II. Избранные стихи Ошэла Васлия




Марийского поэта Ошэла Васлия (1914-1994))

 

Главный библиотекарь

научно-методического отдела

Национальной библиотеки

имени С. Г. Чавайна

Н. В. Царегородцева

 

Йошкар-Ола


Содержание:

 

 

I. Жизнь и творчество Ошэла Васлия

 

II. Стихи Ошэла Васлия на русском и марийском языке

 

III. Организация юбилея поэта в библиотеке.

Викторина «Пишу для вас с охотой и радостью»,

посвящённая жизни и творчеству Ошэла Васлия

 

IV. Библиография

 

1. Произведения Ошэла Васлия на марийском языке

2. Произведения Ошэла Васлия на русском языке

3. Литература о жизни и творчестве Ошэла Васлия

 

V. Источники


«ДОРОГОЙ ТЕРНИСТОЙ И ТРУДНОЙ»

Ошэл Васлий

(1914-1994)

I. Жизнь и творчество Ошэла Васлия

Ошэл Васлий (настоящее имя Василий Степанович Яблочкин) – талантливый представитель народа мари, один из немногих марийских поэтов, кому удалось выжить в условиях сталинских репрессий и не потерять веру в созидательную силу жизни.

Василий Степанович родился 28 февраля 1914 года в деревне Пиясир (Нурма) Медведевекого района в бедной крестьянской семье. Его отец, Степан Васильевич, служил лесным сторожем; мать, Наталья Ефимовна, была разнорабочей в колхозе «8 марта».

Василий с детства любил читать и с большим желанием учился, поэтому после окончания Нурминской начальной школы продолжил учёбу в Марийской семилетней школе в Йошкар-Оле и один год – в Марийском музыкально-театральном техникуме. Из-за бедности далее учиться не смог. Поступил на работу помощником корректора в областную типографию, навсегда связав свою жизнь с литературой.

В эти годы он знакомится с такими марийскими писателями, как Сергей Чавайн, Олык Ипай, Епрей Содорон, Осмин Йыван, и сам начинает писать стихи.

В своих воспоминаниях об Ошэле писатель Ю. М. Артамонов рассказывал: «Во время работы корректором Ошэл Васлий каждый день бегал домой в Нурму ночевать. Не нашлось в городе места, где можно было остановиться. Но если посвящаешь себя поэзии, все силы и время нужно отдавать ей. Поэтому молодой поэт находит себе место обитания – на чердаке типографии. И летом и даже зимой он, закончив вечером работу, идёт на чердак. Закутается в бумагу, и холод ему нипочём»

Олык Ипай, узнав о такой неблагоприятной ситуации Васлия, предложил ему жить у него. Это ещё больше сблизило двух писателей, которых многое объединяло – деревенское происхождение, возраст, взгляды на жизнь и, конечно, поэзия.

Для Василия Степановича Олык Ипай стал самым лучшим и добрым другом. Всё написанное он в первую очередь показывал Олыку Ипаю; тот, в свою очередь, внимательно прочитывал, поправлял, подсказывал, давал советы…

Первые стихотворные произведения Ошэла Васлия были опубликованы в 1930-е годы в журналах: «У вий», «Марий ӱдырамаш», «Пионер йӱк» и в газетах: «Марий коммуна», «Рвезе коммунист». Отличались его стихи звонкостью, песенным стилем, яркостью и краткостью мысли и сразу привлекли внимание читателей.

В 1938 году должен был выйти в свет первый сборник стихов Ошэла Васлия «Шӱм шолеш» («Беспокойное сердце»). Книга была отредактирована С. Г. Чавайном и уже была готова к изданию. Но этого не случилось. 25 ноября 1937 года Василия Яблочкина арестовали по ложному обвинению в сотрудничестве с «врагами народа» – Сергеем Чавайном и Олыком Ипаем, а книга была изъята и уничтожена. Вечером того же дня Ошэла Василия привезли в Йошкар-Олу и заперли в одиночной камере, где он провёл три месяца. Допросы не прекращались, часто следователи проявляли жестокость, избивали заключённого, угрожали оружием, пытались заставить подписать бумаги с ложными показаниями…

Ошэл Васлий выдержал всё. За «контрреволюционную деятельность» он был осуждён по 58 статье (писателю инкриминировали проведение агитационной работы против депутата Верховного Совета СССР О. Ю. Шмидта). Кроме того, привлёк негативное внимание и творческий псевдоним писателя. Ещё во время учёбы в школе Василий писал стихи для школьной стенгазеты «Эрык» («Свобода»). Одно из его сатирических стихотворений носило название «Ме Ош Элыште илена» («Мы живём в Белом крае»). После этого одноклассники прозвали его «Ошэл Васлий». Это имя писатель позже сделал своим псевдонимом. Значение выбранного Василием Яблочкиным творческого имени (Ошэл – «пришедший из Белого края», а не из Йошкар-Олы – «Красного города»), что также сыграло свою роль при аресте.

13 февраля 1939 года Ошэл Васлий был отправлен по этапу в город Каргополь Архангельской области на 10 лет. В ссылке ему пришлось вырубать лес и строить бараки, работать на погрузке тяжестей, делать гробы для умерших сокамерников, выращивать овощи, выпускать листовки – одним словом, всё, что прикажут. Было невыносимо тяжело, люди в лагере умирали и умирали, а Василий, помня наказ матери – человек рождается для того, чтобы жить, верил, что он выживет и вернётся в отчий дом, на родину.

1942-1947 годы Ошэл Васлий провёл в лагере города Коноша. Здесь, находясь в заключении, узнал о победе СССР в Великой Отечественной войне.

Рой Медведев в газете «Аргументы и факты» (№ 5, 1989) писал о том, что в 1937-1938 годах, то есть во время «великого террора», жертвами массовых репрессий стали почти 7 миллионов человек. Из числа арестованных около одного миллиона были приговорены к расстрелу, остальные – направлены в лагеря. Однако мало кто дожил до освобождения.

Ошэл Васлий остался жив. Жив, наверное, благодаря своей путеводной звезде! Ещё в самом раннем детстве мать рассказала ему о том, что с рождением человека на небе зажигается звезда. «Пока светит твоя звезда, – говорила она, – живёшь и ты, погаснет – не станет тебя». Василий с детства общался со своей звездой, как с братом, спрашивал совета, как поступить в сложных жизненных ситуациях. Его звезда будто говорила: «Злая сила никогда не победит, она только временно может взять верх. Победа всегда на стороне Добра». В своих воспоминаниях Ошэл Васлий писал: «Куда бы ни поехал, где бы ни оказался, вместе со мной всегда мои отец и мать. Ещё со мной моя путеводная звезда. Мои родители сейчас далеко, любимая звезда – со мной. Она всегда рядом, следит за мной, оберегает. С самого раннего детства всегда о чём-то напоминает, подсказывает, и я не могу не смотреть на неё, особенно на чужбине… Погаснет моя звезда – и я пропаду, меня не станет».

Ошэл Васлий был освобождён 1 ноября 1947 года. По возвращении домой, в родной колхоз, он работал на заготовке леса. Но свобода была недолгой.

В 1949 году Василий Степанович Яблочкин был снова осуждён по доносу одного из своих соседей и сослан на поселение в Красноярский край. Сначала тяжёлая работа на лесоповале, которая забирала его силы, подрывала здоровье, потом – на золотых приисках. В 1953 году, после смерти Сталина, спецпоселенцев стали освобождать, можно было выехать на родину или выбрать другое место проживания. Василию Степановичу предложили поменять документы и остаться в Енисейске. Но он решил вернуться домой, на родину, в «Марий Эл». Там он родился, и вместе с ним появилась его путеводная звезда! Там были его корни, ждал отец. Там он хотел вернуть своё доброе имя, посмотреть людям в глаза и сказать: «Я – не Шемэл Васлий, я не стал таким (по-марийски слово «шеме» означает «чёрный», «тёмный»), а остался прежним, я – Ошэл Васлий». Только там он снова мог писать, прославлять свою родину, свой край, природу, жизнь.

В 1955 году В. Яблочкин вернулся в родную деревню. Отец умер за две недели до его приезда. Никто Васлия не ждал, а жена старшего брата выгнала его из дома. Спасибо, приютили соседи. Василий Степанович начал работать в колхозе. 5 мая 1956 года его полностью реабилитировали, и за 17 лет (в общей сложности) пребывания в лагере и на поселении выдали компенсацию в размере 200 рублей. Но не было места унынию в сердце поэта – он хотел жить, творить, писать стихи.

Ошел Васлий, 1950-е гг.

Вскоре после освобождения Ошэл Васлий в редакции журнала «Ончыко» встретился с марийскими писателями Василием Юксерном, Василием Чалаем, Осмином Йываном, Никандром Лекайном. Их тёплая и искренняя поддержка дала поэту импульс для дальнейшего творчества, словно воскресила для новой жизни. Ошэл Васлий начал писать, заниматься литературной деятельностью. По памяти восстановил свои ранние произведения, сочинял новые и сотрудничал с марийскими изданиями. Стихи поэта публикуются в журнале «Ончыко», газетах «Марий коммуна», «Коммунизм корно», «Родина верч» и в переводе на русский язык – в альманахе «Дружба», газетах «Марийская правда», «Молодой коммунист».

Обложка книги «Шӱм шолеш».

Издание 1959 г

 

В 1959 году Ошэл Васлий выпустил первый сборник «Шӱм шолеш» («Беспокойное сердце»). Туда, кроме стихов (старых, восстановленных по памяти и вновь написанных) были включены две поэмы «Мланде верч» («За землю») и «Шӱм шолеш» («Беспокойное сердце»). Первая поэма рассказывает о дореволюционной тяжёлой жизни марийских крестьян. В центре повествования – судьба Яндывая, сына бедного безлошадного крестьянина: революционная работа, арест, ссылка на каторгу в Сибирь. Заканчивается поэма картиной победы Октябрьской революции. Во второй поэме рисуется радостная трудовая жизнь колхозной деревни.

Известный марийский поэт Макс Майн в своей рецензии на сборник «Шӱм шолеш» отмечал талант Ошэла Васлия, его лёгкий язык и мастерство в использовании художественных выразительных средств, таких как метафора и сравнение.

Обложка книги «Шуанвондо».

Издание 1969 г.

 

В следующую книгу «Шуанвондо» («Шиповник», 1969) он собрал свои юмористические, сатирические произведения. Долгие годы работал над поэмой, в которой хотел отобразить трудную жизнь марийского крестьянина в дореволюционные годы и произошедшие в ней изменения при советской власти.

В ней поэт собрал сатирические миниатюры, которые отличаются своей отточенностью, ёмкостью и остротой.

 

 

Обложка книги «Шӱм-чонем – мурыштем».

Издание 1981 г.

 

В 70-80-е годы из-под пера поэта выходят лирические стихотворения – цикл «Шӱдыр йогын» («Звездопад»), «Ялемын ӱжараже» («Утро в деревне»), «Шыже сӱрет» («Осенняя картина»), «Ӱдыр нерген» («О девушке»), «Кушто чевер ӱжарамже» («Там, где восходит заря») и другие; стихи-загадки, сказки – «Юзо кугызан туштыжо» («Загадка старого волшебника»), «Кече ден йӱр» (Солнце и дождь»), «Товар ден шӱшпык» («Топор и соловей»); сатирические миниатюры, юморески, частушки, объединённые в подборки «Мыскара аршаш», «Ой чинче», «Мыскара толкын», «Мыскара такмак», «Мыскара куплет-влак, а иакже афоризмы и крылатые выражения. Произведения писателя охотно печатают журналы «Ончыко», «Пачемыш», газеты «Марий коммуна», «Ямде лий», «Коммунизм корно». В 1981 году был издан третий поэтический сборник Ошэла Васлия «Шӱм-чонем – мурыштем» («От всей души»), в который была включена поэма «Пӧтырын куанже – мланде» («Радость Петра – земля»).

Многие стихи Ошэла Васлия создавались по мотивам народного творчества, они музыкальны и образны, глубоко лиричны и задушевны. Примечательно то, что в стихах поэта, прошедшего через лагеря, нет ни одного эпизода, где встречались бы обиды на жизнь, слёзы и рыдания, ненависть, зависть к людям…

 

Ошэл Васлий, конец 1980-х гг.

 

 

Обложка книги «Айдеме илаш шочеш».

Издание 1990 г.

 

«Человек рождается, чтобы жить», – таким было жизненное кредо Ошэла Васлия. Этот девиз поэта дал название его автобиографической повести. Повесть-воспоминание «Айдеме илаш шочеш» стала одним из первых произведений в истории марийской литературы, в котором была изложена горькая правда о лагерной жизни репрессированных. Произведение было издано отдельной книгой в 1990 году (в литературной обработке писателя Ю. Артамонова).

Последние годы своей жизни Василий Степанович Яблочкин провёл в деревне Большие Шапы Медведевского района. Писатель был парализован, но его душа была полна творческих сил, поэтому ему пришлось научиться писать левой рукой. За ним ухаживала его жена, Александра Фёдоровна Булыгина (поженились в 1961 году). Ошэл Васлий скончался в 1994 году в возрасте 80 лет.

В 2019 году Республика Марий Эл отмечает 105-летие со дня рождения Ошэла Васлия, отдавая ему дань памяти как самобытному писателю и сильной личности.

 

II. Избранные стихи Ошэла Васлия

«Встреча с матерью»

(перевод с мар. А. Казакова)

Выйдя за калитку, мать меня встречает,
Ждёт, как блин ячменный ждал, бывало, я.
Словно звёзды, очи чёрные мигают,
Гладит мои плечи добрая моя.
- Сколько слов, сыночек, сердце накопило, -
Говорит с улыбкой и в избу ведёт.
Струганые стены солнце осветило,
Смоляные капли светятся, как мёд.
- Хорошо нас греет солнышко-то нынче,
Радостно на сердце, милый мой Васюк...
Кто отстал от жизни, на полатях хнычет,
Ну, того и солнце не согреет, друг...
В нашем-то колхозе целых три селенья.
Как объединились, так дела пошли.
Помогло, сынок, нам новое правленье -
Сообща мы избу эту возвели... -
Ленин на нас смотрит с нового портрета.
Мать перехватила мой пытливый взгляд:
- Да, родимый,
В доме нынче вдоволь света -
Вечерами лампы Ильича горят.
Словом, заглянуло счастье в наши сени,
Дожили до мирных, добрых мы времён... -
И как будто слышит эти речи Ленин,
Будто по-марийски понимает он.
Гений мира Ленин - он как будто с нами

В горнице, сосною пахнущей, живёт.
Учит он, какими следовать путями,
Чтобы вместе с жизнью

Двигаться вперёд.

 

«Утро родины»

(пер. с мар. В. Максимова)

 

Долгожданная погода!

Полной мерой дышит грудь,

Синий парус небосвода

Ветром утренним надут…

 

Вот и облачко проснулось,

Белой чайкою паря.

И на мачте дня взметнулась

Алым пламенем заря.

Хорошо! –

Конец ненастью.

В мире – мирно,

Даль ясна.

И плывёт к большому счастью,

Как корабль, моя страна.

 

«Ялем» («Деревня»)

 

Мотор Шап ялнаже ӱмбалне,

Ший кечын йолваже модеш.

Ласка, тыныс шулдыр йымалне

Мемнан илышна пеледыш.

Кушкат тый, уэм, кажне кечын –

Посто гай ужар вургеман.

Санден йӱдымат тый ош кечым

Кертат пӧлеклен чонемлан.

 

«Мураш гын мураш» (Петь, так петь»)

Ойго муро

мылам ок кӱл,

колмем ок шу

Шырпын кӱрышт

тӱҥ гыч, вож гыч

мый каргем!

Мемнан муро

тошто огыл,

тудо чылт у

Мӱндыр велыш

чот йоҥгалтше

у сем ден

 

Шошым вӱдла

йоген кайже

ӱштылт йӧршын

Ойго мурзым

ом пыдал мый

ик пырчат.

Мемнан муро

вурс йӱк ден

чот йоҥгалтше

Ойго сем ден

ок лий тудым

вашталташ!

Тул тӱтанеш,

тул потопеш

шолын шочшо

Семже дене

ӱжын кертше

эл пашаш!

 

«Кӱчык мыскара почеламут-влак»

(«Сатирические миниатюры»)

Ит сӧрӧ

 

Ыштен от керт гын,

Ит ӱшандаре, ит сӧрӧ!

Вет ойлат: «Шопке укш

Вочко шӱдышланат ок йӧрӧ»

 

Вует пуста гын…

 

Леведаш

рожаҥше ушым,

Вий ок сите

рывыж упшын.

Купысо ужава

Тудат шке нерген

тыге возен шынден:

- Шӱшпык эн пагалыме,

эн йӧратыме туныктышем!

 

Пустозвон

 

Он может

горы сдвинуть… языком.

А руки

незнакомы с молотком.

 

Паук и муха

 

Шепчет мухе паук,

оплетя паутиной:

- Никогда, милый друг,

я тебя не покину!..

 

Бахвалка

 

Скрипеть начинавшая дверь

хвалилась:

«Я - скрипка теперь!»

 

«Кӱдыроҥгыр» («Подснежник»)

 

О, тый, кӱдыроҥгыр, кӱдыроҥгыр,

Чевер шошо ден пырля

мылам йӧратымашым да яндар кавам,

Кондет мыланем тый, кӱдыроҥгыр!..

Вучаш кӱштен-ыс эрден-кастене

Апрельын тынысшым аклен.

Пелед шогале

Шап вӱд воктене

Ала муэш лийшаш таҥгем?..

Толеш-ыс пеледышым кучалын

Ончен ӱшанлын шинчашкем.

Сай таҥым – келшымаш пиалым

Пеледыш муо мыланем.

О, тый, кӱдыроҥгыр,

Чевер шошо ден пырля

мылам йӧратымашым да яндар кавам

Кондет волгалтен тый, кӱдыроҥгыр!..

 

«Песенка»

Не видно ещё месяца,

Звезда блеснула ранняя…

Девчата все невестятся.

И ходят на свидания.

И я девчонку нежную,

Кудрявую, речистую

Сегодня жду по-прежнему

Над речкой серебристою.

Да вот она – на лесенке:

Вся в белое одетая.

Идёт, плывёт, как песенка,

Никем ещё не спетая…

«Вученак ошеме ӱпемже»

(«Я поседел в ожидании»)

Молан, поланвондо, вараш тыге кодыч?

Молан моло ден от пелед тый ик тӧр?

Оралге лышташ вола мландышке ийын,

Тудлан ынде мланде лиеш илыш пӧрт…

Ах, йӱштӧ мардеж! Чон пеледышым кӱрлын,

Пуал кондыш мыйын окна ончыкем.

Мыят поланвондо гай, ӱҥышын, шӱлыкын

Шогем Шап уремыште, шкетын шогем.

Молан, поланвондо, вараш тыге кодыч?

Молан от пелед моло дене пырля?

Молан шӱм таҥем, поланвондо гай лийыч?

Толаш мый декем вараш кодыч молан?

Толметым вученак ошеме ӱпемже.

Да тыйым шоненак кошкен йӱд омем.

Молан, ой, молан пырткалтеш шӱм-чонемже,

Ала, поланвондо, ойлет… мыланем?

 

«Кӱчык почеламут-влак» гыч

(из «Коротких стихотворений»)

Мо тугай поэзий? –

Каласе, ала тый шинчет?

Поэзий – тиде тыйын

чапле шурно пырчет,

Тый тудым шочмо

мландышкет ӱдет.

Ий ӱмбалсе тулото

да омыдымо йӱдет.

 

«Соловей»

Как серебряный ручей,

Соловей, звени звончей,

Чтоб белым, белым-бела

Вечно яблоня цвела.

 

Как серебряный ручей,

Солровей, звени звончей,

Чтоб цвели кругом леса,

Лились песни в небеса.

 

Как серебряный ручей,

Соловей, звени звончей,

Чтоб была моя страна,

Как звенящая весна.

 

Как серебряный ручей,

Соловей, звени звончей.

Над любимою страной

Больше людям песен пой!.

 

«Мланде верч» поэме гыч ужаш

(отрывок из поэмы «За землю»)

Пеш тораште, ир тайгаште,

Ангара эҥер воктен.

Кӱртньӧ гае кӱ румаште

Яндывай чот орланен.

Йӱла йӱд тул кӱ ӱмбалне,

Тӱтыра йырваш налеш.

Шолеш шем пыл пеш умбалне,

Курык тӱрым леведеш,

Шинча шыпак тул воктене,

Рвезын кумыл пудрана.

Ӧрдыж велне шып кастене

Шоналта да ойгана:

- Кушто илыш шӱдырем?

Ончал колто ик часлан.

Шочмо кушмо вер-шӧрем

Волгалт кайже курымлан!

Пеш тораште, сип тайгаште,

Эрта кече йӱр пылла.

Ӧрдыж велне пич чодраште,

Йога ӱмыр Юл вӱдла.

Шинчавӱд ден – кӱ пӱжалтын,

Шинчавӱд ден – йӱд шула.

Шинчавӱд ден – ер темалтын,

Шинчавӱд ден – тул йӱла!..

Сибирь, Сибирь манаш веле.

Шога тыште йӱштӧ теле.

Тул воктене шонкален,

Яндывай шыпак шинчен.

Кузе тул пудешт йӱлен,

Тугак тудын чон йӱлен.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: