Методы современного воспитания




Существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

Вторая закономерность – единство образования и воспитания.

Третья закономерность – целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т. п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания.

Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает взгляд на ребенка как на главную ценность в системе человеческих отношений, ведущей нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделение в качестве приоритетной задачи заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Осуществление этого принципа возможно только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.

Принцип социального закаливания детей состоит во включении воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, в выработке определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям.

Принцип создания воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении при организации учебной и внеучебной деятельности доминируют творческие начала, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Главными инструментами решения воспитательных задач являются методы и приемы воспитания.

Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкрет­ной задачи педагогического процесса.

Под методами воспитания принято понимать способы воз­действия воспитателей на воспитанников и организацию их де­ятельности. На выбор методов нравственного воспитания влияет как возраст учащихся, так и их жизненный опыт.

Методы воспитанияэто способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Методика – совокупность приемов, способов, техник педагогической деятельности.

Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по дости­жению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, со­ответствующей ей логикой достижения целей и принци­пами действия воспитателя. Например, говорят о мето­дике воспитания культуры речи у ребенка и культуре по­ведения, но о технологии речевого тренинга или общения в повседневном поведении.

Действия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующиеим действия ученика, направленные на самовоспитание. Отсюда следует бинарность методов воспитания, предполагающая выделение пар методов «воспитания – самовоспитания».

Основная задача педагога – помочь ребенку в его развитии, и гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное действие на них оказывают методы воспитания.

Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

На выбор методов нравственного воспитания влияет как возраст учащихся, так и их жизненный опыт.

Результатом применения методов воспитания, направленных на формирование мотивов нравственного поведения, может быть:

• создание нравственных установок, мотивов, отношений, формирующих представления, понятия, идеи;

• формирование привычек, определяющих тот или иной тип поведения.

В процессе нравственного просвещения наиболее часто применяются такие методы воспитания, как убеждение и упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.

М. И. Рожков и Л. В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Г. И. Щукиной, в которой выделяют методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности). К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание – это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждения.

Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его словарном запасе раньше не было (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Рассказ на этическую тему – это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. В ходе организации анализа содержания рассказа учитель помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения на основе чувственного воздействия. Рассказ на этическую тему раскрывает содержание нравственных понятий, вызывает у учащихся положительное отношение к поступкам, которые соответствуют нравственным нормам, влияет на их поведение.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на малую группу или отдельную личность, основанного на знании особенностей класса и личностных качеств отдельных учащихся.

Цель разъяснения как метода может быть определена как формирование или закрепление нового морального качества или правил поведения; выработка правильного отношения школьников к определенному поступку, который уже совершен.

Этическая беседа – метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, разъяснения им принципов нравственности и их осмысления, средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Условия эффективности этической беседы:

• проблемность, использование нестандартных вопросов, помощь учащимся в нахождении ответов на них;

• уважительное отношение к мнениям других, аргументированная точка зрения;

• откровенность в высказывании мнения и сомнения;

• опора на реальный опыт учащихся.

Организация этической беседы позволяет выявить и сопоставить все точки зрения на проблему нравственной тематики.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Особенно пример конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно.

Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручения требует усиленного внимания от классного руководителя.

На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора,т. е. такие ситуации, в которых требуется совершить выбор поступка на основе моральной нормы. Классный руководитель создает условия для возникновения ситуации, а сама воспитывающая ситуация должна быть естественной, относящейся к жизни.

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло его остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки школьников, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Поощрение и наказание формируют у младших школьников умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию их поступков. В процессе самооценки дети определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно, что они используют такие средства самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные стремления ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования он достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависят от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация данного положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Повторим, если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только в коллективе начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Таким образом, можно обобщить методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Выбор методов и приемов воспитания будет зависеть и от тех принципов, в соответствии с которыми должна быть организована работа в том или ином направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: