Правовое воспитание: понятие, цели.




Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.[3]

Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими опасными явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.

В рамках этого вопроса выделяют такие понятия как форма правового воспитания, метод правового воспитания и систему правового воспитания.

Формы правового воспитания - это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которых ниже указанные субъекты проводят работу по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность.

В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания:

1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;

2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;

3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;

4. самовоспитание;

5. выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

6. осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

7. создание общедоступных компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”, ”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение правовой информации через Интернет.

Методы правового воспитания, по мнению тех же авторов - это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности.

Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами):

1) убеждение;

2) предупреждение;

3) поощрение;

4) принуждение;

5) наказание.

Систему правового воспитания определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.

Субъекты:

1) государственные органы;

2) должностные лица;

3) учебные заведения;

4) общество в целом.

Объекты - граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа.

Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;

Правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержанием является правовоспитательное воздействие субъектов на объекты. К средствам правового воспитания относятся все материальные средства, использующиеся в процессе правового воспитания (СМИ и т.п.) и средства духовного (рационального и эмоционального) воздействия.

Понятие "правовая система" не тождественно понятию "система права". Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права. Правовая же система - более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству.

Другие критерии для классификации были предложены немецким ученым К. Цвайгертом. Главным критерием он выдвинул так называемый правовой стиль, или стиль права, охватывая данным понятием пять факторов: происхождение и развитие правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфику правовых институтов; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.

Таким образом, своеобразие источников права и идеологические факторы признаются главными критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: