Директор института Архитектуры и дизайна
___________ _ Геращенко С.М.
подпись инициалы, фамилия
«__» _______ 2017 г.
___________ ИАиД _________
институт, реализующий ОП
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДиСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННАЯ ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Дисциплина Б1.В.ДВ.2.2 Современная ландшафтная архитектура ______
Направление подготовки/специальность 07.04.04 «Градостроительство»
Направленность (профиль) 07.04.04.00.02 «Проектирование и управление объектами ландшафтной архитектуры»
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Красноярск 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе
07.00.00 Архитектура
шифр и наименование укрупненной группы
Направления подготовки /специальность (профиль/специализация)
07.04.04 «Градостроительство», специализированная магистерская программа 07.04.04.00.02 «Проектирование и управление объектами ландшафтной архитектуры»
шифр и наименование направления подготовки (профиля)
Программу составили Н.А. Унагаева
инициалы, фамилия, подпись
Заведующий кафедрой (разработчик) И. В. Кукина
инициалы, фамилия, подпись
«____»_______________20___г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (выпускающая)____
Градостроительство_____________________________________________
«____» ______________ 20___ г. протокол № ________
Заведующий кафедрой (выпускающей) И. В. Кукина
инициалы, фамилия, подпись
1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цель преподавания дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Современная ландшафтная архитектура» является получение теоретических знаний в области ландшафтной архитектуры, организации открытых пространств и особенностей проектирования ландшафтных объектов с учетом современных задач архитектурно-градостроительной деятельности и мировыми тенденциями развития градообразований.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
Задачей изучения дисциплины является: краткое ознакомление с широким кругом интересов и проблем мировой и отечественной ландшафтной архитектуры, освоение методологии ландшафтного проектирования на примере общественных открытых пространств города и природного комплекса.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций (ОК-1, 2). В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать: закономерности, тенденции и проблемы развития ландшафтной архитектуры, проблематику междисциплинарных исследований связанных с ландшафтно-градостроительной деятельностью; основные принципы и методы проектирования ландшафтных объектов
- уметь: участвовать в фундаментальных градостроительных исследованиях в области теории и истории градостроительства с учетом тенденций развития ландшафтной архитектуры; уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, природе, мировому и отечественному архитектурному, ландшафтному и градостроительному наследию; прогнозировать ландшафтно-градостроительную деятельность с применением современной методологии проектирования;
- владеть: основами теории ландшафтной архитектуры; навыками прикладных исследований объектов ландшафтно-градостроительной деятельности, методологией ландшафтного проектирования, а также навыками представления результатов научно-исследовательской работы профессиональному и академическому сообществу.
1.4. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Современная ландшафтная архитектура» реализуется в рамках вариативной части дисциплин (Б1.B.ДВ) магистерской программы «Проектирование и управление объектами ландшафтной архитектуры».
Курс призван углубить теоретическую подготовку студента к профессиональной деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых ФГОС ВО по направлению «Градостроительство».
Эволюционное развитие профессиональных идей в ландшафтной архитектуре рассматривается в тесной связи с архитектурной и градостроительной деятельностью на примерах работ международных корпораций, ведущих проектную деятельность по всему миру.
Преподавание дисциплины основано на знаниях, полученных в рамках освоения программы бакалавриата, дисциплин профессионального цикла и базового теоретического: Основы средового проектирования; Ландшафтная архитектура; Современные зарубежное и отечественное градостроительство; Современная отечественная и зарубежная архитектура; а также дисциплин общенаучного модуля базовой части магистерской программы: Современные проблемы истории и теории градостроительства, Философия и методология научной и проектной деятельности.
«Современная ландшафтная архитектура» является одной из базовых дисциплин для дальнейшей научно-исследовательской, проектной деятельности магистров; предшествует последующему углублению знаний в процессе освоения проектных дисциплин профессионального цикла, а также научно-исследовательской/проектной практики; научно-педагогической практики и выпускной квалификационной работы.
1.5. Особенности реализации дисциплины.
Дисциплина реализуется на русском языке.
2. Объем дисциплины (модуля)
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад. часов) | Семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 ЗЕ (108) | 3 ЗЕ (108) | |
Контактная работа с преподавателем: | 0,4 (16) | 0,4 (16) | |
занятия лекционного типа | 0,2(8) | 0,2(8) | |
занятия семинарского типа | 0,2(8) | 0,2(8) | |
в том числе: семинары | |||
практические занятия | |||
практикумы | |||
лабораторные работы | |||
другие виды контактной работы | |||
в том числе: курсовое проектирование | |||
групповые консультации | |||
индивидуальные консультации | |||
иные виды внеаудиторной контактной работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1,6 (56) | 1,6 (56) | |
изучение теоретического материала (ТО) | 0,4(14) | 0,4(14) | |
расчетно-графические задания, задачи (РГЗ) | |||
реферат, эссе (Р) | 0,7(24) | 0,7(24) | |
курсовое проектирование (КР) | |||
подготовка презентаций и докладов по темам семинаров (СР) | 0,5(18) | 0,5(18) | |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен – 1 (36) | экзамен – 1 (36) |
3. Содержание дисциплины (модуля)
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий).
№ п/п | Модули, темы (разделы) дисциплины | Виды контактной работы с преподавателем | Самостоятельная работа, (акад.час), | Формируемые компетенции | ||
Занятия лекционного типа (акад.час) | Занятия семинарского типа (акад.час) | Другие виды контактной работы (акад.час) | ||||
Современные теории и концепции в ландшафтно-градостроительной деятельности | ОК-1, 2 | |||||
Типология объектов современной ландшафтной архитектуры | ОК-1, 2 | |||||
Стилевые направления современной ландшафтной архитектуры | ОК-1, 2 | |||||
Профессиональная культура: планирование, проектирование и управление объектами ландшафтной архитектуры | ОК-1, 2 |
3.2 Занятия лекционного типа.
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование занятий[1] | Объем в акад. часах | |
всего | в том числе в инновационной форме | |||
Основные теории градостроительства и их контекстуальное выражение в тенденциях развития ландшафтной композиции. | - | |||
Типологические объекты ландшафтной архитектуры, сформировавшиеся под влиянием градостроительной деятельности. | - | |||
Типологические объекты ландшафтной архитектуры, сформировавшиеся под влиянием архитектуры. | 0,5 | - | ||
Линейные связующие элементы парковой системы, их назначение, композиционные особенности. | 0,5 | - | ||
Развитие ландшафтной композиции во взаимосвязи с архитектурой: - ландшафтное сопровождение архитектуры, - взаимопроникновение, - композиционная самодостаточность. | - | |||
Деятельность ведущих ландшафтных фирм. Информационное и правовое обеспечение ландшафтного проектирования. | - | |||
Управление объектами ландшафтной архитектуры. Инвестиции в ландшафтном строительстве и садово-парковом хозяйстве. | - |
3.3 Занятия семинарского типа (названия тем – одинаковое, содержание – авторское).
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование занятий1 | Объем в акад. часах | |
всего | в том числе в инновационной форме | |||
Искусство выживания и концепция устойчивого развития населенных мест. | - | |||
Типологические объекты ландшафтной архитектуры ХХ – XXI вв. и их ландшафтное осмысление. | - | |||
Художественное осмысление прагматичных задач градостроительной и архитектурной деятельности | - | |||
Деятельность ведущих ландшафтных фирм. | - | |||
Особенности ландшафтного строительства и садово-паркового хозяйства. | - |
3.4 Лабораторные занятия.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
1. Кукина, И.В. Стилевые особенности ландшафтной архитектуры второй половины ХХ века: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Архитектура" специальности Архитектура, градостроительство"; по направлению "Стр-во" специальности "Гор. стр-во и хоз-во" / И. В. Кукина, Н. А. Унагаева. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 124 с.: табл., цв.ил.
2. Ландшафтное проектирование: методические указания к курсовому проекту для студентов специальностей 270301 - "Архитектура", 270302 - "Дизайн архитектурной среды" / сост.: И. В. Кукина, Н. А. Унагаева. - Красноярск: СФУ, 2008. - 38 с.: планы, табл.
3. Современная архитектура и градостроительство. Презентационные материалы [Электронный ресурс]. Ч. 1. Вторая половина XX века / Сиб. федерал. ун-т. - Версия 1.0. - Электрон. дан. (PDF; 16984 кб). - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. - on-line. - (Электронная библиотека СФУ. Учебно–методические комплексы дисциплин в авторской редакции; № 212-2007). - Загл. с титул. экрана. - Режим доступа: из читальных залов НБ СФУ. - Б. ц. Издание является частью УМКД: Современная архитектура и градостроительство. Ч. 1. Вторая половина XX века: учеб.-метод. комплекс дисциплин / А. В. Слабуха [и др.]. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. - on-line. Шифр -606992
4. Ландшафтная архитектура [Электронный ресурс]: [альбом слайдов]. - Электрон. граф. дан. (ppt 550 Мгб). - [Б. м.: б. и.]. - с. - Режим доступа: Локал. сеть НТБ КрасгАСА. - Загл. с папки. - Б. ц.
5. Современная ландшафтная архитектура [Текст]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов по программе магистерской подготовки 270400.68.05 "Проектирование градостроительных ландшафтов" / Сиб. федерал. ун-т; сост. Н. А. Унагаева. - Красноярск: СФУ, 2012. - 10 с.
6. Современная ландшафтная архитектура [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы по дисциплине «Современная ландшафтная архитектура» студентов направления 270400.68 / Сиб. федерал. ун-т; сост. Н. А. Унагаева. - Электрон. текстовые дан. (PDF, 220 Кб). - Красноярск: СФУ, 2012. - 12 с. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточный контроль заключается:
1. в активном участии на семинарских занятиях. Темы для подготовки указаны в разделе 8;
2. в написании и сдачи эссе в конце четвертого модуля. Темы указанны в разделе 8;
3. Итоговый контроль – экзамен.
Вопросы для подготовки к экзамену:
Раздел 1.
1. Ландшафтная архитектура как составляющая урбанизма
2. Художественное воплощение концепции устойчивого развития.
3. Ландшафтный урбанизм, голубой урбанизм.
4. Эколого-средовой подход к проектированию объектов ландшафтной архитектуры
Раздел 2.
1. Малые сады элементарных планировочных единиц
2. Открытые городские пространства
3. Объекты ландшафтной архитектуры регионального уровня
4. Коммуникационные и коммуникативные функции объектов ландшафтной архитектуры и их художественное осмысление
Раздел 3.
1. «Культурный контекст»
2. «Дух места»
3. «Экологизм»
4. «Натурализм»
5. «Урбанизм»
6. «Динамичность»
7. Художественное воплощение стилей и стилистических направлений архитектуры в решении садово-паркового ландшафта
Раздел 4.
1. Организация процесса создания объектов ландшафтной архитектуры
2. Источники финансирования строительства и эксплуатации объектов ландшафтной архитектуры
3. Управление объектами ландшафтной архитектуры
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
6.1 Список основной литературы:
1. Кукина, И. В. Стилевые особенности ландшафтной архитектуры второй половины ХХ века: учеб. пособие для вузов / И. В. Кукина, Н. А. Унагаева. – Красноярск: ИПК СФУ. - 2009. – 124 с.
2. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. – СПб., 2002. – 295 с.
3. Теодоронский, В.С. Ландшафтная архитектура: учеб. пособие для вузов / В. С. Теодоронский, И. О. Боговая. - Москва: Форум, 2014. - 303 с.
4. Фатиев, М. М. оглы. Строительство городских объектов озеленения: учебник для вузов / М. М. Фатиев. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2014. - 204 с.
5. Разумовский, Ю. В. Ландшафтное проектирование: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Разумовский, Л. М. Фурсова, В. С. Теодоронский. - Москва: Форум, 2014. - 139 с.
6.2 Список дополнительной литературы:
1. Анисимова, Л. В. Городской ланадшафт: социально-экологические аспекты проектирования. – Вологда: ВоГТУ, 2002. – 192 с.
2. Ахмедова, Е. А. Региональный ландшафт: история, экология, композиция: ландшафтное исследование в градостроительстве. – Самара: Кн. изд-во, 1991. – 246 с.
3. Вергунов, А. П. Ландшафтное проектирование / А. П. Вергунов, М. Ф. Денисов, С. С. Ожегов. – М.: Высш. шк., 1991. – 240 с.
4. Город, пригодный для жизни [Текст]: материалы II Международной научно-практической конференции "Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна", 12-14 ноября 2014 г. / Сиб. федер. ун-т; отв. за вып.: И. В. Кукина, И. Г. Федченко. - Красноярск: СФУ, 2015. - 378 с.
5. Горохов, В. А. Зеленая природа города: учеб. пособие для вузов. – М.: Архитектура-С, 2005. – 528 с.
6. Джикович, Ю.В. Экономика садово-паркового и ландшафтного строительства: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 2008 с.
7. Курбатов, Ю. И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 132 с.
8. Сокольская, О. Б. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие для вузов / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский, А. П. Вергунов. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с.
9. Теодоронский, В. С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник для вузов / В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова; под ред. В. С. Теодоронского. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 352 с.
10. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М., 1990.
11. Bahaman A. Ultimate landscape design / Alejandro Bahaman, Alex Campello. - Te Neues Pub Group, 2006.
12. Eckbo G. Landscape for Living / G. Eckbo, D. C. Streatfield. – (American Society of Landscape Architects centennial reprint series), 2009. - 275 p. (Originally published: New York: Architectural Record with Duell, Sloan, & Pearce, 1950.)
13. Environment & Landscape. In 4 P. / Reporter: Ko Moon-sun, Hong In-ju, Yoo S0-hwi, Jang Yun-sun, Jun Hyun-young; publisher: Jeong Kwang-young. – Archiworld Co., Ltd, 2003-2006.
14. Jellicoe G. The Landscape of Man: shaping the environment from prehistory to the present day. 3rd ed, expanded and updated / Geoffrey Jellicoe, Susan Jellicoe. – NY: Thames and Hudson, 1996
15. Krauel J. Landscape design promenades / Jacobo Krauel. - Barcelona, Spain: Links, 2008. – 180 p.
16. Moughtin J. C. Urban Design: Street and Square / J. C. Moughtin, Cliff Moughtin. - Architectural Press, 2003
17. Richardson T. The Vanguard Landscape and Gardens of Marta Schwartz / T. Richardson. – London: Thames & Hudson Ltd, 2004. – 224 p.
18. Simonds J. O. Landscape Architecture: A Manual of Site Planning and Design /John Ormsbee Simonds. - McGraw-Hill Professional Publishing, 1997
19. Simonds J. O. Garden Cities 21: creating a livable urban environment / John Ormsbee Simonds. - McGraw-Hill Professional Publishing, 1994
20. The Art of Survival: Recovering Landscape Architecture / Editors: K. Yu, M. Padua. – The Images Publishing Group Pty Ltd, 2006. – 192 p.
6.3 Периодические издания. Журналы:
1. Проект РОССИЯ, 2010-2016гг.
2. Проект International, 2010-2016гг.
3. Topos, 2010-2016гг.
4. Architectural Review, 2010-2016гг.
5. Garten+Landschaft, 2010-2016гг.
6. Архитектура и Строительство, 2010-2016гг.
7. Архитектурный вестник, 2010-2016гг.
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся.
Интернет-ресурсы:
1. Научные статьи по тематике. База данных: ELibrary.RU
2. Библиотека электронных ресурсов проектных материалов ландшафтных фирм/компаний:
1. | Architecture Workshop https://www.archws.com/ |
2. | ASPECT Landscape Architecture https://www.aspect.net.au/ |
3. | EMBT Arquitectes Associats https://www.mirallestagliabue.com/ |
4. | Foreign Office Architects https://www.f-o-a.net/ |
5. | GROSS.MAX. https://www.grossmax.com/ |
6. | Gustafson Guthrie Nichol Ltd. https://www.ggnltd.com/ |
7. | Kengo Kuma & Associates https://www.kkaa.co.jp/ |
8. | LAND-I https://www.archicolture.com/ |
9. | Martha Schwartz Partners https://www.marthaschwartz.com/ |
10. | NIP paysage https://www.nippaysage.ca/ |
11. | Oslund.and.assoc. https://www.oaala.com/ |
12. | Peter Walker and Partners https://www.PWPLA.com |
13. | Sasaki Associates https://www.sasaki.com/ |
14. | Turenscape https://www.turenscape.com/English// |
15. | West 8 https://www.west8.nl/ |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Общий объем курса составляет 108 час.(3 ЗЕ), из них 8 час. - лекции, 8 час. – семинарские занятия, 56 час. - самостоятельная работа студентов, 36 час. – время для подготовки к экзамену.
Контроль самостоятельной работы студента включает работу на семинарах, написание эссе по заданной тематике, близкой к теме собственного диссертационного исследования.
Для подготовки к семинарским занятиям в учебном плане предусматриваются 18 часов самостоятельной работы. Каждый студент обязан подготовить презентацию и доклад по каждому тематическому разделу.
Возможные вопросы для подготовки к семинарским занятиям по соответствующим разделам:
1. Искусство выживания и концепция устойчивого развития населенных мест:
1.1 Деятельность фирмы «Тюренскейп», Китай
1.2 Восстановление нарушенных территорий
1.3 Реновация индустриальных территорий
1.4 Реновация портовых территорий
1.5 Малые населенные пункты экологического планирования
2. Типологические объекты ландшафтной архитектуры ХХ – XXI вв. и их ландшафтное осмысление:
2.1 Художественная трансформация многофункционального городского парка
2.2 Коммуникационные объекты регионального и городского значения
2.3 Особенности проектирования природного ландшафта
2.4 Ландшафт центральной части города и особенности его проектирования
2.5 Качество жилой среды. Основные типологические объекты и задачи проектирования.
3. Художественное осмысление прагматичных задач градостроительной и архитектурной деятельности
3.1 «Архитектура как ландшафт»: Лэнд Арт, зеленая и биоклиматическая архитектура, эстетика биотека.
3.2 «Ландшафт как архитектура»: стилевое подчинение архитектуре.
3.3 Физическая или компзиционная интеграция ландшатных и архитектурных решений.
3.4 Стилевое направление «Исследование».
3.5 Стилевое направление «Абстракция».
3.6 Стилевое направление «Традиция».
3.7 Стилевое направление «Новаторство».
4. Деятельность ведущих ландшафтных фирм:
4.1 Деятельность фирмы «Martha Schwartz Partners
https://www.marthaschwartz.com/
4.2 Деятельность фирмы «Peter Walker and Partners»
https://www.PWPLA.com
4.3 Деятельность фирмы Sasaki Associates
https://www.sasaki.com/
4.4 West 8
https://www.west8.nl/
4.5 Деятельность фирмы Gustafson Guthrie Nichol Ltd.
https://www.ggnltd.com/
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема (3-7 печатных страниц) и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Для написания эссе студенту предлагается ряд тем, которые он должен откорректировать согласно предмету своего диссертационного исследования, что позволит автору усилить актуальность и рассмотреть свой вопрос с точки зрения ландшафтного осмысления.
Темы эссе:
1. Художественное воплощение концепции устойчивого развития
2. Основные принципы создания рекреационных зон в природной среде с сохранением сложившихся экосистем
3. Город – как часть глобальной экосистемы
4. «Промышленная археология»: восстановление нарушенных территорий
5. Формотворчество в ландшафтной архитектуре
6. Композиционная интеграция ландшафтных и архитектурных решений
7. Реконструкция исторических садов и парков
8. Бизнес – парки – как одна из форм превращения садово-паркового ландшафта в рентабельный объект
9. Информационное и правовое обеспечение ландшафтного проектирования
Студенты обязаны сдавать все задания в сроки, установленные преподавателем. Работы, предоставленные с опозданием, не оцениваются.
Высший балл студенту проставляется при условии творческого подхода к написанию эссе, активном участии во всех семинарах.
Оценка по промежуточной аттестации за экзамен выводится с учетом работы студента в течение всего курса и по результатам итогового контроля; выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) (при необходимости)