Пять стадий авароха-пантхи




Проверка истинности утверждений

Чтобы проверить какое-либо утверждение на истинность, следует обратиться к трем источникам шабды, признаваемым парампарой:

1) гуру (духовному учителю),

2) шастрам (ведическим книгам знания) и

3) садху (других преданных Кришны, которые пользуются уважением за то, что живут, в соответсвии с учением гуру и шастр).

Если же я получаю утверждение из одного из этих 3-ех источников, я обращаюсь за подтверждением к 2-ум другим. Также если я действительно следую Ведическому методу шабды на практике и достигаю высоких ступенях духовного развития, Сам Господь Кришна, источник всех знаний, из сердца подтверждает истинность Ведических утверждений.

Пять стадий авароха-пантхи

Веды перечисляют процесс постижения Ведического знания, который состоит из пяти стадий:[ii]

1. познание через собственные чувства (пратьякша)

2. познание через чувства другого человека (парокша)

3. непосредственное, прямое познание (апарокша)

4. откровение (адхокшаджа)

5. духовное знание (апракрита)

Духовного учителя называют ачарьей – тем, кто на своём примере учит, как следует постигать Ведическое знание. Это доступно восприятию любого человека. Ученик, с помощью пратйакши, то есть наблюдая, слушая и следуя примеру духовного учителя, очищается.

Подражая поведению духовного учителя, ученик переходит от пратьякши ко второму уровню познания, называемому парокшей. Парокша – это непрямое познание, когда мы видим истину глазами другого, более совершенного в духовном отношении человека.[iii]

Слушая и повторяя авторитетные свидетельства (священные писания) и избегая неточных толкований, человек учится видеть глазами того, кто обладает высшим знанием. Вслед за этим к человеку постепенно приходит философское понимание, апарокша – прямое познание путём усвоения знания, услышанного из достоверного источника. Апарокша иногда определяется как «осознание» или «реализация». На этой ступени человек пользуется ануманой (логикой и рассудком). Однако данная анумана не является измышлениями, которые подвержены четырём недостаткам живого существа. Это философские рассуждения ученика, который строго следует примеру и наставлениям духовного учителя. Такая анумана также называется «вичара».[iv]

Апарокша приводит ученика на четвёртый уровень постижения ведического знания, называемый адхокшаджа. Это слово состоит из двух: адхах, что значит «вниз» и акша-джа, что значит «порождённый чувствами». Смысл этого понятия в том, что адхокшаджа заменяет собой (буквально «сталкивает вниз») всё знание, порождённое чувствами и умом. Уровень адхокшаджи уникален тем, что знание воспринимается таким, как оно изначально представлено в Ведах. Иначе говоря получаемое человеком ведическое знание минует несовершенную «прослойку» чувств и ума. Только с этого уровня человек способен выйти на пятый уровень, так как более не ограничен пеленой неверного восприятия.

На пятом и последнем уровне ведического познания человек начинает созерцать божественные деяния Абсолютной личности, которые никак не связаны с механическими функциями материальной природы. На этом уровне с объектов постижения спадает пелена неведения. Апракрита – это уровень духовной деятельности. Слово апракрита буквально значит «нематериальный», то есть находящийся за пределами материальной природы.

На пятой ступени постижения Ведического знания человек воспринимает духовную реальность своими очищенными чувствами. Поэтому этот уровень также называется «дивья-пратьякша», то есть божественное восприятие. Об этом также говорится в БГ (9.2):

«Это знание – царь всего знания, тайна тайн. Это знание – самое чистое, и поскольку оно даёт непосредственное восприятие (пратйакша) собственной сущности через духовное осознание, оно является совершенством религии. Оно вечно и постижение его радостно»

Далее в этом курсе, мы одну за другой рассмотрим 5 ключевых тем Ведической философии, описывающих все мироздание. Познав эти истины, человек достигает предела способности к познанию.


[1] Аргентинский писатель-авангардист 20-го века.


[i] Не добавить ничего нового от себя в данном контексте значит оставить конечный вывод таким, каким был получен от духовного наставника. Это однако не означает, что ученик будет использовать те же аналогии, заучивать текст и говорить в том же стиле.

[ii] Любопытно заметить, что, по большому счёту, любой желающий получить знание в неискажённом виде от кого бы то ни было, будет вынужден придерживаться данной формулы. В противном случае велика возможность того, что ум в конечном итоге, даст собственную интерпретацию информации.

[iii] Приведём пример: когда у нас полночь, мы можем позвонить другу, который живёт за тысячи километров к западу от нас, и спросить, видит ли он солнце. Услышав его ответ: «Да, у нас ясный день», мы видим солнце его глазами. Это называется парокшей.

[iv] «Вичара означает, что вы пытаетесь осмыслить дар Господа с помощью логики, вичара. Ничему не надо следовать слепо. Слепое следование не ведёт ни к чему хорошему и не продлится долго. Все следует проверять логикой» (Лекция Шрилы Прабхупады по ШБ, Калькутта, 06.01.1971)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: