СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ первичных документов и регистров, применяемых в организации 3
2. Анализ учетной политики организации. 8
3. Оформление первичных документов по учету кассовых операций и операций по расчетному счету. 11
4. Оформление документов по учету поступления, перемещения и выбытия основных средств. 14
5. Оформление документов по учету поступления, перемещения и выбытия НМА.. 17
6. Оформление первичных документов по учету движения материально-производственных запасов. 19
7. Оформление первичных документов по учету затрат на производство. Расчет себестоимости единицы продукции. 33
8. Оформление первичных документов по учету выпуска готовой продукции и ее реализации. 61
9. Оформление первичных документов по учету расчетов с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами организации. 63
10. Приложения. 64
Анализ первичных документов и регистров, применяемых в организации
Первичные документы - это документы, при помощи которых компания оформляет произошедшие на предприятии хозяйственные события (п. 1 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Перечень первичных документов бухгалтерского учета в 2018–2019 годах может быть таким:
1. Товарная накладная. Это документ, в котором отражается перечень передаваемых товарно-материальных ценностей. Накладная оформляется в 2 экземплярах и содержит сведения, которые впоследствии отражаются в счете-фактуре. Накладная подписывается представителями обеих сторон, участвующих в сделке, и заверяется печатью (если ее фирма использует в своей практике).
2. Акт сдачи-приемки. Он составляется по завершении выполнения определенных работ (услуг), чтобы подтвердить, что результат работ соответствует изначальным требованиям договора.
3. Первичные документы расчета с персоналом по оплате труда (например, расчетно-платежные ведомости).
4. Документы, связанные с наличием объектов ОС, – здесь компания может оформлять такую документацию из перечня первичных учетных документов бухгалтерского учета:
5. Акт приемки-передачи ОС по форме ОС-1 – при поступлении или выбытии объекта, не относящегося к зданиям или сооружениям.
· Если объект ОС является зданием или сооружением, то его поступление или выбытие оформляется актом по форме ОС-1а.
· Списание объекта ОС оформляется актом по форме ОС-4.
· Если требуется задокументировать факт проведенной инвентаризации, составляется инвентаризационная опись ОС по форме ИНВ-1a
· Если же инвентаризация проводилась в отношении НМА, то опись будет составляться уже по форме ИНВ-1а.
5. Отдельной группой первичных документов являются кассовые документы. К ним относится, в частности, такой список первичных документов бухгалтерского учета 2018-2019 годов:
· Приходный кассовый ордер.
· Расходный кассовый ордер.
6. Платежное поручение.
7. Авансовый отчет.
8. Акт зачета взаимных требований.
9. Бухгалтерская справка.
Приведенный список не исчерпывает всего объема первичных документов, применяемых в бухучете, и может быть расширен в зависимости от особенностей учета, осуществляемого в каждой конкретной организации.
Не являются первичными документами бухгалтерского учета из перечня 2018-2019 - список был предложен выше:
· Договор. Это документ, в котором оговариваются права, обязанности и ответственность сторон, участвующих в сделке, сроки и порядок расчета, особые условия и т. д. Его данные задействуют при организации учета по аналитике расчетов с контрагентами, но сам он учетных операций не формирует.
· Счет. В этом документе отражается сумма, которую покупатель соглашается оплатить, принимая условия поставщика. В счете может присутствовать дополнительная информация об условиях сделки (сроки, порядок оплаты и поставки и т. д.), т. е. он дополняет договор.
· Счет-фактура. Этот документ составляется для налоговых целей, поскольку на его основании покупатели принимают к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками (п. 1 ст. 169 НК РФ). Таким образом, счетом-фактурой при отсутствии других документов, характеризующих определенную сделку, невозможно будет подтвердить расходы по данной сделке (письма Минфина РФ от 25.06.2007 № 03-03-06/1/392, ФНС от 31.03.2006 № 02-3-08/31, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2006 № А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/06-С1).
Следует иметь в виду, что приведенные в перечне унифицированные формы первичных бухгалтерских документов не являются обязательными для применения, т. к. с 2013 года (после принятия закона № 402-ФЗ) бланки таких форм можно разрабатывать самостоятельно. Но в большинстве случаев они продолжают использоваться. Поэтому в 2018–2019 годах перечень унифицированных форм первичных бухгалтерских документов, содержащихся в постановлениях Госкомстата, продолжает оставаться актуальным.
Несмотря на то что обязательных для всех форм первичных документов в настоящее время не существует, законодателем установлены требования к содержанию таких документов. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в каждом первичном документе, приводится в п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Это, в частности:
· название документа;
· дата, когда такой документ был составлен;
· информация о составившем документ лице (наименование компании или ИП);
· суть факта хозяйственной жизни, который был оформлен данным документом;
· денежные, числовые характеристики, измерители произошедшего события (к примеру, в каком объеме, в каких единицах и на какую сумму товарная продукция была реализована покупателям);
· сведения об ответственных специалистах, которые оформляли свершившееся событие, а также подписи таких специалистов.
Как могут быть классифицированы первичные документы бухгалтерского учета?
Если первичный документ выпустила сама компания, то он может относиться либо к группе внутренних, либо к группе внешних. Документ, который составлен внутри фирмы и распространяет свое действие на компанию-составителя - это внутренний первичный документ. Если же документ был получен со стороны (или составлен фирмой и выдан на сторону), то это будет внешний первичный документ.
Внутренние документы фирмы подразделяются на следующие категории:
· Распорядительные первичные документы - такие, которыми фирма отдает распоряжение какой-либо своей структурной единице или сотруднику. К указанной категории относятся приказы компании, распоряжения и т. д.
· Исполнительные первичные документы. В них компания отражает факт того, что определенное хозяйственное событие свершилось.
· Документы бухгалтерского оформления. С их помощью компания систематизирует и обобщает сведения, содержащиеся в иных распорядительных и оправдательных документах.
После того как хозяйственное событие было оформлено первичным документом, далее требуется отразить произошедшее событие в учетных регистрах. Они, по сути, являются носителями упорядоченной информации, в них аккумулируются и распределяются признаки и показатели хозяйственных сделок.
По внешнему виду выделяют следующие регистры:
· книги;
· карточки;
· свободные листы.
Исходя из способа ведения регистра, выделяют следующие группы:
· Хронологические регистры. В них фиксируют произошедшие события последовательно - от первого по времени свершения к последнему.
· Систематические регистры. В них компания классифицирует свершившиеся сделки по экономическому содержанию (пример - кассовая книга).
· Комбинированные регистры.
По критерию содержания информации, отражаемой в регистрах, выделяются:
· синтетические регистры (к примеру, журнал-ордер);
· аналитические регистры (платежная ведомость);
· комбинированные регистры, в разрезе которых фирма осуществляет как синтетический, так и аналитический учет.
· Обязательных для всех форм и перечня первичных документов бухгалтерского учета в настоящее время не существует: любой хоз-субъект вправе самостоятельно определить для себя формы первичных документов, которые он будет применять в своей деятельности.
· Вместе с тем наиболее распространенными первичными документами бухгалтерского учета выступают имеющие аналоги среди унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом.
· После того как первичный документ оформлен, необходимо перенести информацию из него в учетный регистр.