Тема недели: Дом и его части.




Тема недели: Дом и его части.

Обогащение словаря

Существительные: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш.

Прилагательные: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный.

Глаголы:: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Дети должны:

— ориентироваться в доме;

— знать и называть расположение основных его частей;

— уметь сказать, кто на каком этаже живет;

— знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень трудно, долго;

— знать, какие бывают дома;

- знать свой домашний адрес.

 

Тема недели: Дом и его части.

1. Игра «Дома бывают» (поиск соответствующего понятия) Для людей — жилой дом, для машин — гараж, для собак — конура, будка, для коней — конюшня, для свиней — свинарник, для коров — коровник, для птиц — скворечник, гнездо, для кур — курятник и т.д. 2. Игра «Скажи наоборот» (поиск антонимов) Высокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный, громкий — тихий, широкий — узкий, толстый — тонкий, красивый — страшный, большой — маленький, новый — старый, белый — черный.  
3. Игра «Опиши свой дом» (построение монолога) Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.
4. Игра «Сколько раз можно пропеть слово?» (работа над структурой слова) а) односложные слова: дом, пол — 1 раз; б) двусложные слова: рама, порог, замок, панель, этаж — 2 раза; в) трехсложные слова: коридор, комната, потолок, форточка, лестница, перила, антенна, ступеньки — 3 раза; г) поиск слов со стечением согласных: дверь, стена, подъезд, балкон, бревно, окно, лифт, звонок, крыша, труба, подвал, чердак. 5. Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Мы считаем» Одна комната — две комнаты — пять комнат, одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат, один дом — два дома — пять домов, один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов, одно окно — два окна — пять окон и т.д.
6. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Пол — полы — много полов, рама — рамы — много рам, комната — комнаты — много комнат, стена — стены — стен, этаж — этажи — много этажей (многоэтажный), подъезд — подъезды — много подъездов, балкон — балконы — балконов, бревно — бревна — бревен, окно — окна — много окон, форточка — форточки — форточек, лестница — лестницы — много лестниц, дверь — двери — дверей, звонок — звонки — звонков, крыша — крыши — много крыш, труба — трубы — много труб, антенна — антенны — много антенн, подвал — подвалы — подвалов, замок — замки — замков. 7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Окно — окошко, окошечко, рама — рамка, рамочка, комната — комнатка, комнатушка, стена — стенка, стеночка, дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек.
8. «Если в доме два этажа» (образование относительных прилагательных) Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный. Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный. Два этажа — дом... (двухэтажный). Три этажа — дом... (трехэтажный). Пять этажей — дом... (пятиэтажный). Десять этажей — дом... (десятиэтажный). 9. Игра «Мой. Моя. Моё. Мои. (согласование существительных с личными местоимениями) Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна; мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.
10. Игра «Назови, какой?» (образование относительных прилагательных) Дом из соломы — соломенный,... из кирпича — кирпичный,... камня — каменный,... дерева — деревянный.
Строители Пусть не сердятся родители, Что измажутся строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит! И неважно, что пока Этот домик из песка. Б. Заходер   Новый дом На большущей высоте, Выше крыши, на шесте, Я построил новый дом С круглой дверцей и крыльцом. Домик мой хотя и мал, Но недолго пустовал: Поселились в нем жильцы — Голосистые скворцы. Г. Ладонщиков  
Маленькие строители Решили как-то дети построить куклам дом. Над речкой серебристой, на берегу крутом. Фундамент заложили из камушков с реки, Утрамбовали землю ребячьи каблуки. С песком и кирпичами возился весь наш двор. Просеивали известь, готовили раствор. Потом рубанком доски строгали целый день. Сложили крепко стены, сплели густой плетень. Покрыли черепицей — и встал для кукол дом Над серебристой речкой, на берегу крутом. К. Гогиашвили
загадки
Я большой, я очень важный. Застеклили вы меня Почему? Многоэтажный. К осени совсем не зря. Есть во мне и лифт, и газ. Можно воздухом дышать Приглашаю в гости вас. И совсем не замерзать. (дом) (балкон)
На стене, на видном месте, Каменная дорога Собирает вести вместе. Вверх ведет отлого, А потом его жильцы Что ни шаг – то овраг. Полетят во все концы. (почтовый ящик) (лестница)
Без шофера, без колес, Картина волшебная есть у меня. А домой меня привез. Прожить без нее не могу я и дня. Прокатил меня почти Три месяца вижу я осень на ней, До дверей квартиры. И падают желтые листья с ветвей. Управляли им в пути Три месяца снег наметает зима Сами пассажиры. В сугробы высокие, как терема. (лифт) Три месяца вижу весенние дни - Цветы и деревья везде расцвели. Она стоит на крыше Три месяца вижу я лето. И выпускает дым, Узнали, ребята, картину вы эту? Она тихонько дышит – (окно) Чтоб видеть, что за ним. (труба) Два братца друг на друга глядят, А вместе не сойдутся. У меня знакомых – тьма, (пол и потолок) Не могу их счесть сама, Потому что, кто пройдет, Растянулась, как гармошка, Тот и руку мне пожмет. Чудо-печка под окошком. Людям рада я, поверь, (батарея) Я – приветливая…(дверь)
Всей семьею вечерком Взрослые здесь не живут, В этой комнате рядком Только детям место тут. На диване мы сидим, Вот игрушки, вот кровать, В телевизор все глядим. Где ребятки будут спать. Книжки разные читаем, (детская) Часто спорим, рассуждаем. (гостиная)   В ней кровать есть и комод, В этой комнате живет Спят в ней люди круглый год. Всех мочалок командир. Ждут их мягкие подушки, Самый чистый, самый свежий Чтоб подставить свои ушки. Всем нам нужный Мойдодыр. (спальня) (ванная комната)   В этой комнате всегда В этой комнате нельзя Чем-то вкусным пахнет. Бегать, прыгать и скакать. Тут нам подадут обед, Здесь светло и очень тихо, Ну, а утром – завтрак. Но нельзя в ней ночью спать. (кухня) Есть здесь стол, компьютер, полки, Маленькая комнатка Много книг, бумага в стопке. С разными вещами. Папу здесь не отвлекай! Без окон. Лучше в детской ты играй. Лишь лампочка (кабинет) Слабо освещает. (кладовая) Она меня впускает в дом и выпускает вон. В ночное время – под замком она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор не просится гулять. На миг заглянет в коридор – и в комнату опять. (дверь)
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: