Практическое занятие № 6-7




(4 часа)

категория залога

III. Теоретическая часть:

1. Значение категории залога. Связь с лексико-грамматическими разрядами «переходность - непереходность», «возвратность - невозвратность».

2. Понятие о трехзалоговой системе.

3. Понятие о двухзалоговой системе.

4. Алгоритмы определения залога по трехзалоговой и двухзалоговой системам.

 

IV. Практическая часть:

V. Сделайте конспект раб. В.В. Виноградова. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.: Высшая школа, 1986. – С. 524 – 528. § 81.

задание 1. Определите, имеют ли данные глаголы действительного залога соотносительные формы страдательного залога. Укажите однозалоговые глаголы

Строить, болеть, думать, провожать, проектировать, открывать, ласкать, радовать, работать, галдеть, просить, перекраивать, прыгнуть, седеть, веселить, защищать, обогревать, объединять, остаться, одевать, выполнять. Спать, давать, переписывать, накрапывать, озарять, занимать, указывать, замечать.

задание 2. Определите залог глаголов, установите оттенки значения средневозвратного залога.

1.В глаза не хвали, за глаза не кори. (Посл.). 2. Упустишь огонь – не потушишь. (Посл.). 3. Любишь кататься – люби и саночки возить. (Посл.).4. Не сняв коры, дерева не узнаешь. (Посл.). 5. Как расстались, так и не видались. (Посл.). 6. У нас так ведётся: изба веником метётся. (Посл.). 7. Добрый разум человеком наживается не сразу. (Посл.). 8. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Г.). 9. В лощинах туман как молоко белеется. (Л.Т.). 10. Только что взошло солнце; косые лучи его отражались в окнах домов. (М.Г.). 11. Зима недаром злится; прошла её пора, весна в окно стучится и гонит со двора. (Тютч.). 12. Всё молчало; одни петухи задорно перекликались на деревне. (Г.). 13. Мысль замирает пред вещею тайной, И ужасается дух. (М.Волош.). 14. В гербах и султанах надвинулась ночь, Ночь Третьего отделенья… (Э.Багрицкий).

задание 3. Определите оттенки лексического значения глаголов средневозвратного залога, употребленных в предложениях. 1. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем скрытая от глаз и ушей бурная жизнь. 2. Придет радостный день – зеленою дымкой покроется опушка березового леса. 3. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. 4. На огороде распустилась верба: белые пуховки. 5. Весною соловьи прилетают, когда начинает одеваться лес, цветет черемуха. 6. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. 7. В зимнее время дятлы кормятся семенами еловых шишек. 8. Грачи спорят и ссорятся, но драк и побоищ у них не бывает. 9. Тетеревиные тока продолжаются, когда уже оденется в зеленые одежды лес. 10. В зарослях ольхи скрываются зайцы, живут и кормятся рябчики. 11. Цветет рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса, поют, заливаются на опушках и берегах рек и лесных ручьев звонкоголосые соловьи (Соколов-Микитов). задание 4. От перечисленных ниже переходных глаголов образуйте глаголы страдательного и средневозвратного залога. Составьте предложения с этими глаголами и сравните, как выражено отношение действия к объекту и субъекту. Встретить, одевать, переписывать, смотреть, собирать, строить.

задание 5. Определите переходность и залог всех форм глагола. У глаголов с постфиксам –ся, не выражающих страдательного залога, определите значение: 1) собственно-возвратное; 2) общевозвратное; 3) взаимно-возвратное; 4) косвенно-возвратное; 5) безобъектно-возвратное.

1. Короткие сумерки быстро сменились ласковой, чудной тропической ночью (Ст.)

2. Отечество, работа и любовь – вот для чего и надобно родиться, вот три сосны, в которых – заблудиться, и, отыскавшись, заблудиться вновь (Каз.)

3. Я не слыхал рассказов Оссиана, не пробовал старинного вина, зачем же мне мерещится поляна, Шотландии кровавая луна? (Манд.)

4. Компас, покрытый колпаком с вырезом, освещался маленькой лампой (Н. – П.)

5. Красная Армия оттесняла врага к западу (Пан.)

6. Как бы они были рады, если бы ты повидалась с ними (Ч.)

7. Ржавеет золото, и истлевает сталь. Крошится мрамор… (Ахм.)

8. По вечерам мечтаю я (мечтают все, кому не спится). Мне грезится любовь твоя, страна твоя, где все – из ситца (Ход.)

9. Обнимемся, прощай, мой сын, сейчас ты царствовать начнешь… (П.)

10. Графиня час от часу более к нему привязывалась. Сын их воспитывался в отдаленной провинции (П.)

11. Ибрагим находился в кабинете близ самой спальни, где лежала несчастная графиня… Она мучилась долго (П.)

12. …Он влюбился без памяти…Ничто не скрывается от взоров наблюдательного света. Новая связь графини стала скоро всем известна. Многие дамы изумлялись ее выбору, многим он казался очень естественным. Одни смеялись, другие видели с ее стороны непростительную неосторожность (П.)

13. Я назначаюсь общественным обвинителем (Пауст.)

14. Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Гр.)

15. Ой, как сильно крапива жжется! (А.Г.)

задание 6. Определите залог глаголов (по двум залоговым системам).

1. – Ну вот гляди: так и так, потом раз, два, и гильза выбрасывается (Шол.)

2. – Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? (М.Г.)

3. Рука все время сжималась рукой, и снилось ему последнее мгновенье, когда скала стала неощутимой, мягкой, словно отошла в сторону (В.С.)

4. В той стране стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца (М.Г.)

5. Теплая летняя ночь, казалось, лукаво нежилась; ребята насторожились (Гайд.)

6. Когда-то простой наборщик, он самообразовался, изучил языки и сделался сотрудником (Г.)

7. В конторе плавали плотные космы (Ив.)

8. У Виктора Семеныча выработалась за последний год блаженная улыбочка, выражавшая нечто среднее между простодушием рубахи-парня и умилением льстеца (Фед.)

9. Она одевалась лучше всех в комнате и была красива той броской красотой, которая сразу же приковывала внимание (Д.Б.)

10. Исцеляюсь, зачарован этой речью. Но догадываюсь: жизнь не станет проще. (Д.Самойлов).

ЗАДАНИЕ 7. Определите залог и укажите значение творительного падежа.

1. Роща слушала и ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение наполняло ее теплом и светом.

2. Вода вдруг покрылась рябью.

3. Эта рябь казалась гримасой, которую сделала вода, чтоб не разразиться громким смехом.

4. Вода судорожно всколыхнулась… и лодка стрелой помчалась по водной глади.

5. 5. Я страдал, терпел и в глубине души был уверен в победе. Эта уверенность поддерживалась во мне до боли раздраженным самолюбием. (М. Горький).

6. В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами; темно-зелеными садами ее покрылись острова.

7. Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом.

8. Нева всю ночь рвалася к морю против бури… Поутру над ее брегами теснился кучами народ…

9. Чело к решетке хладной прилегло, глаза подернулись туманом

10. Он сел и в думе скорбными очами на злое бедствие глядел.

 

Литература

5. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. Современный русский язык в 3-х ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 1987. – С. 180-184.

6. А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин. Русский глагол. – Ленинград: Просвещение, 1967. – С. 156-183.

7. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000. С. 324-326.

 

Морфология-2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 

Практическое занятие № 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: