Новая образовательная парадигма в обществе.




В мире оформилась система с новыми базовыми идеями и ценностями:

o индивидуальной свободы

o межчеловеческой и межгрупповой терпимости

o недопустимости насилия, агрессии и дискриминации

o собственности имматериального достатка

o уважения к жизни и труду

o естественного многообразия

o достоинства природы («экологическая идея»)

o индивидуальные ценности (свободы, собственности, самовыражения) начинают преобладать над коллективными ценностями (членства, принадлежности и др.)

o на смену материалистическим ценностям (деньги, продуктивный труд, власть и др.) приходят «постматериалистические» ценности (досуг, добровольчество, толерантность, солидарность, межкультурная компетентность) и др.

ИЗ учения НООСФЕРИЗМА (Субетто А.И., Урсул Д.А. и др.)

o Образование – главный механизм восходящего воспроизводства общественного интеллекта и интеллекта каждого человека.

Новая модель устойчивого развития человечества в XXI веке в виде управляемой социоприродной эволюции возможна только при удовлетворении закона опережающего развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

o Общественный интеллект функционирует как «кругооборот интеллекта и знания». Знания – субстанция общественного интеллекта и индивидуального интеллекта человека.

o Интеллектуализация образования в XXI веке – это долгосрочный императив на весь XXI век, поскольку продолжительным будет переход от формации образования как производства услуг и «частичного человека» – к формации образовательного общества и производства «целостного человека» – всесторонне-гармонично-универсально развитого, творческого человека – Хомо Креатора.

 

o Признаки интеллектуализации образования (по Субетто А.И.):

- Фундаментализация и универсализация образования в средней школе и в высшей школе, охватывающая всю систему непрерывного образования

- Ноосферизация образования.

- Гуманизация образования. Гуманизация образования становится неклассической. Она призвана гуманизировать интеллект.

- Креатизация образования.

- Интеллектуализации образования через культуру.

- Информатизация интеллектуализации образования.

- Соединение образовательного и исследовательского процессов, образования науки.

 

Итак, образование как общественное явление это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.

Задача образования как соц. инст-та: приобщить молодое поколение к культуре + развить у нее готовность и способность к развитию культуры.

 

Образование как педагогический процесс, его функции.

o Образование как педагогический процесс это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности. (Традиц. педагогика).

o По ШАА: Ораз-ован-ие – это процесс раскрытия Образа Человека в Ребенке в условиях предъявления ему лучших человеческих образов Любви, Красоты, Справедливости, Понимания, Мудрости, Познания, Сострадания, Прекрасноречия и др., которые выполняют роль духовных ферментов в образовании.

o Это - процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации (Ш.А.Амонашвили. «Школа жизни»).

Гуманная педагогика утверждает:

– Личность воспитывается Личностью.

– Доброта воспитывается Добротой.

– Любовь воспитывается Любовью.

– Благородство воспитывается Благородством.

– Устремленность воспитывается Устремленностью.

– Человек воспитывается Человеком.

 

o Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.

Его логика: объяснение – воздействие – формирование (Н.Б.Крылова). (По Видт И.Е. – инструктивная образовательная модель).

o Гуманистический педагогический процесс основан на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников. Его логика: понимание – сотрудничество – развитие (Н.Б.Крылова). (По Видт И.Е. – креативная образовательная модель).

Функции образования.

Информатизацияличности - формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.

Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.

Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.

Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.

Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.

Парадоксы в образовании в 21 веке:

Парадокс (от др.-гр. неожиданный, странный + кужусь) –

1. явление, характеризующееся непривычностью, оригинальностью, неожиданностью и не совпадающее с общепринятым, противоречащее здравому смыслу

2. в логике – пртврчя, возникающие при сохранении внешней правильности хода рассуждений (научный парадокс).

 

o Намерение общества воспитывать новые поколения в гуманистическом русле, когда в обществе усиливается дегуманизация и дегуманитаризация (технократизация, коммерсализация и т.д.)

o Ослабление культурной позиции школы и учителя в информационно-образовательном обществе

o Бессмысленной стала погоня за знаниями в условиях информационного общества

o Снижается значимость педагога для ребенка как гл. источника информации и персоны в качестве интеллектуального и духовного наставника. и др.

o Вытеснение темы человека из описания образовательных процессов (из документов).

o Повальная имитация образованности как результата образования.

Образованность – характеристика, показатель определенного уровня усвоенных личностью З + УН + нравств. + духовн. и т.д.

 

В постиндустриальном обществе – «образовательный бум» («обучающее общество».

 

К «болезням» общеобразовательной школы:

o преобладание знаниевого подхода + вербально-репродуктивная форма обучения

o многопредметность и перегруженность содержания образования учебным материалом (чрезмерная онаученность)

o слабая практическая направленность образования

o несоответствие содержания и организации обучения возрастным интересам школьников

o недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взолсления + нет возможностей для самоорганизации + для самостоятельного и коллективного социального действия подростков и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: