Упражнение 3 из учебника




Речевая ситуация и ее компоненты.

Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.

«Общаясь, люди создают друг друга». Д. C. Лихачев

Очень точно выразил сущность общения академик Лихачев.

B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь.

Общение – это такой вид совместной деятельности человека, без которого невозможен любой другой вид совместной деятельности.

Виды общения.

Вербальное – невербальное.

Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков.

Невербальное общение - это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной - расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.

По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, поскольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют дргу без друга. Соответственно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речевого общения.

 

1. Информативное – неинформативное.

Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе информативного общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.

Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, - вот основная цель такого общения.

1. Монологическое - диалогическое.

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих рeчь, - монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я - говорящего и ты - слушающего.

Диалог (от греч. dia - чeрeз и logos - словo, речь) - это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - этo речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

1) непрерывность

2) последовательность, логичность речи;

3) относительная смысловая законченность;

4) коммуникативная направленность высказывания – я веду с вами общения, но не требую от вас ответа;

5) тематичность (развертывание одной темы);

6) синтаксическая усложненность - т.е. в речи используются не только простые предложения, но и сложноподчиненные и сложносочиненные.

 

1. Контактное (непосредственное) – дистантное (опосредованное)

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,

При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

1. Устное – письменное.

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения. Устное общение чаще всего происходит при личном контакте. Но также может происходить и по телефону, тут есть слуховой контакт. Оно не отложено по времени. Здесь и сейчас. «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Используется для передачи легкой к восприятию информации. Может быть понята собеседником иначе, а так как она не чаще всего не записана, собеседник может ее домыслить, получается как бы эффект «глухого телефона» - я хотел сказать вам совсем не то!

Письменное общение не требует «здесь и сейчас». Современные технологии, конечно, шагнули вперед, и мы можем обмениваться письменными сообщениями очень быстро. Но нет никакой гарантии того, что получатель сообщения получит или прочтет его сразу же. Письменное общение более обдуманное. «Что написано пером, не вырубишь топором». Перед отправкой письма, мы часто проверяем текст, редактируем, стараемся более полно передать мысль. К сожалению, в устной речи такое невозможно.

Как легко обидеть человека:

Взял и бросил слово, злее перца…

А потом порой не хватит века,

Чтоб вернуть потерянное сердце.

© Эдуард Асадов

1. Публичное – массовое.

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких слyчаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении вoзникает иная, более высокая степень oтветственности за речь, и одним из главньдх требований к ней становится целенаправленность и содержательность.

Это может быть и в устной peчи - выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтомy соответствующие средства так и называются - средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания - он, как правило, существует в воoбражении говорящего в обoбщенном виде

1. Официальное – неофициальное (частное).

Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей.

Частноe общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает болеe свободнo и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

 

 

1. Первичное закрепление темы.

Задание 1.

1. Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)

2. Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

 

 

Упражнение 3 из учебника

Вид и формы общения Основные признаки
1.Вербальное – невербальное Общение словесное; несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки
2. Информативное – неинформативное. Что-то новое для слушателя; поддержка речевого контакта
3. Монологическое— диалогическое Речь одного; общение между двумя или несколькими лицами
4. Контактное – дистантное Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное); партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)
5. Устное – письменное Однократная речь; ориентирован на многократность
6. Публичное – массовое Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована; не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания
7.Официальное – неофициальное (частное). Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей; Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: