ИГРА «ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»




Детская общественная организация «Лист» благодарит депутата Государственной Думы РФ Булаева Н.И. за помощь и содействие в издании данного сборника.

 

 

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

 

Сегодня проблемы экологии выходят на первый план. Мы считаем, что воспитание наших детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Организация «Лист» приоритетным направлением своей деятельности выбрала экологическое направление. Любить и защищать природу – значит любить и защищать Родину!

Игра – широко доступное и любимое занятие детей, молодежи и взрослых. Предложенный Вашему вниманию сборник содержит разработки экологических игр, конкурсов и других форм внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию с детскими и подростковыми коллективами.

При творческом подходе любая игра трансформируется для достижения заданной цели и может длиться несколько минут, часов, целый день или несколько дней. Надеемся, что материалы, с которыми Вы встретитесь здесь, помогут Вам при подготовке и проведении тех или иных мероприятий, праздников, отрядных дел, тематических дней.

 

 

С самыми добрыми пожеланиями,

Совет РРДОО “Лист”.

 

ИГРА «Я – ЭКОЛОГ»

Цель игры: дать возможность детям проявить себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе, развить в детях стремление к охране окружающей среды.

Инвентарь: кости (шестигранный кубик с цифрами от 1 до 6 на гранях), шесть конвертов. Конверты пронумерованы и на них написаны названия экологических проблем.

Если в игре принимают участие учащиеся 9-11 классов, то конверты посвящены глобальным экологическим проблемам: озоновые дыры, уничтожение тропических лесов, парниковый эффект и т.д.

Если участвуют дети 5-8 классов, то проблемы более простые: овраги, загрязнение воздуха, загазованность городов, вырубка лесов и т.д.

В конвертах находятся возможные варианты решения тех экологических проблем, которые написаны на конверте. Игра может быть как личной, так и командной. Участники по очереди кидают кости (кубик) и в зависимости от выпавшей цифры получают экологическую проблему (один из конвертов). В течение определенного времени участник или команда готовятся и затем дают один из вариантов решения проблемы, которую они получили. Если участник или команда не может дать ответ, то можно воспользоваться подсказкой из конверта, но только два раза. Причем, если подсказка, которую они получают из конверта, уже была предложена какой-либо командой или участником, она не засчитывается. Использовав две подсказки и не найдя ответа команда или участник выбывают из игры. Побеждает тот, кто дольше остается в игре.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ
"ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС"


Продолжительность: 1 час 30 минут.
Возрастная категория: от 12 лет

 

 
 

Для участия в игре приглашаются две команды в количестве шести человек каждая. Игра предлагает ребятам совершить увлекательное путешествие по экологической тропе, что и представляет собой игровое поле.
В путешествие по маршруту "SOS", что означает сигнал тревоги за будущее нашей планеты, команды отправляются на "паровозах". Они играют роль фишек в игре и могут быть плоскими в том случае, если ваше игровое поле расположено вертикально и в каждом секторе вбит гвоздь или наклеен кармашек. Если же игровое поле расположено, на полу, то паровоз-фишка может быть объемным, допустим, это игрушка. Желательно чтобы паровозы-фишки отличались друг от друга либо по цвету, либо по форме.

 

Перед началом игры между командами разыгрывается право первого хода. Количество шагов в каждом ходу определяется с помощью тетраэдра. Его стороны обозначены числами от "1" до "4". Ход осуществляется следующим образом. Бросается тетраэдр, а затем определяется количество шагов по стороне, которая легла в его основании: число укажет, сколько клеток на игровом поле должен пройти паровоз - фишка.

 

На игровом поле 33 сектора, они обозначены цифрами и 4 буквенных перекрестка. В отличие от секторов, перекрестки миновать нельзя. Если фишка оказалась вблизи перекрестка, команда бросает тетраэдр до тех пор, пока не выпадет число, равное количеству клеток (секторов) до перекрестка. Но каждое такое бросание выполняется в порядке очередности хода.

 

На игровом поле представлены сектора пяти категорий:

 

I. ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР

- это № 1, №6, №19 (вправо), № 16 (влево), №26, №30, №33. В секторах данной категории команда получает следующее задание: ответить на один вопрос из серии "Гиннес Шоу", т.е. "самое-самое" в природе, (приложение1). За правильный ответ команда может получить 1 балл. В случае невыполнения задания команда вынуждена вернуть свою фишку на прежнюю позицию.


ІІ. ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР

- это № 2, № 4, № 10, № 19 (влево), № 23, №16 (вправо), №28. В секторах данной категории команда должна ответить на два вопроса из серии "Растительный мир планеты" (приложение 2). За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл. Если же она не выполнила задания вообще, то возвращается на прежнюю позицию.


ІІІ. СИНИЙ СЕКТОР

- это № 3, № 7, № 12, 17 (влево), № 25 и № 29, №20 (вправо). В секторах этой категории команда должна ответить на три вопроса из серии "Животный мир планеты" (приложение 3). За каждый правильный ответ дается 1 балл. В случае невыполнения задания, т.е. нет ни одного правильного ответа, команда возвращает фишку на прежнюю позицию.

 

IV. "ДОБРОГО ПУТИ!"

- это сектора № 5, № 8, № 13, №15, №18 (влево), № 18 (вправо), № 27, № 21 и №31. На сектор данной категории команда имеет право поставить фишку и без выполнения задания. Если же команда желает заработать "счастливый билет" (без дополнительных баллов), она может ответить на вопрос по теме: "Словарь экологических терминов" (приложение 4).


V. "СТОП!" (красный)

- это сектора №9, №11, №14, №17 (вправо), №20 (влево), №22, №24 и №32. Если команде достался сектор этой категории, то она обязана его занять (поставить туда свою фишку), но следующий свой ход должна будет пропустить. Если же команда имеет "счастливый билет", она может выкупить им право на очередной ход. "Счастливый билет" используется лишь один раз, поэтому команда должна стремиться заработать несколько подобных билетов на случай собственной страховки в секторах категории "Стоп!".

 

Перекрестки представляют собой творческие мастерские. В них участие каждой команды обязательно.


I ПЕРЕКРЕСТОК "А"

Здесь команды должны создать "фантастический проект" под девизом "Чистая планета". Для проекта предлагаются следующие темы (на выбор):

¨ "Город будущего";

¨ "Детский курорт";

¨ "Экологический международный центр";

¨ "Лесопарк на крыше дома";

¨ "Экологическая башня";

¨ "Экологический конвейер";

¨ "Автомобиль будущего" и т.д.

Это задание может быть домашним, либо оно выполняется командой экспромтом в течение 7-10 минут. Проект необходимо изобразить на листе бумаги (размер не менее 0,5 м на 1м) и защитить, дав полное пояснение к нарисованному. Высшей оценкой этого конкурса являются 10 баллов.


II ПЕРЕКРЕСТОК "Б"

Это дуэль для капитанов. Здесь им дается право разыграть поворот - влево или вправо. Проходит конкурс в форме Цейтнота-эстафеты. Общая тема "Красная книга". Капитаны по очереди называют виды растений и животных, занесенных в Красную Книгу. Первым начинает конкурс тот капитан, чья команда первой пришла на перекресток "Б". Их соперники могут стоять еще достаточно далеко от перекрестка, но капитан так или иначе в конкурсе принимает участие. В случае выигрыша его команда имеет право без дополнительного хода встать на перекресток, а соперников вернуть на их прежнюю позицию. В случае проигрыша отстающей команды, она остается на прежней позиции и старается добраться до перекрестка естественным ходом. Но при попадании на перекресток "Б" эта команда уже считается выполнившей задание и поэтому просто занимает клетку "Б", ожидая следующего своего хода. Команда, а точнее капитан, победившая в данном конкурсе, выбирает себе маршрут: по правой дороге либо по левой. Соперникам остается второе направление. Победивший капитан приносит своей команде 1 балл.


III ПЕРЕКРЕСТОК "В"

Это музыкальный конкурс. Он является домашним заданием. Команды должны подготовить к игре куплеты (частушки) в защиту окружающей среды. На данном перекрестке, как и на перекрестке "А" и "Б", задание командами выполняется не одновременно, а в зависимости от того, кто из них, когда достиг перекрестка. Высшая оценка - 5 баллов.

 

IV ПЕРЕКРЕСТОК "Г"

Это конкурс-экспромт на лучший экологический плакат. Время для выполнения этого задания может быть не менее 5 минут. Высшая оценка - 7 баллов.

 

Игра считается оконченной в тот момент, когда одна из команд достигнет финиша. Если у этой команды оказалось меньшее количество баллов, чем у соперников, она должна доказать свою лидирующую позицию, т.е. ответить на вопросы, количество которых будет соответствовать количеству клеток (секторов), разделяющих ее с соперниками. Если же команда, достигшая финиша, не знает ответов на вопросы, либо ответы оказались неверными, отстающие соперники получают право ответа. Кроме того, с каждым правильным ответом отстающая команда обязана делать шаг вперед на одну клетку. Если "лидер" смог ответить на все вопросы, он считается победителем, ели ни на один вопрос - проигравшим, если команда - лидер и их соперники смогли частично ответить на вопросы, им предлагается ничья.

 

Приложение 1

"ГИННЕС ШОУ" - рекордсмены животного мира:

1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Масса его тела достигает 150 т. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).

2. Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Обитает в Африке. Длина ее тела может достигать 40 см, а ширина - 24 см. Масса - 3,5 кг).

3. Какое животное является самым "горластым" (самая большая пасть) из всех? (Крокодил. На втором месте - бегемот, а вот лев, царь зверей, занимает лишь третью позицию).

4. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
(Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).

5. Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет)

6. Как называются самые большие ящерицы на Земле?
(Камодский варан. Они вырастают до 3 метров в длину, и имеют массу тела в 200 кг)

7. Какая змея является самой большой? (Анаконда, или южноамериканский водяной удав. Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг)

8. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда. Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке)

9. Какое животное из млекопитающих, живущих сейчас на Земле, считается самым высоким? (Жираф. Высота его достигает 4,8-5,8 м. А во время кормежки он достает молодые побеги у деревьев на высоте 7 м. Даже новорожденный жирафенок имеет рост 2 м)

10. Какая обезьяна является самой крупной? (Горилла. Масса тела ее составляет 420 кг, а рост 2м 18 см.)

11. Какая рыба считается самой большой в мире? (Китовая акула и гигантская акула. Они являются самыми большими существами после синего кита, но они - рыбы. Длина их тела может достигать от 15 м до 18 м.)

12. Как называются самые большие в мире грызуны? (Капибары, или водосвинки. Длина их тела достигает 1,5 м, масса -50-60 кг. Они ведут полуводный образ жизни: днем сидят в воде, а ночью выходят на берег, чтобы пастись. Внешне они напоминают крупных бурых свиней. Водятся в Южной Америке)

 

Приложение 2

Вопросы к теме "Растительный мир"

1. Это дерево широко распространено в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Отличается очень плотной и тяжелой древесиной, которая легко тонет в воде. Назовите его. (Саксаул)

2. Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)

3. Что такое паприка? (Красный перец)

4. Есть ли у кактусов листья? (Да. Это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания животными)

5. Что такое камедь? (Это смолистое выделение растений или иначе "гумми". В зависимости от того, из какого растения получена камедь, она идет на изготовление разных вещей и препаратов. Чаще всего камедь используется в производстве жевательной резинки, медикаментов, чернил, тканей и бумаги)

6. Какое дерево самое высокое в мире? (Гигантская секвойя. Произрастает в Калифорнии. Имеет возраст более 4000 лет и высоту более 110 м)

7. Что такое торф? (Это коричневая смешанная масса растительности, находящаяся в стадии разложения. Используется в качестве топлива)

8. Где появились первые арбузы? (Арбуз был известен людям более чем 4000 лет назад. Впервые он появился в тропической Африке, а оттуда распространился повсюду, где климат и почва подходили для него)

9. Плоды, какого растения считаются всемирно принятым символом братства? (Гранат)

10. Что такое микология? (Это наука о грибах)

11. Говорят, что растения "худеют" и "поправляются". Что это значит? (В жаркий период времени, обычно днем, в результате недостатка влаги, древесные сосуды ствола утончаются, толщина становится меньше. Это значит что дерево "худеет". Ночью обычно недостаток воды в сосудах ствола восполняется и ствол дерева "поправляется")

12. Что такое "планктон"? (Это слово происходит от греческого слова, которое обозначает "блуждающий", "плывущий по течению". Планктон - это плавающая живая масса, состоящая из миллиарда крошечных организмов. Самые малые из них - это одноклеточные растения и микроскопические водоросли)

 

Приложение 3

Вопросы к теме "Животный мир"

1. Что означает название животного "гиппопотам"? (В переводе с греческого это значит "речная лошадь". А появилось это название оттого, что гиппопотам большую часть времени проводит в воде, и чисто внешне древним людям напоминал лошадь)

2. Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на "черных" страницах Красной Книги? (Морская корова, тарпан, тур)

3. Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Во время зимнего сна)

4. Почему гремучая змея носит такое название? (У гремучей змеи на кончике хвоста имеется погремок, который состоит из сухих ороговевших колечек кожи, чешуек. Погремок позволяет определить присутствие теплокровного организма, поскольку он чувствителен к изменениям температуры. Когда змея чувствует жертву, она трясет хвостом, чешуйки погремка трутся друг о друга. Возникает негром кий стук, который предупреждает жертву об опасности)

5. Спят ли рыбы? (Да, но глаза у них остаются открытыми. Рыбы ложатся спать с наступлением темноты, при этом многие из них укладываются набок)

6. Почему мухи могут ходить по потолку вверх ногами?
(На ступнях ног, а их всего три пары, имеются подушечки, которые вырабатывают липкую жидкость. С каждым шагом мухи подушечки выделяют новую порцию жидкости, что и позволяет мухе удержаться в любом положении)

7. Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы. Древесину они собирают с досок либо деревьев, на которых уже нет коры. При сборе древесины осы движутся назад, соскабливая дерево челюстями и смачивая ее. При этом образуются круглые шарики бумажной массы, которые при строительстве гнезда вытягиваются в пластины)

8. Смеются ли гиены? (Да. Есть такой вид пятнистых гиен, которые, охотясь за добычей, издают пронзительный вопль, напоминающий смех. За это они получили название "смеющаяся гиена")

9. Назовите животное, которое единственное на Земле не умеет поворачивать головы? (Крокодил)

10. Кто такой нарвал? (Это зубастый кит. Он обитает в арктических водах. У него есть то, чего нет ни у одного вида китов: мужская особь на левой стороне пест имеет костяной клык)

11. Адмирал, Аполлон, махаон, бражник, "Мертвая голова" - кто они? Что их объединяет? (Это бабочки, которые занесены в Красную книгу, как исчезающие виды)

12. Какими удивительными свойствами обладает хамелеон?
(Он способен менять окраску. Глаза хамелеона движутся независимо друг от друга, но, обнаружив добычу, фиксируются на ней одновременно)

13. Какое насекомое живет дольше всех? (Цикада. Ее личинка живет, а точнее, спит под землей 17 лет, после чего выходит на свет, чтобы пожить еще 5 недель и умереть)

14. Обладают ли кузнечики слухом? (Да. Они слушают ушами, расположенными на брюшке у основания задних лапок)

15. Что означает слово "амфибия"? (Это слово греческого происхождения. Оно означает "живущий двойной жизнью". Так называют земноводных)

16. Какие животные относятся к категории "птицезвери"? (Ехидна и утконос. У них, как и у птиц, есть одно выходное отверстие. Оно служит и для испражнения и для откладывания яиц. Но, несмотря на то, что они откладывают яйца, утконос и ехидна считаются млекопитающими поскольку детенышей выкармливают молоком)

17. Плачут ли крокодилы? (Да, когда поедают свою жертву. Но не от жалости к ней, а от избытка шлаков в организме. Для их удаления у крокодилов развились специальные железы, открывающиеся наружу у самых глаз)

18. Откуда божья коровка получила свое название?
(По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое название. А коровкой она называется потому, что в минуту опасности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

 

Приложение 4

1. Что такое биосфера? (Область жизни организмов, оболочка Земли, состав, структура и энергетика, которой в настоящем или прошлом обусловлены деятельностью живых организмов)

2. Мониторинг. Что это такое? (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды иди отдельных ее элементов)

3. МСОП: что это такое? Как это расшифровывается? (Международный союз охраны природы и природных ресурсов)

4. Что такое ноосфера? (Этап развития биосферы, во время, которого использование природных ресурсов происходит по строго научным принципам, что способствует гармоничному сосуществованию человека и природы)

5. Что такое озон? (Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Озон образует в верхних слоях атмосферы целый озоновый слой: толщина его от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле от проникновения сильной солнечной радиации)

6. Что такое орнитология? (Наука, изучающая жизнь птиц)

7. Что такое резерват? (Так называют охраняемые участки природы в зарубежных странах. Это аналоги наших заказников)

8. Что такое серпентарий? (Это питомник для содержания ядовитых змей, с целью получения от них яда)

9. Смог. Что это такое? (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)

10. Что такое террилогия? (Раздел зоологии, изучающий млекопитающих)

11. Что такое экология? (Наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем (от организма до биосферы) и их взаимодействия с внешними условиями, буквально - "наука об организмах у себя дома")

12. Что такое энтомология? (Наука о насекомых)

13. Что такое ЮНЕП? (Это программа ООН по окружающей среде. Она посвящена острым проблемам современного состояния окружающей среды: борьба с опустыниванием, охране Мирового океана, дождевых тропических лесов и т.д.)

14. Что такое экосистема? (Совокупность живых организмов и условий их существования и взаимосвязь между ними)

15. Эндемики. Что это такое? (Виды растений или животных, не встречающихся нигде, кроме данной местности)

ИГРА «ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

Игра может проводиться в походе, в лагере, во время экскурсии на природу. Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

Например: Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за возможно короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

Другой вариант: на карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему. А можно наоборот, дать название, а на карте нарисовать растение. Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра с таким учетом, чтобы дети не заблудились.

 

"ЭКОЭСТАФЕТА"

Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:

1.Голоса птиц

2.Мир насекомых

3.Красная Книга (охраняемые растения)

4.Деревья - великаны

5.Лесное кафе (съедобные растения)

6.Грибы

 

Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:

- определяют птиц по голосам;

- находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают;

- записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные);

- записывают названия и примерный размер крупных деревьев.

Эстафета может проходить поэтапно, т.е. там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее, дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.

 

 

ИГРА «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы

Описание игры: В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Ее можно провести в походе, лагере, на занятии экологического кружка, классном часе. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока — это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со “своей профессией“. Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов ведущий или другие дети. Они могут быть различными “представителями” природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе:

Водитель: — не мыть машину на берегу рек и озер; — не превышать скорость, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животного мира; — следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

Библиотекарь: — сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; — сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; — призывать к этому читателей.

Директор издательства: — публиковать статьи об охране природы; — печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

Продавец: — торговать только экологически чистыми товарами; — упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: — рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; — гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: