Организация аудиторской проверки ЗАО «Альфа»




 

Бухгалтерский учет ЗАО «Альфа» ведется согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11. 1996 г.в ред. от 28.09.2010), НК РФ и другим нормативным актам, регламентирующим порядок ведения учета хозяйственных операций в РФ.

Одним из важнейших элементов управления ЗАО «Альфа» является внутренний контроль. Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение.

Оценка системы внутреннего контроля ЗАО «Альфа» по матрице, представленной в приложении 1, показала, что СВК на 80% соответствует заданному (8 баллов из 10 возможных). Руководство уделяет значительное внимание вопросам, связанным с порядком ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности организации, система связи между руководством и учетным персоналом организована хорошо.

В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» ответственность за организацию бухгалтерского учёта в Обществе, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.

Бухгалтерская служба предприятия построена по линейно-штабному принципу, отдел бухгалтерии находится в непосредственном подчинении Главному бухгалтеру.

В функции бухгалтерии входит грамотное ведение и обработка первичной документации, отражение на счетах бухгалтерского учета полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности, формирование финансовой отчетности и представление ее в установленные сроки руководству ЗАО «Альфа» и контролирующим органам.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» Главный бухгалтер обеспечивает правильное и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, составление графика документооборота предприятия и несет за это ответственность. В обязанности Главного бухгалтера также входит частичная разработка предложений по улучшению финансовой деятельности и организации бухгалтерского учета, участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях ее оптимизации.

В бухгалтерском учете ЗАО «Альфа» применяется автоматизированная форма учета с применением программы Exceed. Порядок хранения первичных документов в организации определяет главный бухгалтер. По общему правилу обработанные первичные документы, относящиеся к определенному учетному регистру (например, кассовые, банковские документы), подшивают в отдельные папки в хронологическом порядке.

Штат организации на конец 2009 г. составляет 170 человека, из них бухгалтерия – 8 человек, каждый бухгалтер «ведет» несколько учетных разделов. Коэффициент сотрудников с высшим образованием в бухгалтерии равен 0,6, что является положительным моментом (коэффициент рассчитывается как отношение количества сотрудников с высшим образованием к общему числу учетных работников). Кроме того, 1 бухгалтер в настоящее время получает высшее образование по заочно-дистанционной форме, что нельзя не оценить как положительный момент. Ежегодно главный бухгалтер организации посещает семинары по вопросам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.

Договор полной материальной ответственности за сохранность вверенных товарно-материальных ценностей, денежных документов, бланков строгой отчетности заключен с главным бухгалтером организации (денежные средства, чековые книжки), что положительно влияет на уровень системы внутреннего контроля.

На постоянно действующую инвентаризационную комиссию возложена обязанность списания израсходованных, пришедших в негодность, выбывших по иным причинам товарно-материальных ценностей в течение отчетного периода.

Явным недостатком организационной структуры и стиля управления является то, что руководство предприятия не обращается к консультантам по вопросам ведения бухгалтерского учета (консультационные центры, аудиторские компании).

Реализация основных положений организации труда заложена в коллективном договоре работников и ЗАО «Альфа». Коллективный договор предприятия заключен в соответствии с законодательством РФ и распространяется на всех работников предприятия. Помимо основных положений, связанных с оплатой труда и взаимоотношений работников и предприятия, в коллективном договоре нашли отражение такие аспекты, как:

· улучшение условий охраны труда, промышленной санитарии и экологии на предприятии;

· оплата труда при обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР предприятия;

· стимулирование труда на предприятии;

· и др.

Система оплаты труда в ЗАО «Альфа» организована в соответствии со структурой предприятия и регламентируется положением об оплате труда. В соответствии со штатным расписанием и твердыми окладами или тарифами производится учет и начисление заработной платы основному числу работников организации.

Специалисты в организации трудоустраиваются по контрактам с твердым окладом, то есть предприятием применяется простая повременная система оплаты труда. При применении простой повременной оплате труда оплачивается фактически проработанное время на основе тарифной ставки (месячные (оклад), дневные и часовые). Окладная форма применяется в основном для руководящего персонала и инженерно-технических работников с ненормированным рабочим днем: здесь трудно установить количество отработанных часов, так как эти работники часто задерживаются на работе, бывают в служебных командировках и иногда вынуждены работать в выходные дни. Поэтому в этом случае им в качестве заработной платы назначается приказом определенная сумма - оклад. При полностью отработанном работником месяце оклад начисляется ему полностью, а в случае частичного отсутствия на работе он получает часть оклада, пропорциональную отработанным дням месяца.

Оплата труда водителей в ЗАО «Альфа» производится по повременно-премиальной системе, исходя из часовой тарифной ставки, утвержденной в организации, а также премий и надбавок по результатам труда и надбавок в соответствии с действующим законодательством. Повременно-премиальная оплата труда применяется в случае, когда условиями коллективного договора или контракта оговаривается процентная надбавка к месячной или квартальной заработной плате, которая является месячной или квартальной премией. Выплачивается эта премия в соответствии с условиями договора или контракта в том случае, если работником и в целом подразделением выполнен план работы за премиальный период.

Для учета личного состава, отработанного времени, расчетов с работниками по начислению и выплате заработной платы организации используют унифицированные формы первичных документов по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06 апреля 2001 г. № 26.

Аудиторскую проверку операций по заработной плате в исследуемой организации планируется на основе анализа деятельности предприятия и организации учета, а также по результатам оценки контроля на участке учета труда и его оплаты. Вопрсник для проверки состояния внутреннего контроля рассмотрен в Приложении 1.

Участок исчисления заработной платы в части внутреннего контроля и системы учета на предприятии организован достаточно хорошо.

Цель дальнейшего планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку данного участка учета на предприятии. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Для этого необходимо также рассчитать аудиторский риск и уровень существенности. Для расчета использованы данные бухгалтерии, представленные в Таблице 3.

Таблица 3 - Определение уровня существенности

Базовые показатели Значение базового показателя Доля, % Значение, приемлемое для нахождения уровня существенности, тыс.руб.
       
Балансовая прибыль предприятия      
Выручка (нетто) без НДС, акцизов и других платежей      
Валюта баланса      
Собственный капитал      
Общие затраты предприятия      

 

Среднее арифметическое показателей в графе 4 составляет (139 + 929 + 1295 + 4246 + 927)/5 = 1507 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на (1507 - 139)/1507 100% = 90,8%

Наибольшее значение отличается от среднего на (4246 - 1507)/1507 100% = 182%

Поскольку и в том, и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 139 тыс. руб. и 4246 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим новую среднюю величину: (929+1295+927)/ 3 = 1050,33 тыс. руб.

Таким образом, величина 1050 тыс. руб. является единым показателем уровня существенности, который является максимально допустимым показателем бухгалтерской ошибки по итогам проведенной проверки.

Другим элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет.

Уровень внутрихозяйственного риска (ВХР) на основе проведенного тестирования СВК оценим в 80%. Тестирование системы бухгалтерского учёта показало, что по отдельным бухгалтерским операциям внутренний контроль на среднем уровне, как следствие, появление единичных и случайных ошибок. Итак, риск средств контроля (РК) определим в размере 50%.

Между риском необнаружения (РН) и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь. Определим уровень риска необнаружения ниже среднего, а значит, следует проводить аудиторскую проверку более детально, модифицировать аудиторские процедуры. Уровень риска необнаружения составит 10%.

Планируемый аудиторский риск:

ПАР = ВХР х РК х РН, (5)

ПАР = (0.8 х 0.5 х 0.1) х 100% = 4%

В п. 2.2 стандарта «Планирование аудита» предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. План аудиторской проверки операций по заработной плате представлен в Таблице 4.

Таблица 4 - Общий план аудита операций по заработной плате в ЗАО «Альфа»

Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
1.Проверка правильности оформления первичных документов 11.10.10 Петров И.И. Сидоров А.А.
2.Аудит системы начисления заработной платы 11.10.10 Петров И.И. Сидоров А.А.
3.Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы 12.10.10 Петров И.И. Сидоров А.А.
4.Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды 13.10.10 Петров И.И. Сидоров А.А.
5.Подготовка заключения по результатам проверки 14.10.10 Петров И.И

 

Второй этап планирования – разработка аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации (Приложение 3).

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используем следующие методы и приемы:

· проверка арифметических расчетов (пересчет);

· проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

· устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

· проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами. Устный опрос используется при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет убедиться в реальности определенного документа. Для этого выберем определенные записи в бухгалтерском учете и проследим отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

При аудите первичных документов расчетов по заработной плате проверку начинают с проверки техники заполнения первичных документов. Основное внимание необходимо уделить правильности заполнения табелей учета рабочего времени. Проверка показала, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.

При проверке первичных документов аудитор обнаружил следующие недостатки:

· не во всех учетных листах труда и выполненных работ стоит подпись начальников участков (2 из 5 проверенных документов содержат только подпись водителя);

· в нарядах на сдельную работу не заполнена графа «Параграф единых норм и расценок»;

· в 1 из нарядов на сдельную работу (индивидуальном) не проставлен шифр синтетического учета.

По итогам проведенной проверки правильности оформления первичных документов составим рабочий документ аудитора РД-1 «Аудит оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты» (Таблица 5). Эту форму можно использовать в ходе дальнейших внутренних аудиторских проверок данного участка.

 

 

Таблица 5 - Рабочий документ аудитора Форма РД-1 «Аудит оформления первичных учетных документов по учету труда и его оплаты» ЗАО «Альфа»

Дата начала проверки 01.10.2010 г.

Дата окончания проверки 01.10.2010 г.

Исполнитель Петров И.И.

Проверяемый период 1.01.2009 г. – 31.12.2009 г.

Дата проверки Объект проверки Наименование проверяемого документа Дата составле-ния доку-мента № доку-мента Заключение аудитора
01.11.10 Документы по учету личного состава Форма № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме на работу» 01.02.09   Нарушений не выявлено
01.11.10   Наряд на сдельную работу 12.02.09   Не заполнена графа «Параграф единых норм и расценок»
01.11.10   Наряд на сдельную работу 13.07.09   Не проставлен шифр синтетического учета
01.11.10   Форма № Т-2 «Личная карточка работника» 22.12.09   Нет паспортных данных работника
01.11.10 Документы по учету рабочего времени Табель учета рабочего времени 01.01-31.01. - Не распечатываются и не подшиваются в течение года

 

Рабочий документ использован / не использован при составлении аудиторского отчета (нужное подчеркнуть)

Аудитор ____________

" 1 " ноября 2010 г.

 

В процессе аудита выявлены незначительные нарушения в организации ведения первичных документов, однако данные нарушения не могут повлиять на мнение внутреннего аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности за 2009 г.

При аудите системы начисления заработной платы необходимо установить соответствия показателей аналитического учета расчетов по заработной плате с записями в главной книге и отчетности на одну и ту же дату. Для этого сверим сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на первое января 2009 г. в Главной книге и в балансе предприятия, составляемом во внутреннем учете.

В балансе по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» развернутое сальдо: кредитовое, отражающее задолженность хозяйства рабочим и служащим по заработной плате (руководство объясняет его отсутствием денег на расчетном счете), и дебетовое, показывающее задолженность рабочих и служащих хозяйству по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается).

Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах (все исправления подписаны бухгалтером).

Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравниваем данные Главной книги со сводом начислений и удержаний по схеме 1.

В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и подоходный налог; проценты отчислений высчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику (льготы по подоходному налогу определены верно). Платежных ведомостей на аванс аудитору представлено не было.


Схема 1. Установление тождества учетных и отчетных данных по учету заработной платы

Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.

Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили. При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится своевременно. Несмотря на все недостатки в учете, расчет с бюджетом производится правильно, проценты за несвоевременность уплаты начислены верно.

Информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует; рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются.

В результате проверки правильности начисления оплаты труда 15 человек, были выявлены случаи расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и первичных документах. Издержки производства увеличены на сумму 342540 руб. (378540-36000), на эту же сумму уменьшена балансовая прибыль.

Результаты проверки начисления заработной платы оформим рабочим документом аудитора РД-2 «Проверка правильности начисления заработной платы в ЗАО «Альфа», который представлен в Таблице 6.

Таблица 6 - Рабочий документ аудитора Форма РД-2 «Проверка правильности начисления заработной платы в ЗАО «Альфа»

Дата начала проверки 01.11.2010 г.

Дата окончания проверки 01.11.2010 г.

Исполнитель Петров И.И.

Проверяемый период 1.01.2009 г. – 31.12.2009 г.

ФИО Должность Документ На-числено, руб Следует на-числить Отклонение (+/-), руб
пе-реплата не-доплата
  Иванов И.И. экономист Расчетная ведомость №3 за март 2009 г     - -

 

Продолжение Таблицы 6

ФИО Должность Документ На-числено, руб Следует на-числить Отклонение (+/-), руб
пе-реплата не-доплата
  Гуляев И.П. водитель Расчетная ведомость №3 за март 2009 г     - -
  И т.д.

Рабочий документ использован / не использован при составлении аудиторского отчета (нужное подчеркнуть)

Аудитор ____________

" 1 " ноября 2010 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: