Примеры тестовых заданий по теме




ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫИНФОРМАЦИОННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫМИРА»

 

Введение. Понятие «информационная научная картина мира»

 

Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования - его индивидуальная картина мира (ИКМ). Упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировавшаяся в общественном коллективном сознании - их общественная или, уже, групповая КМ.

Научная картина мира (НКМ) это особая форма систематизирования знаний, преимущественно качественное их обобщение, мировоззренческий синтез различных научных теорий. Существенными признаками НКМ являются: 1) форма знания, доказанного опытом человечества; 2) обобщение разных взглядов на одно и то же; 3) системность и обобщенность знания.

Научные КМ различают по ряду признаков. Например, по тому, к каким мировым системам относиться знание, выделяют естественно-научную КМ (ЕНКМ). В ней систематизируются и обобщаются знания о природе. Кроме природы - живой и неживой - к мировым системам принято относить человека, общество и технику (созданное человеком). По науке, которая дает свой вклад знаний в научную картину мира, выделяют КМ: физическую, географическую, лингвистическую, и др. Одну и ту же мировую систему изучают разные науки. Так в естественнонаучную КМ дают вклад физика, химия, астрономия, биология, и др. науки группы «естествознания». Научную КМ, которую можно представить на основе знаний информатики, следует назвать информатической КМ.

ЕНКМ в традиционной её трактовке представляет вещественно-энергетический аспект устройства мира. Но существуют системы (живой организм, человек, общество), функционирование и развитие которых не может быть объяснено только с позиции вещественно-энергетических представлений. Такие системы называют целесообразно существующими. Понимание особенностей систем, имеющих цель, дает их изучение в информационном аспекте: с позиции уяснения роли информационных взаимодействий и информации вообще. В настоящее время информационный аспект картины мира формируется, наряду с имеющей кибернетические корни многогранной информатикой (фундаментальной, социальной, биологической, технической), рядом смежных наук: семиотикой, нейрокогнитивной наукой, философией, синергетикой и др.

Перечень этих наук выходит за границы естественных наук, что свидетельствует о наличии информационного аспекта существования практически во всех мировых системах. Систематизированное научное знание об информационном компоненте реальности называют информационной научной картиной мира (ИНКМ). ИНКМ дополняет вещественно-энергетическую часть ЕНКМ до целостного представления о природе на данном этапе развития науки. При этом ИНКМ выходит за традиционные рамки ЕНКМ (природа), т.к. включает знания об информационном аспекте существования обществаи психических процессов человека (Рис. 1).

Рис.1. Соотношение понятий о научной картине мира

Следует различать понятия «информационная научная картина мира» и «информационная картина мира». Понятие «информационная картина мира » сформировалось в средствах массовой информации как представление индивида об окружающем мире на основе информации, полученной им об этом мире, в частности из СМИ. Общим с понятием ИНКМ здесь является то, что и «информационная научная КМ» как знание об информационном компоненте реальности и «информационная КМ» в трактовке журналистов могут быть названы информационными моделями мира. Информационная модель - информация об объекте действительности, раскрывающая отдельные его стороны, интересные создателю модели, представленная в определенной форме, предназначенная для использования в жизни и деятельности людей. Любая картина мира, научная, сформированная совокупным опытом человечества, или индивидуальная, полученная на основе жизненного опыта отдельным человеком, или просто нарисованная маслом на холсте, есть информационная модель мира соответствующего охвата, глубины анализа и формы отображения объекта.

Примеры тестовых заданий по теме

Вопрос №1. Укажите признаки, которые являются существенными для понятия «научная картина мира»:

1) Форма обыденного знания

2) Форма знания, доказанного опытом человечества

3) Обобщение разных взглядов на одно и то же

4) Знания включают субъективно избранные взгляды на одно и то же

5) Знания включают наиболее занимательные факты

6) Знания систематизированы и обобщены

Вопрос №2. Информационная научная картина мира – это:
1) научное знание об информационном компоненте реальности;
2) систематизированное знание ученого об информационном компоненте реальности;
3) информационный компонент реальности научного знания;
4) систематизированное научное знание об информационном компоненте реальности;

Вопрос №4. Представление об окружающем мире, полученное человеком на основе его опыта жизнедеятельности и образования это:

1) групповая картина мира;

2) индивидуальная картина мира;

3) естественнонаучная картина мира;

4) научная картина мира;

5) общественная картина мира;

Вопрос №7. Как соотносятся вещественно-энергетическая научная картина мира (ВЭКМ), как часть ЕНКМ и информационная научная картина мира?

1) 2)

 

 

3) 4)

 

Вопрос №9. Какие из картин мира могут быть названы информационными моделями мира?

1) Научная картина мира;

2) Естественнонаучная картина мира;

3) Информационная научная картина мира;

4) Индивидуальная картина мира;

Вопрос №9. Расставьте понятия, связанные с отражением мира по мере убывания их общности (от самого общего к самому конкретному): научная картина мира, информационная научная картина мира, информатическая картина мира, картина мира.

Тема 1. Базовые понятия (антропоцентрический подход): сообщение, информация, носитель, код, кодирование, система кодирования и её компоненты, информационный объект

При антропоцентрическом подходе к осмыслению информационных взаимодействий получение информации связывают с получением сообщения. Информация понимается как смысл сообщения, его содержание.

Содержание любого объекта диалектически связано с формой его существования в этом объекте. Так объект «ведро воды» имеет содержание «вода», форма которой «ведро». Ведро изготовлено, например, из пластмассы, которой придали форму (привели в требуемое состояние), например, усеченного конуса, закрытого с узкого конца, путем штамповки.

Форма существования информации тоже определена природой её материального носителя (например, бумаги) и его состоянием. Требуемое состояние носитель приобретает в результате вещественно-энергетического воздействия, согласующегося с его природой (для бумаги это изменение цвета некоторых областей путем нанесения красителя), характер осуществления которого определен некоторой системой кодирования, использованной тем, кто фиксировал информацию на носителе (например, писал на русском языке). Форма носителя, в которой воплощена информация согласно избранной системе кодирования, называется кодом. Придание носителю определенной формы в соответствии с некоторой системой кодирования информации называется кодированием информации. Код - результат кодирования.

Таким образом, информация как содержание сообщения не может существовать вне какой-либо формы, она воплощена в форме, которую приобрел материальный носитель в результате кодирования. Носитель информации – это материальная субстанция, способная изменять состояние в результате внешнего воздействия и сохранять приобретенное состояние некоторое время до следующего взаимодействия со средой. Поскольку информация не бывает незакодированной (не существует вне какого-либо кода), процедура кодирования - это, по сути, преобразование формы существования информации из одного кода в другой, т.е. перекодирование, за исключением ситуации возникновения новой информации в результате обработки уже имеющейся.

Систему кодирования образуют (компонентами системы кодирования являются): алфавит кодирования, комбинаторика кода и правила перекодирования. Алфавит кодирования это совокупность различающихся между собой условных знаков. Знак можно рассматривать как самое маленькое сообщение, которое можно создать в этой системе кодирования. Определяют знак как материальный, чувственно воспринимаемый объект (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве заместителя другого объекта, свойства или отношения, и используемый для фиксирования информации о замещаемом объекте. Можно также сказать, что знак это материальный посредник, служащий обмену информацией между двумя системами. Каждый знак имеет: свое материальное проявление - обозначение (форму); значение (назначение) - соотнесение с замещаемым объектом; смысл (содержание) - информацию о замещаемом объекте. Так первая буква русского алфавита имеет обозначение «А», значение - гласный звук, смысл - то, как это звучит, как артикулируется.

Комбинаторикой кода называют правила группирования в пространстве и/или во времени элементов алфавита для формирования более сложных сообщений. Например, русская грамматика. Правила перекодирования - система связей между комбинациями знаков (кодовыми комбинациями, кодами) этой системы кодирования и какой-либо другой. Правил перекодирования может быть несколько. Например, письменный текст на русском языке можно представить на очень многих языках и не только естественных.

Также как информация не тождественна сообщению, её следует отличать от информационного объекта. Информационным объектом называют логически связанный цельный блок информации, рассматриваемый в единстве с формой представления этой информации. Существенными признаками понятия «информационный объект», помимо того, что он содержит информацию, значит связан с объектом (1), который она о тражает (2), являются: (3) целостность описания, взаимосвязанность всех частей между собой, отнесенность к одному и тому же объекту; (4) фиксированность и стабильность формы существования этой информации - носителя и способа кодирования. Информационный объект всегда имеет искусственную природу. Он создается кем-то специально для кого-то, кто способен считать и понять зафиксированую в информационном объекте информацию о некотором другом объекте.

Одна и та же информация может быть воплощена в разных информационных объектах. Сообщение, в котором информация имеет конкретную форму представления, есть информационный объект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: