«Знакомство с вуалехвостом»
(средняя группа)
Цель: развитие познавательного интереса к подводной фауне, формирование представлений о подводном животном мире
Программное содержание:
Образовательные задачи:
¾ Формировать у детей представление об особенностях строения рыб.
¾ Формировать представления о кормлении и уходе за аквариумными рыбками.
¾ Закрепление навыков лепки овальной формы, использования приёма защипывания.
Развивающие задачи:
¾ Развивать речевую активность: расширять активный и пассивный словарь детей, продолжить учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.
¾ Развивать познавательную активность, воображение детей.
Воспитательные задачи:
¾ Вызвать у детей желание ухаживать за декоративными рыбками
Предварительная работа:
¾ рассматривание книги А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" с обобщающей беседой.
¾ наблюдение за рыбками в аквариуме.
¾ заучивание стихотворения И. Токмаковой "Где спит рыбка?"
Материал и оборудование: мяч, письмо, елка, стрелки-цифры, теремок, мышка, палки- узкая дорожка, коробка с банкой и рыбкой, лоскуты ткани, бассейн, полотенца – 2 шт., сухой корм, маленькие аквариумы с рыбками, большой аквариум, музыка.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я пришла с вами поиграть, вы хотите со мной поиграть?
Дети: Хотим поиграть.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Познакомимся», я буду каждому из вас бросать мяч, а вы мне будете называть свое имя и бросать мяч обратно.
Игра «Познакомились»
Воспитатель: Ребята по дороге к вам мне передали письмо, вам интересно от кого это письмо?
Дети: Да интересно.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, ой ребята это от Хрюши, он пишет, что приготовил для нас банку с водой, а в ней красивая рыбка и спрятал её в группе. Вы хотите её найти?
Дети: Да хотим найти банку с рыбкой.
Воспитатель: Но для того, чтобы найти банку с рыбкой, Хрюша приготовил для нас вот такую карту, мы с вами по этой карте пойдем и банку найдем. Вы готовы со мной искать?
Дети: Да готовы.
Воспитатель: Ну, тогда в путь. Для начала вы должны угадать загадку:
Зимой и летом
Одним цветом
Дети: Елочка.
Воспитатель: Правильно елочка, посмотрите, где у нас в группе елочка, вот она, красивая, пушистая, ой ребята посмотрите, от елочки ведут стрелочки, такие же, как на Хрюшеной карте, он пишет, что их нужно посчитать, давайте все вместе посчитаем.
Дети: (вместе с воспитателем считают) один, два, три…
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы пришли, что это?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Действительно теремок
Стоит в поле теремок- теремок
Он не низок не высок - не высок
Мы сейчас в теремок постучим
И узнаем, кто в нем живет (стучат)
Кто- кто в теремочке живет
Кто- кто в невысоком живет
(выносит мышку) кто это?
Дети: Мышка- норушка.
Воспитатель: Действительно мышка, ой она мне хочет что-то сказать (шепчет мышка), она мне говорит, что у нее в гостях был Хрюша с большой коробкой и он пошел вон по той узенькой дорожке, значит и нам нужно туда идти. Давайте ребята поблагодарим мышку и попрощаемся с ней.
Дети: Спасибо мышка-норушка, досвидания.
Воспитатель: Ребята посмотрите, дорожка очень узенькая, нужно осторожно по ней идти, ножка к ножке, шагаем по узенькой дорожке (дети проходят по дорожке и подходят к коробке с банкой).
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, вот она наша коробка, давайте ее откроем и посмотрим, там ли банка, которую приготовил для нас Хрюша! (открывают коробку, достают банку).
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая красивая рыбка, но Хрюша пишет, что забыл как рыбка называется. Вы хотите помочь Хрюше узнать, как называется рыбка, для этого нам самим нужно познакомиться с этой рыбкой, вы хотите ребята?
Дети: Да хотим познакомиться.
Воспитатель: Ребята, а названия каких рыб вы знаете?
Дети: (говорят названия рыб).
Воспитатель: Молодцы вы много рыб знаете, ребята, а как вы думаете себя рыбка чувствует.
Дети: Хорошо, она в воде, вода чистая, много места.
Воспитатель: А что рыбка делает в воде?
Дети: Она плавает.
Воспитатель: Правильно плавает, теперь давайте посмотрим, что помогает рыбке плавать?
Дети: (обследуют рыбку) Плавники, хвост.
Воспитатель: А где находятся у рыбки плавники, как вы узнали?
Дети: На спине, с боков, на брюшке.
Воспитатель: А теперь давайте внимательно посмотрим, сколько плавников у рыбки.
Дети: (рассматривают со всех сторон, с боков, сверху,-1 сверху, по 2 с боков, хвост).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой из плавников у рыбки самый красивый.
Дети: Хвост красивый.
Воспитатель: Конечно хвост - он называется хвостовой плавник, посмотрите, а на что он похож.
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А вот я покажу вам лоскуток ткани, посмотрите какая она красивая, легкая, прозрачная, струится, летает, она называется – вуаль. Давайте все вместе скажем как называется эта ткань.
Дети: (хором) Вуаль.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас догадался, что у рыбки похоже на эту ткань.
Дети: Плавники и хвост.
Воспитатель: Правильно, у нашей рыбки плавники и хвост как вуаль. Прекрасные плавники дали название рыбки- вуалехвост. Красивое название у рыбки, давайте все вместе повторим, как называется рыбка.
Дети: (хором) Вуалехвост.
Воспитатель: Название красивое и рыбка красивая, вы хотите превратиться в маленьких красивых рыбок, вот вам хвостики плавники и мы превращаемся.
Под музыку: Рыбки плавали, плескались
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке
Ребята, как вас теперь зовут?
Дети (отвечает каждый ребенок): Вуалехвост.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что эти красивые плавники, помогают рыбке плавать, давайте понаблюдаем, как рыбка плавает. Она плавает медленно, в разные стороны. А вы хотите попробовать, как плавает рыбка. У нас естьмаленький бассейн, и мы сейчас как маленькие рыбки ручками попробуем плавать. Давайте сначала сложим ручку в кулачок и попробуем плавать как рыбка, медленно. Удобно вам плавать? Не очень правда?
Дети: Не удобно.
Воспитатель: А теперь давайте поплаваем ладошкой вперед, тоже не очень удобно, не похоже на то как плавает наша рыбка.
Дети: Нет не похоже.
Воспитатель: Тогда давайте сложим ладошки лодочкой и попробуем поплавать, ребята как вы думаете, похожи мы на рыбок.
Дети: Да похожи.
Воспитатель: Посмотрите на, что похожи наши ладошки?
Дети:: На тело рыбки.
Воспитатель: Правильно, на тело рыбки, а какое у рыбки тело.
Дети: У рыбки тело овальное и продолговатое.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте еще внимательно посмотрим, чем покрыто тело рыбки?
Дети: Чешуей (если затрудняется говорит воспитатель).
Воспитатель: Очень хорошо, а какая у рыбки чешуя?
Дети: Маленькая, красивая, оранжевая.
Воспитатель: Умницы! Ребята, посмотрите наша рыбка заскучала, она, наверное, проголодалась, а вы знаете, что любит есть рыбка.
Дети: Сухой корм.
Воспитатель: Правильно, еще она ест мелкие крошки хлеба, кашу. А сейчас мы будем кормить рыбку сухим кормом, как вы думаете, почему он такой мелкий.
Дети: Потому что у рыбки маленький ротик.
Воспитатель: Правильно, давайте покормим и понаблюдаем за рыбкой, а как она узнала, где корм.
Дети: У рыбки есть глазка.
Воспитатель: Конечно, рыбка глазами видит корм, подплывает к нему и хватает ртом. Ну вот наша рыбка поела, но вам не кажется, что она все равно не веселая, вы не знаете почему?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Тогда я вам подскажу, это потому что ей скучно в банке одной, давайте мы с вами для нее подружек найдем. Поможете мне?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Подружки для нашей рыбки должны быть похожи на нашу рыбку. Давайте вспомним, как называется наша рыбка.
Дети: Вуалехвост.
Воспитатель: Правильно вуалехвост, с большим красивым хвостом и плавниками. Посмотрите, какие у вас красивые аквариумы, в них много разных рыбок, но мы должны найти такую же рыбку и посадить в большой аквариум. Соберем много подружек для нашей рыбки, и ей будет весело.
3. Разработать цикл наблюдений за рыбками в аквариуме для старшеговозраста(на неделю)
Цикл наблюдения за золотой рыбкой | ||
Наблюдение № п/п | Тема наблюдения | Цель |
1. | Кто живет в аквариуме? | Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней. |
2. | В каких условиях живет рыбка? | Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды, вода комнатной температуры (не холодная и не горячая, чистая (прозрачная, в такой воде есть воздух – рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет. |
3. | Что и как ест рыбка? | Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть. |
4. | Что есть у рыбки? | Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца – голова, с другого – хвост, сверху туловища спина, снизу – брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко оранжевого цвета с золотистым отливом. |
5. | Рыбка живая – о ней надо заботиться. | Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум, она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху. |
6. | Как рыбка плавает? | Учить наблюдать за поведением рыбки – способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству – вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием, быстро поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать. |
7. | Как рыбка отдыхает? | Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью – когда нет яркого света, стоя на месте в толще воды – возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. |
4. Разработать цикл наблюдений за ростом и развитием растений (посадкалука,веточка вводеи т.п.) на месяц.