В мире оформилась система с новыми базовыми идеями и ценностями:
o индивидуальной свободы
o межчеловеческой и межгрупповой терпимости
o недопустимости насилия, агрессии и дискриминации
o собственности имматериального достатка
o уважения к жизни и труду
o естественного многообразия
o достоинства природы («экологическая идея»)
o индивидуальные ценности (свободы, собственности, самовыражения) начинают преобладать над коллективными ценностями (членства, принадлежности и др.)
o на смену материалистическим ценностям (деньги, продуктивный труд, власть и др.) приходят «постматериалистические» ценности (досуг, добровольчество, толерантность, солидарность, межкультурная компетентность) и др.
ИЗ учения НООСФЕРИЗМА (Субетто А.И., Урсул Д.А. и др.)
o Образование – главный механизм восходящего воспроизводства общественного интеллекта и интеллекта каждого человека.
Новая модель устойчивого развития человечества в XXI веке в виде управляемой социоприродной эволюции возможна только при удовлетворении закона опережающего развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.
o Общественный интеллект функционирует как «кругооборот интеллекта и знания». Знания – субстанция общественного интеллекта и индивидуального интеллекта человека.
o Интеллектуализация образования в XXI веке – это долгосрочный императив на весь XXI век, поскольку продолжительным будет переход от формации образования как производства услуг и «частичного человека» – к формации образовательного общества и производства «целостного человека» – всесторонне-гармонично-универсально развитого, творческого человека – Хомо Креатора.
o Признаки интеллектуализации образования (по Субетто А.И.):
- Фундаментализация и универсализация образования в средней школе и в высшей школе, охватывающая всю систему непрерывного образования
- Ноосферизация образования.
- Гуманизация образования. Гуманизация образования становится неклассической. Она призвана гуманизировать интеллект.
- Креатизация образования.
- Интеллектуализации образования через культуру.
- Информатизация интеллектуализации образования.
- Соединение образовательного и исследовательского процессов, образования науки.
Итак, образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
Задача образования как соц. инст-та: приобщить молодое поколение к культуре + развить у нее готовность и способность к развитию культуры.
Образование как педагогический процесс, его функции.
o Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности. (Традиц. педагогика).
o По ШАА: Ораз-ован-ие – это процесс раскрытия Образа Человека в Ребенке в условиях предъявления ему лучших человеческих образов Любви, Красоты, Справедливости, Понимания, Мудрости, Познания, Сострадания, Прекрасноречия и др., которые выполняют роль духовных ферментов в образовании.
o Это - процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации (Ш.А.Амонашвили. «Школа жизни»).
Гуманная педагогика утверждает:
– Личность воспитывается Личностью.
– Доброта воспитывается Добротой.
– Любовь воспитывается Любовью.
– Благородство воспитывается Благородством.
– Устремленность воспитывается Устремленностью.
– Человек воспитывается Человеком.
o Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.
Его логика: объяснение – воздействие – формирование (Н.Б.Крылова). (По Видт И.Е. – инструктивная образовательная модель).
o Гуманистический педагогический процесс основан на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников. Его логика: понимание – сотрудничество – развитие (Н.Б.Крылова). (По Видт И.Е. – креативная образовательная модель).
Функции образования.
Информатизацияличности - формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.
Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.
Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.
Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.
Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.
Парадоксы в образовании в 21 веке:
Парадокс (от др.-гр. неожиданный, странный + кужусь) –
1. явление, характеризующееся непривычностью, оригинальностью, неожиданностью и не совпадающее с общепринятым, противоречащее здравому смыслу
2. в логике – пртврчя, возникающие при сохранении внешней правильности хода рассуждений (научный парадокс).
o Намерение общества воспитывать новые поколения в гуманистическом русле, когда в обществе усиливается дегуманизация и дегуманитаризация (технократизация, коммерсализация и т.д.)
o Ослабление культурной позиции школы и учителя в информационно-образовательном обществе
o Бессмысленной стала погоня за знаниями в условиях информационного общества
o Снижается значимость педагога для ребенка как гл. источника информации и персоны в качестве интеллектуального и духовного наставника. и др.
o Вытеснение темы человека из описания образовательных процессов (из документов).
o Повальная имитация образованности как результата образования.
Образованность – характеристика, показатель определенного уровня усвоенных личностью З + УН + нравств. + духовн. и т.д.
В постиндустриальном обществе – «образовательный бум» («обучающее общество».
К «болезням» общеобразовательной школы:
o преобладание знаниевого подхода + вербально-репродуктивная форма обучения
o многопредметность и перегруженность содержания образования учебным материалом (чрезмерная онаученность)
o слабая практическая направленность образования
o несоответствие содержания и организации обучения возрастным интересам школьников
o недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взолсления + нет возможностей для самоорганизации + для самостоятельного и коллективного социального действия подростков и др.