Семиотика поражений центральной нервной системы




Лекция №2 Тема: «Методика обследования центральной нервной системы»

Содержание учебного материала:

Симптоматика поражения нервной системы ребенка.Изучение причин, механизмов развития заболеваний. Показатели нервно-психического развития детей. Семиотика расстройства речи (алалия, дисартрия, ринолалия, заикание и др.). Системы нарушения чувствительности (гиперстезия, парестезия, аналгезия и др.)

Основная функція ЦНС и ВНС - объединение и регуляция всех функций организма, его органов, тканей, клеток.

Оценка состояния нервной системы проводится на основе сбора анамнеза, обзора, исследование двигательных функций, исследование функций чувствительных анализаторов, исследование вегетативной нервной системы, исследование языка.

Методика обследования ЦНС.

Расспрос матери необходимо начать с акушерской анамнеза (патология беременности, заболевания, профессиональные вредности и вредные привычки), характера родов (стремительные, асфиксия, внутричерепная родовая травма).

При осмотре оцениваются поведение и реакция ребенка на окружающее (возбуждение, сонливость, страх, эйфория, безразличие и др.), настроение, выражение; лица, координация движений состояние мышечного тонуса, оценка координации движения, проводятся координационные пробы - коленно-пяточная, пальценосовая и др.

У всех детей необходимо исследовать рефлексы. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, неравномерны, имеют широкую зону; выявляется рефлекс Бабинского После 2 лет эти симптомы являются признаком повреждения пирамидных путей. Понижение сухожильных рефлексов наблюдается при полиневритах (дифтерия), поражения спинного мозга и его корешков (полиомиелит), мышечных атрофиях различной этиологии,

Кожные рефлексы у детей обычно снижены. Снижение или отсутствие этих рефлексов типично для поражения пирамидных путей.

У всех детей необходимо исследовать менингеальные симптомы - ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, и Брудзинского. Положительные симптомы говорят о менингите.

Во всех случаях подозрения на менингит необходимо исследование спинномозговой жидкости.

Из других симптомов поражения нервной системы можно выделить парезы и параличи. Центральные и перефирические. Примером периферические параличей может служить паралич лицевого нерва и травматический плексит у новорожденных, вялые параличи при полиомиелите, дифтерии. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, дряблостью мышц, снижением или отсутствием сухожильных или кожных рефлексов.

Центральные параличи возникают при поражении центрального отрезка двигательного неврона или пирамидного ПУТИ. Эти параличи наблюдаются при гипоксической и травматической энцефалопатии, энцефалитах, туберкулезном менингоэнцефалите.

При обследовании детей с поражением центральной нервной системы, кроме исследования спинномозговой жидкости, может быть произведена рентгенография черепа, а также в отдельных случаях пневмоэнцефалография, компьютерная томография, УЗИ, венгрикуло- и ангиография.

Большое значение имеет исследование глазного дна, выявляющее признаки повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, объемных процессах в мозге.

Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: