Оцифровка звуковой информации




МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Что такое мультимедиа?

Само слово мультимедиа образова­но из латинских: «мульти» — много и «медиа» — среда, носитель, средства сообщения — и его можно перевести как «многообраз­ная среда». В мультимедиа-продукте объединяются двухмерные и трехмерные изображения, звуковое сопровождение, музыка, ани­мация, видео-, текстовая и числовая информация и т.д. Подчерк­нем, что все эти виды информации должны образовывать единое целое. Хорошим примером является мультимедийный компакт-диск с альбомом записей какой-либо музыкальной группы. Такой диск содержит, конечно, в первую очередь записи песен, однако они могут сопровождаться видеозаписями с концертов, текстами песен, информацией об исполнителях и т.д. Кроме того, такой диск обязательно содержит управляющую оболочку, позволяю­щую осуществлять поиск нужной информации, переключение режимов ее представления (видео, текстовый, цветомузыка, стоп-кадр и т.д.) и настройку всей системы. Другим примером являют­ся мультимедийные интернет-сайты, получившие распростране­ние с появлением скоростных каналов доступа в Интернет.

Мультимедиа-технологии применяются либо в тех областях, где высокая стоимость продукта не является препятствием, либо там, где ожидается его массовое производ­ство. К таким областям можно отнести:

• информационную и рекламную деятельности;

• шоу-бизнес;

• создание персональных фоно- и видеотек;

• компьютерные тренажеры;

• компьютерные игры;

• обучающие программы;

• энциклопедии.

Все эти области требуют комплексной формы представления выдаваемой информации, а, следовательно, мультимедиа — их естественная технология.

Пределом развития мультимедиа является виртуальная реаль­ность — создание с помощью компьютера и специальных уст­ройств (шлемов, очков, перчаток и даже костюмов) виртуально­го (кажущегося) мира, в который «помещается» человек и живет в этом мире по его законам. Яркой иллюстрацией этой идеи явля­ется нашумевший в свое время фильм «Матрица». Надо, однако, заметить, что до реализма «Матрицы» современным системам вир­туальной реальности еще очень и очень далеко. К тому же, как с функциональной, так и с экономической точки зрения, их при­менение оправдано крайне редко.

Аудио- и видеоинформация и ее особенности

Особенностью, отличающей мультимедиа-технологии от дру­гих компьютерных технологий, является обработка аудио- и ви­деоинформации в реальном режиме времени. В узком смысле под мультимедиа в компьютерных технологиях понимают именно ра­боту с потоковой аудио- и видеоинформацией, т.е. такой формой получения, обработки и передачи информации, когда она посту­пает непрерывно, и мы не можем охватить ее целиком. Эта ин­формация носит, как правило, изначально аналоговый характер, и для компьютерной обработки должна быть переведена в цифро­вую форму (оцифрована). С другой стороны для воспроизведения она должна быть обратно переведена в аналоговую форму. Подво­дя итог, можно сказать, что компьютерные мультимедиа-техно­логии — это средства создания и воспроизведения цифровых аудио- и видеозаписей.

Оцифровка звуковой информации

Для преобразования аналогового звукового сигнала в цифро­вую форму с определенной частотой (частотой дискретизации) производятся измерения (отсчеты) амплитуды звукового сигнала. Затем непрерывные значения амплитуды тоже переводятся в диск­ретную форму путем разбивки интервала возможных значений амплитуды на конечное число промежутков и заменой текущего значения амплитуды на ближайшее граничное значение какого-либо интервала. Количество битов, необходимых для представле­ния получаемых таким образом дискретных значений, называется разрядностью отсчета.

Для обеспечения достаточно хорошего качества преобразова­ния необходимо, чтобы частота дискретизации по меньшей мере вдвое превышала наивысшую частоту сигнала. Поскольку челове­ческое ухо слышит звук частотой до 20 кГц, то в свое время для компакт-дисков была выбрана частота дискретизации 44,1 кГц и разрядность отсчета 16 бит (65 536 фиксированных уровней амп­литуды). В студийной работе чаще используется та же разрядность отсчета при частоте дискретизации 48 кГц. Иногда используются и более высокие значения этих величин. Устройство, переводящее аналоговый звуковой сигнал в цифровую форму, называется аналогово-цифровым преобразователем (АЦП), а обратно — цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП).

Сочетание частоты дискретизации, разрядности отсчета и ко­личества используемых каналов называют форматом цифрового звука. Например, для частоты дискретизации 44,1 кГц, разряднос­ти 16 бит и стереофонического звука (2 канала) величина цифро­вого потока составит немногим более 170 Кбайт/с, что заметно ниже, чем пропускная способность основных каналов передачи данных компьютера. Поэтому обработка звука в реальном времени на современных компьютерах вполне осуществима, хотя в послед­нее время наметилась тенденция к увеличению значений всех со­ставляющих формата цифрового звука (в частности, система Dolby Digital использует 6 каналов, а ее модификации — до 8).

Сжатие звукового сигнала и его об­ратная распаковка осуществляются специальными программны­ми модулями, называемыми кодеками (кодерами-декодерами). Каждый из них характеризуется используемыми алгоритмами сжа­тия и используемыми форматами сжатых файлов.

Для описания степени сжатия звукового сигнала используется битрейт (bitrate) — скорость битового потока с которой сжатая информация должна поступать в декодер при восстановлении зву­кового сигнала. Битрейт измеряется в килобитах в секунду (Кбит/ с) и если, например, он равен 128 Кбит/с, то это означает, что одна секунда звука будет занимать 128 Кбит, или 16 Кбайт. Чем выше битрейт, тем выше качество звука, получаемого при обрат­ной распаковке и, соответственно, больше размер сжатого звука. Широко распространенный формат сжатия MPЗ позволяет коди­ровать звук с битрейтом от 8 до 320 Кбит/с. Наиболее часто в MPЗ используется битрейт 128 Кбит/с, на котором достигается сжатие в 10—12 раз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: