Яхве, Бог Израиля- кто он? Yahweh God of Israel - who is he? 7 глава




О первом появлении евреев в Берберии нет точных исторических данных, они встречаются здесь везде в эпоху римлян. Многие арабские племена там до сих пор являют несомненные следы еврейского происхождения; ещё поныне соседи относятся к ним недружелюбно. Берберское племя джарава и часть племени нафуса были евреями.

В Тунисе – т.е. на месте Карфагена, потомки древних еврейских поселенцев, следы которых заметны среди мусульман-номадов, сохранили предание, будто предки их осели здесь ещё задолго до разрушения I Храма. Существование здесь еврейских поселенцев ко времени возникновения христианства несомненно, что доказывается памятниками из Chamman al-Latif'е и др. Первые поселенцы занимались земледелием, скотоводством и торговлей. Они делились на кланы, во главе которых стояли старейшины, и обязаны были выплачивать Риму по 2 сикля. Под властью Рима, а затем вандалов (429), евреи Туниса достигли благосостояния, и число их сильно возросло. Даже во времена Маймонида евреи Туниса не знали о существовании "Пурима" (значит, эти евреи поселились здесь ещё до Персидского времени?), и как караимы фактически не знали Талмуда, за что Маймонид их критиковал. Мордухай Ноах (1785–1851) описывал положение евреев Туниса следующим образом: "Несмотря на все стеснения, евреи являются здесь во главе всего. В Варварии они – виднейшие купцы, они стоят во главе таможни и берут на откуп доходы казны. В их руках экспорт многих продуктов и монополия разных отраслей торговли, контроль над монетным двором и чеканкой; они же служат беям поставщиками ювелирных изделий и ценных вещей, состоят их финансистами, секретарями и толмачами".

В поселении финикийцев, а затем карфагенян Танжере евреи жили с Античности.

Даже в такой далёкой от Эрец-Израэль стране, как Магриб, Марокко, евреи, согласно легендам, поселились в эпоху I Храма, построенного Соломоном примерно в X в. до н.э. и разрушенном в 586 г. до н.э. Именно в это время на североафриканском побережье были основаны финикийские колонии, позже перешедшие под власть Карфагена, который первоначально сам был колонией финикийцев.

Очень древнего происхождения евреи Алжира, даже после насильственной исламизации, имелись воинствующие кочевники – караимы, жившие в районе Варглы. Возможно, их потомками являлись так наз. бахуси (бахуцим), которые жили в восточной части Алжира вплоть до новейшего времени. Еврейские купцы в Алжире торговали суданским золотом и другими товарами; они занимались также работорговлей.

Финикийцы осваивали не только Северную Африку, но и Испанию. И здесь история повторяется: с концом Античности, сообщения о финикийцах исчезают, зато откуда-то появляются в большой массе евреи. Ещё король Рекард в IV в. насильно крестил 90 000 евреев. В 1490 в Кастилии было 8 млн. жителей, из которых 800 000 евреев (по С.М. Дубнову 1 млн.)! Число изгнанных в 1492 считают около 300 000. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляло большинство. «Считается, что сейчас, благодаря сефардам, принявшим христианство, еврейские корни имеются более чем у 40% населения Испании», – убеждён историк Шай Шемер, президент центра культуры сефардов в Мадриде.

В Средние Века практически во всех испанских городах были так наз. «худерии», кварталы, где жили евреи. Многие «худерии» сохранились до сих пор в неизменном виде, хотя евреи там давно не живут.
Согласно традиции, евреи поселились в Испании в эпоху Навуходоносора или даже Соломона, т.е. во время колонизации её финикийцами. В Библии Испания обозначалась Таршиш. Известно, что финикияне поддерживали с Таршишом торговые сношения, в ко-торых участвовали и евреи. Считается, что пророк Иона этот древний народ Испании. Об Испании-Сефараде говорит и пророк Авдий. Существует легенда, что ворота в Храм Соломона были покрыты золотом, привезённым с Иберийского п-ова.

Флорес утверждает, что ещё до н.э. евреи жили в Испании. Еврейские монеты, найденные в древней Тарагоне, указывает на раннее поселение там евреев. В Северной Испании был найден надгробный камень с еврейской, греческой и латинской надписями еврейки Беллиозе. Ибн-Дауды и Абрабанели гордились своим происхождением из дома Давидова; предки их поселились ещё в незапамятные времена в окрестностях Лусены, Севильи и Толедо.

Толедо, по преданиям, был построен евреями, изгнанными Навуходоносором; имя Толедо (у арабов и евреев Толаитола) напоминало еврейск. талтела – изгнание, скитание или Толедот (толдот – поколения, родословие). Ицхак Абраванель указал в своём комментарии к Библии, что евреи, принадлежавшие к коленам Иехуды и Биньямина, поселились в Толедо вскоре после падения I Храма, т.е. в VI в. до н.э. Толедо имел для изгнанников как бы значение нового Иерусалима, т.ч. они, в подражание, основали вокруг него города с такими же названиями и в таком же расстоянии, как от Иерусалима. IV Толедский собор (633) запретил назначать «тех, кто происходит из евреев», на официальные должности. Из законодательных актов визиготских королей явствует, что в VI–VII вв. евреи жили как в самом Толедо, так и в его окрестностях. Лукас из Туя, писал, что с конца VII в. евреи организовали заговор с целью разрушения страны вестготов с помощью ислама. XVII Толедский собор (694), обвинил евреев Визиготского королевства в том, что они вместе со своими единоверцами в Африке составили заговор об уничтожении христианской страны. Мусульманам удалось взять Толедо (ок. 712) благодаря помощи его еврейского населения. Ибн Хайан уверяет, что евреи открыли Тарику ворота Толедо, столицы вестготского королевства. Евреи жили в 2 кварталах, и временами их численность превышала 10 тысяч человек (около трети всего населения города).

Испанские города Эскалуна, Макведа, Иопес и Ацеке были построены в воспоминание о «палестинских» Аскалоне, Македе, Иоппе и Азеке.

Тарагона до взятия её арабами называлась еврейским городом.

Близ Сарагосы находилась крепость, которая в арабскую эпоху называлась Ruta al Jahud. В Сарагосе евреи жили уже в первых веках н.э., когда она был римской крепостью Цезарея-Августа.

Город Гренада (Андалусия – юг Испании, на территории, колонизированной финикийцами ещё до Гамилькара Барки), по сообщениям мусульманских авторов, был основан евреями, и назывался Гарнатат ал-Яхуд, христиане называли Гренаду "Villa de Judios". По преданиям испанских евреев, некоторые жители Иудеи поселились в Гренаде в эпоху Вавилонского Плена, т.е. во времена вавилонских военных походов на Запад из-за чего финикийцы покидали родину и уплывали в Таршиш (Испанию).

Расположенная неподалеку от Гренады Лусена (Аль-Ясана) была населена исключительно евреями!

Севилья (юго-запад Испании), основанная финикийцами (которые называли её Гиспалис), была известна под именем "города евреев" (villa de judios). Евреи по приданиям поселились в ней вскоре после разрушения I Храма (VI в. до н.э.), и упомянуты к VII в. н.э., когда она принадлежала вестготам. Заняв Севилью в 712, арабы сформировали для защиты города и его окрестностей особое подразделение, в которое входили только евреи. При династии Омейядов (756–1023) община Севильи была одной из крупнейших в Испании. Жившие в Севилье евреи занимались ремёслами (им фактически принадлежала монополия на крашение тканей), торговлей и медициной, – т.е. тем, чем занимались финикийцы.

Расположенные в окрестностях Севильи Азналфараче, Азналказар и особенно Патерна назывались Aldeas de los judios (Еврейские селения).

Евреи о-ва Майорка получили в дар от короля Якова (Jaime) Apaгонского, завоевавшего этот о-в, разные "alquerias" – селения или деревни, называвшиеся almudeynas de los Judios.

Финикийцы основали Барселону (названа в честь Гальмикара Барки Баркино-Барсино-Барселона), которую евреи помогли арабам завоевать, из чего видно, что поселились они там достаточно давно. Место, где находилось еврейское кладбище, всё ещё называется Montjuich (Еврейская гора), а главная улица в старом еврейском квартале – Calle del Cal (Квартал кагала).

Основанный карфагенянами Карфаген в Испании упомянут несколько раз в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах как местожительство разных амораев.

В основанной финикийцами Кордове евреи с незапамятных времён жили в квартале "Juderia", ворота которого назывались "Bab al Jahud". У этих ворот, позже известных среди мусульман под названием "Bab al Huda", евреи вели обширную торговлю шёлковыми изделиями и другими товарами. Кордова () упоминается в тр. Иебамот (115б). Согласно арабскому преданию, евреи жили в Кордове ещё до её завоевания в 711 мусульманами, которые поручили им охрану города.

Цитадель Гарнатах мусульмане доверили охране иудеев, «и такая практика стала почти повсеместной в последующих войнах; когда мусульмане захватывали город, он оставался на попечении иудеев» (Ахмед ибн Мохаммед Аль-Маккари).

Ахмед ибн Мохаммед Аль-Маккари, автор «Истории мусульманских династий в Испании» писал, что мусульмане находили среди трофеев в Андалузии во время её завоевания, например стол Соломона, который Тарик ибн Зейад нашёл в храме в Толедо, и другие вещи из Иерусалима ещё эпохи Навуходоносора.

Гренада, еврейский город, находится в близи к финикийской колонии Малаки. Севилья находится в районе, где на южных склонах Морены финикийцы добывали медь, серебро, среброносный свинец и золото, – у реки Бетис (Гвадалквивир), вблизи города Илипы у которого произошла битва римлян с карфагенянами. В устье Бетиса находился порт Тартесс, недалеко от Кадиса. Лусена, когда-то еврейский город, находится на полпути между Гренадой и Кордовой, Гренадой и Севильей.

В Карфагене был институт Совет Тридцати, то же название имел орган самоуправления евреев Арагона.

В Малаке (Малаге) – старой финикийской колонии – евреи жили издревле.

В Арагонии (провинции в северо-западной части Иберийского п-ова) евреи также упоминаются ещё при мусульманах. В Сарагосе (до 1118 находившейся в руках мавров), Хаке, Гуэске, Барбастро, Дароке, Тарацоне, Калатаюде, Моносне, Лериде и некоторых других городах евреи жили уже издавна, подчиненные особым законам (fueros). В Арагонии существовали даже евреи-укротители львов.

В книге Овадия 1:20 говорится, что в будущем живущие в Сфараде изгнанники из Иерусалима «унаследуют горы Негева». В Таргуме Ионатана вместо Сфарада упомянута Аспамия (или Спамия), в Пшитте – Испания. Упоминания об Аспамии в Талмуде (напр., в Иев. 63 а) и в Новом Завете (Рим. 15:24) также показывают, что речь идёт об Испании.

Столица Испании – Мадрид, сложившаяся вокруг мавританской крепости Маджирит, не только имела еврейскую общину ещё до захвата города у арабов (1083), но евреи также проживали и в окрестных селах, одно из которых носило название Ал-луден (от арабского ал-яхудийин – евреи).

В Тортозе (в Каталонии) еврейское население было со времён Рима.

Существует сказание, что в Мурвиедро (город в Валенсии) нашли надгробный камень с еврейской надписью о погребении сановника, посланного в Испанию иудейским царём Амацией.

Сицилия – остров, на котором финикийцы обосновались раньше греков, и который до I Пунической войны почти полностью принадлежал Карфагену, на нём под словом Giudei известны некоторые местности, а согласно легенде, Палермо, столица Сицилии, была основана Цефо, внуком Исава; сицилийские жители говорят найденных в XII и XV вв. древних надписях, упоминающих Цефо в качестве начальника палермской башни и свидетельствующих проживании в Палермо евреев. По Плутарху, квестор Сицилии, Квинт Цецилий Нигер, обвинитель Верреса, был освобождённый раб-еврей. Евреем был и ритор Цецилий из Галакты в Сицилии в I в. до н.э. Из эпохи Римской империи остались надписи, согласно которым еврейская община в Сиракузах построила синагогу. Письма папы Григория I периода 591–9 содержат сведения относительно евр. общин в Палермо и Джирдженти и общин самаритян в Катании и Сиракузах. Ввиду обещания папы Григория I сдать принявшим христианство евреям на льготных условиях землю в аренду в Сицилии много евреев в Джирдженти изъявили готовность креститься. В 596, узнаём из письма этого папы, самаряне в Катании владели рабами, которых обрезали. Ибн-Хаукаль (Х в.) упоминает еврейский квартал в Палермо. В принадлежавшем Карфагену городе Агригент еврейская община зафиксирована ещё во времена всё того же папы Григория (590–601).

Балеарские о-ва населённые финикийцами, вместо последних становятся населёнными джудесмо – одним из видов сефардских евреев. Евреи проживали на Балеарских о-вах не позднее II в. н.э. Присутствие евреев на о. Менорке близ Мальорки достоверно известно с 418: найдены свинцовые таблички IV или V в. с надписью «Шмуэль бен Хаги» (или Хаггай). Именно здесь произошёл 1-й исторически зафиксированный случай насильственного крещения – в 418 в Магоне – главном городе Минорки Потомки крещённых евреев шуэтас до сих пор живут на этом о-ве.

Кипр также колонизировался финикийцами, одно время господствовавшими над этим о-вом, в тоже время мы знаем, что во время II Иудейской войны он временно контролировался восставшими евреями.

О-в Джерба, у берегов Туниса, – типичный пример, доказывающий тождество евреев и финикийцев, ибо жившие на Джербе евреи считали, что поселились на нём во времена царя Соломона, а в 70 г. н.э., – после разрушения II Храма, бежавшая из Иерусалима семья священников привезла с собой одни из врат Храма, которые потом были встроены в здание синагоги, воздвигнутой в деревне Хара Загира.

В Португалии евреи начали селиться не позднее I в. Завоеватель и первый её король Аффонсо Генрикес (1139–85) застал евреев в Сантареме (где находилась старейшая в Португалии синагога), Лиссабоне и Беже; по словам Геркулано, он нашёл даже деревни и местечки, сплошь или большей частью заселённые евреями. в 1249–50 под власть португальской короны перешли область Алгарви со значительным еврейским населением, сконцентрированным в городах Эвора, Бежа, Фару и др. К концу XIII в., ещё до Изгнания из Испании, в Португалии насчитывалось около 40 тыс. евреев. саму Португалию называли аль-Габрия, т.е. страна евреев.

Вообще сам феномен сефардов, их верность к староиспанскому языку (ладино; и даже не просто староиспанскому, а именно наречию Южной, т.е. финикийско-карфагенской Испании) доказывает седую древность поселения евреев в Испании.

Ещё больше иудизация финикийцев доказывается на примере городов Эрец-Израэль, ведь сам Иерусалим – финикийский город. Таких примеров можно привести сколько угодно – почитайте в Краткой Еврейской энциклопедии статьи о городах. Возьмём Адуллам – ханаанейский город в Иудее, имевший царька, взятый Иисусом Навином. Давид скрывался здесь от Саула и отсюда вёл войну с филистимлянами. К этому времени Адуллам был уже заселён евреями и иудеизированными ханаанеянами.

О высокой численности евреев в том же Ливане говорил и Иосиф Флавий (Война 7:43). Евреи Тира подняли мятеж при походе персов на Византию; также и арабы, завладев Триполи (ливанским), поручили охрану порта гарнизону из местных евреев! Главными занятиями евреев там были изготовление и вывоз изделий из стекла (это было традиционное финикийское производство), а также ввоз в страны Леванта специй и льна из Магриба и Египта.

Вот что Вениамин Тудельский говорит о Тире: «В этом красивом городе до 400 евреев; между ними много ученых талмудистов, и во главе их: р. Эфраим из Египта, судья, р. Меир из Каркасона и р. Авраам, глава всей общины. Тамошние евреи имеют собственные корабли, и среди них есть мастера, вырабатывающие самое лучшее стекло, известное под названием тирского, очень ценимое повсюду».

В Карфагене найдена печать с древнееврейской надписью.

Африка (Карфаген) упоминается там, где речь идёт о 10 Коленах, изгнанных из «Палестины» ассирийцами и переселившихся в неё (Мех., Бо, XVII; Тосефта, Шаббат, VII, 25; Debarim rab., V, 14 и особенно Сангедр., 94а). Вениамин Тудельский считал Тунис тождественным с "Ханесом",, Исаии. Согласно преданию Сабта () в Африке была построена Симом, сыном Ноя; до этого города, рассказывает предание, доходил Иоаб, главный военачальник Давида.

Еврейские колонисты в Борионе (Карфаген) относят первые поселения евреев в этой стране к эпохе Соломона, который будто сам выстроил синагогу – ту самую, которая в VI в. была обращена в церковь императором Юстинианом.

Город Мекнес на северо-западе Марокко, между Фесом и Рабатом, – типичное доказательство тождества евреев и финикийцев, ведь здесь еврейское поселение восходит ещё к доисламскому периоду: при раскопках римского Волубилиса близ Мекнеса были обнаружены надписи на иврите и остатки синагоги.

Само слово Африка (Afer), – первоначальное название финикийских колоний вокруг Карфагена, восходит, видимо, к имени одного из потомков Аврахама и его жены Кетуры, Эфера, (Быт., 25, 4), который поселился здесь (Аврахам Закуто; Ибн-Идриси).

В Западной Африке бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, а на побережье вели торговлю еврейские купцы, некоторые еврейские обычаи соблюдают племена Ибос в Биафе, группа "сыны Эфраима" в Нигерии, мандиного в Сенегале, в Гане.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: