных ценностей от опасностей современного мира, необходимость внесения изменений в Положение о МЧС России, предусмотренные проектом указа, обеспечит стабильное развитие Российской Федерации на долгие годы.

Дополнение пункта 9 новыми подпунктами обусловлено следующим.

В целях совершенствования и поддержания высокого уровня профессиональной и спортивной подготовки личного состава МЧС России, поднятия спортивного престижа сотрудника МЧС России, развития взаимодействия в области физической культуры и спорта с ведомствами – участниками динамовского движения, организации полноценной
и централизованной работы в области физической культуры и спорта личного состава МЧС России, а также участия сборных спортивных команд МЧС России в межведомственных региональных, межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных и спортивных мероприятиях по служебно-прикладным видам спорта,

в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральным проектом «Спорт — норма жизни», утвержденным 29 апреля 2019 г.
и реализуемым в рамках национального проекта «Демография», распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, которым утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта» и совместным приказом МВД России, МЧС России, Минюста России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России,
ФСО России, ГУСП, ФТС России, ФСИН России, ФНС России,
Госкорпорацией «Росатом», Обществом «Динамо» от 12 апреля 2013 г.
№ 205/245/49/164/18/205/161/187/21/707/185/ММВ-6-10/23/1/383-П/36 «Вопросы развития общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2013 г., регистрационный № 28148),

а также принимая во внимание, что в настоящее время в системе МЧС России уже имеется материально-техническая база для подготовки личного состава МЧС России по служебно-прикладным видам спорта и иным видам спорта, не требующая дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации,

предлагается дополнить пункт 9 Положения о МЧС России подпунктом 26, устанавливающим полномочия МЧС России для осуществления подготовки личного состава МЧС России, организации и проведения спортивных мероприятий в области физической подготовки, по служебно-прикладным
и иным видам спорта.

Кроме того, в соответствии с абзацем тринадцатым подпункта 4 пункта 8 Положения о МЧС России, МЧС России осуществляет методическое руководство организацией радиационной, химической, биологической
и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.

Ряд полномочий в области обеспечения биологической
и химической безопасности возложено на МЧС России постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации».

Вместе с тем указанные полномочия и функции не предопределяют непосредственного участия сил и средств МЧС России в предупреждении
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых опасными биологическими агентами и химическими веществами, а также с радиационным фактором
(за исключением спасательных воинских формирований МЧС России,
на которых в соответствии с Положением о СВФ в мирное время возложена только задача по участию в ведении радиационной, химической
и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним).

При этом в системе МЧС России созданы, укомплектованы личным составом, оснащены техникой, оборудованием и снаряжением специальные подразделения радиационной, химической, биологической защиты (далее – РХБ защиты): управления, центры, отряды, роты и взводы РХБ защиты спасательных центров МЧС России; отделения (группы) РХБ защиты специализированных пожарно-спасательных частей ФПС (группировка сил и средств, состоящая
из 1160 человек и 163 единиц специальной техники).

Данные подразделения МЧС России в рамках межведомственного взаимодействия фактически привлекаются к проведению мероприятий
по предупрежденной ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых опасными биологическими агентами и химическими веществами, а также
с радиационным фактором. Острую востребованность в специальных подразделениях РХБ защиты МЧС России также показала ситуация, связанная
с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19).

В ходе реагирования на угрозу распространения на территории Российской Федерации, вызванной новой коронавирусной инфекции (COVID-19) специальные подразделения МЧС России проводили масштабные мероприятия по специальной и санитарной обработке зданий (сооружений), объектов транспортной и социальной инфраструктуры на территории 80 субъектов Российской Федерации. Данные мероприятия были направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, и, как следствие, на сохранение здоровья людей. Так, обработано 3228 лечебных учреждений общей площадью 3456944 кв.м, 2202 образовательных учреждений общей площадью 5024772 кв.м, 14500 объектов социального обслуживания общей площадью 8217306 кв.м, 29711 зданий
и сооружений транспортной инфраструктуры общей площадью 6127810 кв.м, 5669 км дорог, 22783 единицы техники.

Проведенный анализ показывает, что выполненные мероприятия
в значительной степени способствовали снижению уровня распространения новой коронавирусной инфекции в субъектах Российской Федерации, позволили не допустить взрывного роста заболевания среди населения и таким образом снизить нагрузку на систему здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, в соответствии со статьей 2 Федерального закона
от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) одними из основных задач в области гражданской обороны являются обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, а также санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона №28-ФЗ основу сил гражданской обороны составляют спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, которые, в свою очередь,
в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Положения о СВФ предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей
от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Таким образом, мероприятия по специальной и санитарной обработке зданий (сооружений), объектов транспортной и социальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации проводились во исполнение действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, однако до настоящего времени, данные мероприятия нормативно не закреплены в Положении
о МЧС России.

Вместе с тем в период острой фазы распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, в апреле – мае
2020 года, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам совещания с руководством и представителями общественности Республики Дагестан от 20 мая 2020 г. № Пр-827



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: