Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».




НОД по развитие речи в подготовительной группе.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
  • Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов,различать гласные и согласные;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Упражнять в определении места звука в словах, в определении

количества слогов в слове;

  • Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
  • Развивающие:
  • Развивать связную речь;
  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках.

Наглядные: картинки, слайды с заданиями;

Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Кто внимательный», «Назови первый звук в слове» и.т.д

Материал (оборудование):

Демонстрационный: картинки, мяч

Раздаточный: карточки с картинками, фишки, лепестки ромашки.

Ход занятия.

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас. Ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

- Какой сегодня день недели (среда). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.

- Ребята, давайте вспомним из чего состоят предложения, слова, слоги? (из слов, слогов, звуков).

- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).

- Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет).

- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто).

- Чем отличаются звуки от букв?

-Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем.

-Хорошо, присаживайтесь за столы, мы с вами немного поиграем.

Игра «Кто внимательный».

Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным).

- Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.

-Молодцы, следующая игра.

Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки).

(Слова: ж ук, с ок, л ев, в аза, о блако, м аска, з ебра, х леб, а пельсин и т.д.)

-Хорошо, следующим заданием будет

Звуковой анализ.

Слово сани - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

- Сколько всего звуков в слове сани? (четыре).

- Какой первый звук? (С). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

- Второй звук? («А»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

- Третий звук в слове сани? (звук «НЬ» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове сани, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).

- Что мы можем сказать про слово сани, глядя на схему (в слове сани два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (са), второй слог (ни).

- Послушайте, я произнесу слово саааани, а теперь саниии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).

В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т. е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный – и гласный в этом слове ударный.

- Так какой же слог ударный в слове сани? (са).

- А какой гласный ударный? («а»).

- Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.

- Какой безударный звук в слове сани? («и»).

-Составьте предложение со словом сани.

- А теперь самостоятельно составьте схему слова коза.

-Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем, я буду называть предмет, а вы – из чего он сделан.

Вставайте в круг.

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)

Стул из дерева – деревянный,

Шапка из меха – меховая.

Компот из вишни – вишневый,

Суп из капусты – капустный,

Мяч из резины – резиновый,

Стакан из стекла – стеклянный,

Конструктор из пластмассы – пластмассовый,

Самолетик из бумаги – бумажный,

Дровосек из железа – железный,

Салат из огурца – огуречный,

Мороженое из молока – молочное,

Варенье из яблока – яблочное,

Сок из тыквы – тыквенный.

Дом из кирпича – кирпичный,

Носки из шерсти – шерстяные,

Флаг России – российский,

Конфета из шоколада – шоколадная.

-Отдохнули, продолжаем работать, я буду показывать картинки, а вы называть одним словом, то что на них изображено.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: