Глава II. Выборы в Учредительное собрание




2.1. Подготовка к выборам и созыву Учредительного собрания

Временное правительство 13 (26) марта 1917 г. приняло решение о создании Особого совещания по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. В нем были представлены все политически организованные силы, стоявшие на платформе демократии: представители партий, Советов, общественных организаций, национальных районов. Преобладающее влияние имели кадеты, к ним примыкала беспартийная интеллигенция, разделявшая либеральные взгляды. Формирование этого органа затянулось. Он начал свою работу только 25 мая, а закончил в начале сентября 1917 г. Наконец, 14 июня, Временное правительство впервые обнародовало сроки: выборы - 17 сентября, созыв Учредительного собрания - 30 сентября 1917 г. Однако июльские события, затяжка работы Особого совещания над законом о выборах заставили Временное правительство пересмотреть намеченные даты. Было объявлено, что выборы состоятся 12 ноября, а Учредительное собрание будет созвано 28 ноября 1917 г.[3]

Одной из важнейших сторон всей подготовительной работы была перестройка системы органов местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Предстояло избрать около 400 тыс. гласных более 800 городских дум, 400 уездных земств, и 95 тыс. волостных земств. Создание новых городских самоуправлений на основаниях, определенных постановлением Временного правительства от 15 апреля, началось с выборов в районные думы Петрограда (27 мая - 4 июня). Предполагалось, что к середине июля выборы дум завершатся, если не повсеместно, то в подавляющем большинстве городов. Однако, по сведениям министерства внутренних дел, даже к концу июля выборы прошли только в 276 городах. Согласно заново составленному ориентировочному графику, появление большинства городских самоуправлений ожидалось к середине августа, но на деле и к концу августа до завершения выборов было далеко. Имелись сведения об избрании 402 дум из 800. Причины медлительности коренились в дезорганизации государственного аппарата, безответственности и безрукости многих непосредственных исполнителей, весьма пассивным отношением к муниципальным выборам большинства населения.

Еще большими затруднениями сопровождалось создание волостных земств. Положение о выборах в них Временное правительство утвердило только 21 мая. Первые выборы состоялись 30 июля, а уже к середине августа в Петроград пошли сведения о равнодушном и даже враждебном отношении к выборам со стороны крестьян. В итоге к началу сентября волостные выборы были закончены только в 9 губерниях из 43. А для создания уездных и особенно губернских земств в летние месяцы практически почти ничего не было сделано, что в известной мере объяснялось меньшей надобностью в этих самоуправлениях при составлении списков избирателей в Учредительное собрание. Летом 1917 г. началось создание органов, предназначенных для непосредственного заведования подготовкой и проведением выборов в Учредительное собрание. Большое значение в связи с этим имело появление Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии (Всевыборы). Ее состав (15 человек) был намечен и 31 июля предложен Особым совещанием Временному правительству. Уже на следующий день правительство утвердило предложенные кандидатуры, а 9 августа назначило председателя Всевыборы - кадета Н. Н. Авинова. Всего в составе этого органа оказалось 16 членов, представлявших 6 политических партий. Шестерка кадетов оказывала решающее влияние на ее позицию. Еще более благоприятным для кадетов был состав бюро Всевыборы: Н. Н. Авинов (председатель), Л. М. Брамсон, В. Д. Набоков (товарищи председателя), Б. Э. Нольде, Э. Э. Понтович и И. В. Яшунский (секретарь). Вскоре определился и фактический главный организатор работы Всевыборы - Набоков, ибо Авинов был неинициативен.

Между тем темпы создания новых органов местного самоуправления по-прежнему были значительно медленнее первоначальных наметок. 14 октября на съезде Союза городов отмечалось, что ко 2 октября из 800 городов переизбрали свои думы только 643. Создание волостных земств в основном завершилось к 10 октября. Но только в основном. В некоторых волостях, преимущественно на севере, выборы состоялись уже позже победы Октября. Что касается губернских и уездных земств, которым по Положению о выборах в Учредительное собрание отводилась главная роль в формировании окружных и уездных избирательных комиссий, то для создания этих земств осенью 1917 г. делались только первые шаги. Таким образом, темпы создания новых органов местного самоуправления ставили под угрозу срыва подготовку выборов в Учредительное собрание. К октябрю не оставалось никаких сомнений, что по разным причинам подготовка выборов по существу была сорвана в округах северных районов Сибири, на Камчатке, в ряде мест Средней Азии, на Кубани. Всевыбора уже получала просьбы о перенесении срока выборов в некоторых округах на январь 1918 г. Местные избирательные комиссии, стремясь обойти некоторые трудности, обращались во Всевыбору с просьбами разрешить отступления от предусмотренной Положением о выборах техники голосования. Временное правительство и Всевыбора, как правило, относились к ним отрицательно. Далекой от благополучия оставалась и материально-техническая подготовка выборов. Основные трудности по-прежнему были связаны с обеспечением избирательных комиссий бумагой для бюллетеней, конвертов, удостоверительных карточек и пр. В середине сентября забила тревогу Всевыбора. Она заявила о реальной угрозе «остановки механизма выборов», если к 12 - 15 октября на места не будет доставлена бумага для бюллетеней. Но, несмотря на принятые меры для экстренной перевозки бумаги, немалая часть ее так и не дошла по адресу в намеченные сроки.

Весьма болезненное внимание вызывал у Временного правительства и его органов вопрос об организации и положении исполнительной власти при Учредительном собрании. В предыдущие месяцы между представителями буржуазных и мелкобуржуазных партий здесь обозначались расхождения. Если кадеты стояли за строгое разделение исполнительной и законодательной власти, за наделение первой большими полномочиями, то эсеры и меньшевики склонялись к мысли о целесообразности превращения Учредительного собрания в Конвент. К конкретному обсуждению этих проблем Юридическое совещание приступило 14 сентября и тогда же признало необходимость составления «определенной, явной, вполне объективной справки» («Открытие Учредительного собрания и положение исполнительной власти при Учредительном собрании»). Эта справка была составлена весьма быстро и как раз в том духе, который устраивал большинство членов Юридического совещания.Подоспела «определенная, явная, вполне объективная» историческая справка, и в ней отстаивался принцип разделения властей. Авторы справки утверждали, что если Учредительное собрание не «самоограничится», если оно присвоит себе законодательные, административные и судебные функции, то «получится полная аналогия с абсолютной монархией». В связи с этим давалась рекомендация добиваться, чтобы Учредительное собрание вручило высшую исполнительную власть органу, избранному на определенный срок, а само ограничилось контролем над исполнительной властью на началах парламентского режима. Образцом, достойным подражания, провозглашалось политическое устройство по типу французской Третьей республики, где во главе исполнительной власти стоял президент. Большинство Юридического совещания приветствовало эти выводы и использовало их для обоснования составленного кадетскими правоведами проекта закона об организации временной исполнительной власти при Учредительном собрании.

Плоды работы Временного правительства и органов местного самоуправления, формально отвечавших за непосредственную подготовку выборов и созыва Учредительного собрания, наверняка были бы еще более скудными, если бы не вмешательство Советов. ЦИК Советов и его Отдел по подготовке выборов в Учредительное собрание одной из своих важнейших обязанностей считали организацию печатной пропаганды. Было выпущено еще несколько брошюр с разъяснением задач Учредительного собрания и техники выборов в него. Подобную разъяснительную работу вел и ряд местных Советов, причем предполагалось уделять все большее внимание работе среди крестьян. В сентябре - октябре ЦИК и некоторые местные Советы продолжали работу по подготовке инструкторов. На курсах при Отделе ЦИК Советов к началу октября состоялось еще два выпуска, среди которых были рабочие петроградских заводов. Отдел направлял своих лекторов на места, в том числе на фронт, где тоже организовывались краткосрочные курсы. В середине октября президиум Межрайонного совещания выдвинул перед районными Советами еще одну серьезную задачу, связанную с предстоявшим опубликованием партийных списков кандидатур в Учредительное собрание. «Ввиду полной неосведомленности населения с техникой составления кандидатских списков и возможных нареканий на навязывание ему этих кандидатов, - говорилось в циркуляре президиума, - необходимо вести разъяснение по технике составления кандидатских списков».

2.2. Выборы во Всероссийское Учредительное собрание

По Положению о выборах голосование должно было длиться 3 дня: с 9 до 21 часа в течение первых двух дней в городах и поселках (с 8 до 20 часов в волостях) и с 9 (в волостях с 8) до 14 часов в третий день. Первый день голосования назначался на 12 ноября. По «Положению о выборах во Всероссийское Учредительное собрание» правом участия в выборах наделялись граждане России обоего пола, достигшие 20-летия, без национального различия и вероисповедания, военнослужащие, не дезертировавшие с фронта. В выборах не принимали участия душевнобольные, глухонемые лица, осужденные по тяжелым преступлениям, дезертиры. Лишены права выбора и быть избранными члены царствовавшего в России дома Романовых. Ввиду того, что на Ставрополье в результате войны и революции было сосредоточено большое количество эвакуированных и беженцев, появилась необходимость решения их участия в выборах. Оно было найдено в составлении дополнительных списков. А инвалиды могли сделать свой выбор через своих доверенных лиц.

По сведениям, которыми располагала Всевыбора к 15 ноября, выборы начались вовремя в 46 округах (из 81), в том числе в 28 гражданских округах европейской части страны и в 5 военных округах (на Кавказском, Румынском и Юго-Западном фронтах, в Балтийском и Черноморском флотских округах). Однако и здесь с выполнением сроков не все обстояло благополучно. Кое-где к голосованию приступили несвоевременно не только на отдельных участках, но даже в целых волостях и уездах. В связи с этим завершение голосования в некоторых округах откладывалось на 1 - 2 и больше недель. Так было в Архангельской, Вологодской, Калужской, Курской и других губерниях. На Кавказском фронте выборы, начавшиеся 1 ноября, завершились лишь 24 ноября.

12 ноября в Петрограде к избирательным урнам явилось не менее 30% всех избирателей, причем наибольшую активность проявили рабочие и солдаты. Например, в Выборгском районе 12 ноября проголосовало 45% избирателей. В понедельник на многих избирательных участках стало свободнее, но в центральных районах было заметно, что интеллигенция, чиновничество, буржуа стараются преодолеть «отставание». Последняя большая волна желающих исполнить гражданский долг повсеместно прокатилась утром 14 ноября. А всего в Петрограде проголосовало около 945 тыс. человек, что составило несколько более 70% общего числа избирателей. 19 ноября в Москве на разных участках (всего их было 254) проголосовало 40—50% избирателей. Но в последующие два дня темп значительно замедлился. Всего же в Москве проголосовало около 770 тыс. избирателей из 1110 тыс., т. е. несколько менее 70%[4].

Всего было зарегистрировано 90 млн. избирателей. Большевистский СНК стремился подчинить себе Всероссийский комитет по выборам (Всевыборы), оказывал давление на него, постоянно требовал информацию. Однако Комитет по выборам был создан Временным правительством и считал себя подотчетным только ему. По приказу СНК 23 ноября члены Комитета по выборам - кадеты и правые эсеры - были арестованы (через несколько дней их освободили), а большевик М. С. Урицкий былназначен комиссаром Всевыборов. ВЦИК принял декрет о праве избирателей отзывать не оправдавших доверия депутатов. На некоторых армейских и крестьянских съездах были приняты резолюции об отзыве лидера кадетов П. Н. Милюкова; видных деятелей эсеровской партии Е. К. Брешко-Брешковской, Н. Д. Авксентьеваи некоторых других.

Несмотря на все усилия, выборы прошли не в пользу большевиков. Было избрано 706 членов Учредительного собрания. Большевики получили 175 мест, левые эсеры - 40, эсеры - 370, меньшевики -15, народные социалисты - 2, кадеты -17, национальные группы - 86, беспартийные - 1 место. Таким образом, большевики вместе с левыми эсерами имели 215 мест и не могли самостоятельно провести на Учредительном собрании ни одного решения. Это и определило судьбу долгожданного всенародно избранного органа.

Под лозунгом Учредительного собрания 28 ноября, в день его созыва, в Петрограде прошла организованная демонстрация кадетов и правых эсеров. Цель, преследуемая ими, свержение СНК и объявления Учредительное собрание – верховной властью в стране – единственным хозяином земли Русской. Демонстранты заняли Таврический дворец, предназначенный для созыва Учредительного собрания. После чего группа депутатов открыла «частное совещание» Учредительного собрания. «Временным» председателем был избран В. М. Чернов. Этот акт был правомерен, так как созыв Собрания был назначен именно на этот день - 28 ноября. Однако не все члены добрались до столицы.

Из воспоминаний «временного» председателя следует, что эсеры доказали то, что большевики более не могут считать себя в Петрограде полными хозяевами. Однако в это время, конечно, и заключается крупная тактическая ошибка. Эта ошибка состояла в том, что большевики имели за собой армейские силы - физические, а эсеры и кадеты не могли ничего им противопоставить, так как сила духа не всегда может выстоять против силы оружия.

Большевики не заставили себя долго ждать. В этот же день, 28 ноября, издается декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, объявивший кадетов партией врагов народа и по существу ставивших их вне закона, вне Учредительного собрания. Были арестованы кадетские депутаты Ф. Ф. Кокошин, А. Шингарев, П. Долгоруков, немного позднее учредиловцы из числа правых эсеров Н. А. Авксентьев, А. Аргунов, В. Филипповский. Депутатская неприкосновенность таяла на глазах как фикция. В определении своих действий большевики не стеснялись заявлять, что признают депутатов лишь с того момента, когда его подтвердит Учредительное собрание. Тем не менее, выступление эсеровских и кадетских депутатов не означало свержения власти большевиков или же уничтожение Учредительного собрания. Эту демонстрацию нужно рассчитывать как законное подтверждение декрета СНК о созыве Учредительного собрания 28 ноября.

Однако ко дню открытия Учредительного собрания вместо ожидаемых 500- 600 депутатов были избраны лишь 173, приехать в Петроград смогли лишь 100 человек. Совнарком воспользовался ситуацией, чтобы перехватить инициативу: своим декретом от 26 ноября он установил, что открытие Учредительного собрания может только уполномоченный СНК при наличии 400 депутатов.

В начале декабря умеренные большевики и Каменев, веря, что они выражают мнения большинства партийцев в масштабе страны, предприняли последнее усилие, устанавливали временный контроль над бюро большевистской фракции в Учредительном собрании. Под их руководством бюро одобрило независимую программу действий, направленную на признание Собрание высшей политической властью. Под руководством В. И. Ленина ЦК большевиков быстро подавил этот внутрипартийный «бунт».

Итак, выборы в Учредительное собрание состоялись. Победу по их итогам одержали эсеры, и это не устраивало большевиков. Они предприняли все попытки для того, что бы отсрочить данный представительный орган. Однако открытие его состоялось 5 января 1918 года.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: