Труд как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста




Студентка 304 «Д» группы

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

Веселова Елена Юрьевна

Нижний Новгород – 2009

 


План

 

Введение

ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫПРОБЛЕМЫОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Взгляды современных ученых и исследователей на проблему трудового воспитания дошкольников

1.2 Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

1.3 Роль практической деятельности детей в природе в решении задач экологического образования

ГЛАВА II. ТРУД ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫКАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе

2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе

2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу за комнатными растениями

2.4 Методика руководства трудом в природе в подготовительной группе

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Формирующий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Введение

 

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

Нужно показать как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых: родителей, педагогов.

Наиболее благоприятные условия для активного проявления качеств личности представляет труд. Он должен приносить каждому человеку моральное удовольствие.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Нужно каждому человеку понять, как он связан с природой и как люди зависят от неё. Поняв и осознав это, тогда будет даваться детям правильное воспитание не только в детском саду, но и в семье. Благодаря этому с легкостью будем преодолевать экологические проблем и со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.

Объект исследования - проблема экологического образования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - решение задач экологического образования через труд по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.

Цель исследования - выявить, как влияет труд по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.

Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника

2) Проанализировать методическую литературу по организации труда

3) Выявить уровень трудовых умений и навыков по уходу за комнатными растениями

4) Продумать и провести работу по формированию навыков и умений по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация труда по уходу за комнатными растениями будет эффективна в решении задач экологического образования детей подготовительной группы.

 


Глава I. Некоторые аспекты проблемы организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе

 

1.1 Взгляды современных ученых и исследователей на проблему трудового воспитания дошкольников

 

Трудовое воспитание - важная составная часть воспитания подрастающего поколения.

Современная дошкольная педагогика разрабатывает проблему трудового воспитания детей дошкольного возраста. Главная задача трудового воспитания- формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Большой вклад в развитии этой проблемы внесли исследования Н.К. Крупской, А.С Макаренко, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, З.Н. Борисовой, Г.П. Лесковой, Я.З. Неверович. В них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Острота и своевременность данной проблемы побудили исследователей продолжить её разработку.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результатов, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить».

А.С. Макаренко к «Лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения.

Также А.С. Макаренко говорил, что правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был освоением для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Трудовая педагогика, воспитание трудового качества человека- это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Макаренко А.С. говорил: «Научить творческому труду - особая задача воспитателя».

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовались глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какай - нибудь смысл.

Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся ощущения усилия.

Педагогика на протяжении многих веков отмечала важную роль первых трудовых усилий для развития детей, для формирования личности. Труд детей дошкольного возраста находится в тесном соединении с игрой, поэтому их рассматривают во взаимодействии. К.Д. Ушинский рассматривал детские игры в прочной связи с детскими неучебными занятиями, с работой детей, которая игрой уже не является, но в то же время имеет в себе и много такого, что характерно для игры. «К игре непосредственно примыкают детские неучебные занятия, так что нельзя собственно сказать, где начинается занятие и оканчивается игра: копание грядок, посадка цветов, шитье платья кукле- столько же игры, сколько и серьезные занятия, и ребенок, работающий с таким наслаждением, не отличает игры от работы, он переносит лишения, а иногда даже страдания ради своей игры- работы; это указывает нам ясно, что основной закон человеческой природы есть свободный дух и труд»[7;с.89]

Близкий нашему времени опыт Е.И. Тихеевой указывает на непосредственную связь игры с трудом в дошкольном воспитании. Известна её формула: «игра- труд, труд- игра». Исходя из такого понимания, Е.И. Тихеева объявила, что важным источником труда является подражание труду взрослых. Это стремление мы видим в играх детей, где они подражают маме готовящей обед, шоферу, воспитателю… Но для трудового воспитания детей такого подражания труду в играх недостаточно. Важно побуждать детей к доступным или реальным трудовым действиям, необходимость которых вызывается потребностями окружающей детей жизни. Правильно поставленным трудовое воспитание может считаться тогда, когда дети за доступный им труд будут браться также охотно, как и за игру.

 

1.2 Цель и задачи экологического образования дошкольников

 

Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания (о растениях), способы ухода и другое.

Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно- образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составные части экологической культуры личности дошкольника- это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни. В поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе: при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкий к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно- действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе- гуманное, познавательное, эстетическое- теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно- положительных переживаниях ребенка в разных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях и другое. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность. [13; стр. 53, 54]

 

1.3 Роль практической деятельности детей в природе в решении задач экологического образования

 

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

П.Г. Саморукова считает, что труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения: планировать, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределить их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.

П.Г. Саморукова утверждает, что создает благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду. [12; стр. 131]

 


Глава II. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста

 

2.1 Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе

 

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Для того, чтобы труд не утомлял детей, а давал им радость и удовлетворение, нужно соблюдать гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызвать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от характера и возраста детей. В подготовительной к школе группе могут работать 35-40 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.[3; стр.132]

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках: при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с поднесением воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. После всякой работы, независимо от того, где она производилась на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Рак, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в подготовительной группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их. Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыкам пересадки растений. При посадке цветочных семян в подготовительной группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т.д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

П.Г. Саморукова выдвигает, важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняться навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть реальной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребёнка.[12;стр. 132-133]

 

2.2 Формы организации труда в природе в подготовительной группе

 

Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников- поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы

1) Поручения. Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем- нибудь из своих сверстников. Поручить значит обязать ребенка выполнить какую- то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков представляют длительные поручения, когда ребенок определенное время отвечает за какое- то дело.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети могут участвовать в трёх видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки.

В подготовительной к школе группах расширяются физические возможности детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручения. Многие поручения входить в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический характер. Вместе с тем поручения не теряют своей значимости.

2) Дежурства. Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями формы организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать умение у них помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети регулярно дежурят по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребёнка.

Дежурство по уголку природы вводится в старшей группе. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать.

Он особо подчёркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями: только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые приёмы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора, как заготавливать воду для полива растений и т.д.

Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех интерес к уголку природы.

В подготовке к школьной группе объём работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы у животных был всегда зелёный корм (они эпизодически сеют овёс); выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов и переносят их в группу.

3) Коллективный труд. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематическая организовывается общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работы, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе

- определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремятся к тому, чтобы занять всех детей.

«Совместную работу детей надо особенно ценить – это зачатки коллективного труда, - говорить Надежда Константиновна Крупская. – В коллективном труде развёртываются лучше всего силы ребёнка». [5; с.146-168]

В подготовительных группах используются все формы организации труда детей; поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы.

Формируя новые навыки, воспитатель, так же как и в средней и старших группах, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его)

Общие поручения, объединяющие участников в коллектив, со старшей группы становятся ведущей формой организующего труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.

Содержание труда детей объединенных совместной деятельностью, как считает П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогам, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх – четырёх.

В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки труда у детей, опыт, приобретены ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условиях, когда должно проявляться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.

Со старшей группы имеет место коллективная трудовая деятельность, в которую включаются все дети: уборка групповой комнаты, оформление её к празднику, уборка участка и т.д. Чтобы в работе могли принять участие все дети, целесообразно разделить группу на 3 – 4 звена и предложить каждому самостоятельное задание.

Основное внимание воспитателя во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям и какому – либо звену, например, при возникновении спора.

Педагог должен заранее определить объём работы и равномерно распределить его между звеньями. Поэтому следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере.

Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, нужно раскрыть некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющий коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднение, на своевременное окончание работы, т.е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

1.Распределение работы между участниками.

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными в звено или несколько звеньев. Этот вопрос неизбежно возникает при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей выполняет общее задание, состоящее из разных дел. Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающее недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

Постепенно меняется характер воздействия педагога. От прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, осуждает с детьми результаты их деятельности.

2.Выполнение задания.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой, а четвёртый отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили её в одно время. Педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи.

3.Обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отличает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду обсуждения положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам, он указывает на них в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение занимает не более 8 – 10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение.[4;с.8-21]

 

2.3 Экологический подход к содержанию труда по уходу комнатными растениями

 

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию. Значительно расширяется объём знаний, которые получают дети 6 – 7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений, а также в результате привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.

 

Объект Сенсорная характеристика Виды ухода Инструменты
Бальзамин - Сильно ветвящиеся светло–зелёные, полупрозрачные стебли - Блестящие листья яйцевидной формы, на длинных черешках, край места зубчатый, тёмно – зелёного, тёмно – красного цвета - Цветёт ярко – розовыми цветками - свет - обильный полив - тепло - t зимой 15-18° -земельная смесь: листовая, перегной, песок. -простор среди других растений - пыль с листьев -обрезка (формирование кроны) - размножение - опрыскивание - лейка - тряпочка - рыхлитель - пульвилизатор - ножницы
Традесканция - На стеблях поочерёдно располагаются ярко – зелёные сидячие листоовальной формы - Цветёт белыми мелкими цветочками - Длинные свисающие стебли - влага - теневыносливое - температуро –стойкое - земельная смесь: дерновая, перегной, песок - увлажнение воздуха - пыль с листьев - размножение - подвешивают - лейка - рыхлитель - сосуд с водой - губочка - пульверизатор - ножницы
Фикус - Прямой ствол - Крупные кожистые, овальные блестящие листья тёмно – зелёного цвета - тепло (умеренно) - летом полив обильный, зимой – умеренный - опрыскивание - t зимой 12- 18° - не выносливо к прямым солнечным лучам -почва: дерновая, листовая, торф и песок - пыль с листьев - размножение - лейка - тряпочка - пульверизатор - рыхлитель - губка
Амазонская лилия - Луковичное растение - Темно- блестящие листья на длинных черешках - Цветет белыми душистыми цветами - умеренный полив в период роста и цветения - свет - Тепло - Почва: песчано-дерновая, листовая, песок - пыль с листьев - размножение - лейка -рыхлитель - губка
Сциндапсус - Лазающие неветвящееся стебли - Крупные плотные листья сердцевидной формы, расположенные поочередно - Длинные стебли нуждающиеся в опоре - свет - теневыносливые - не выносливо к прямым солнечным лучам - опрыскивание - почва: листовая, дерновая, торф, песок - нуждается в опоре - умеренный полив (зимой), обильный (летом) - не выносит пересыхания - лейка - пульверизатор - тряпочка - рыхлитель
Амариллис - Листья длинные, лилейные - Подземная часть- крупная луковица - Цветки воронковидные, собраны в зонтик; бледно- розового и темно- красного цвета - свет - редкий полив в поддон - почва: торфяная, перегной, песок - подкормка - тепло - удаление пыли с листьев - размножение - период покоя (зимой) - лейка - рыхлитель - губочка
Аспарагус - Свисающие стебли - Укороченные клубни (корни) - Листья редуцированы до маленьких пленчатых чешуек; тонкие пластинки, листообразные веточки- кладодии - свет (может расти и в полутени) - температуро- устойчивое - опрыскивание - почва: дерновая, листовая, песок, перегной - умеренный полив - размножение - лейка - рыхлитель - пульверизатор - сосуд с водой
Китайский розан - Прямой ствол, с небольшими ответвлениями - Темные листья, конусовидной формы, широкие - Цветки красные - свет - влага - опрыскивание (зимой) - почва: дерновая, листовая, песок - тепло - удаление пыли - размножение -лейка - пульверизатор - тряпочка - губка - рыхлитель
Пеларгония - Прямостоячий стебель, кустистой формы - Округлые почковидные листья ярко- зеленого цвета, имеющие круги бурого или желтоватого цвета - Цветы белые, розовые, малиновые, простые, махровые, собраны в зонтик - свет (дополнительный зимой) - тепло - температура зимой 6- 10 ° - почва: листовая, дерновая, песок, перегной - умеренный полив (зимой) обильный (летом) - удалений пыли- размножение - лейка - рыхлитель - губочка - кисточка - пульвелиреза- тор
Фиалка узамбарска - Сильно укороченный стебель - Листья округлые, черешковые, мясистые, опушенные, край листа ровный или волнистый - Цветки крупные, неправильной формы, простые, лиловые или сиреневые - средняя температура воздуха - свет - влажность воздуха - не переносит опрыскивания - удобрение - удаление пыли - не выносит прямых солнечных лучей - сосуд с водой - лейка - рыхлитель - кисточка
Зефирантес - Луковичное растение - Линейные листья - Цветки крупные, белые, розовые, воронковидные - умеренный свет - неприхотливое растение - небольшой полив (зимой) обильный (летом) - тепло - почва: дерновая, торф, перегной, песок - любит покой зимой, температура 10- 12° - удалять пыль - лейка - рыхлитель - тряпочка - пульверизатор

Вот поникла непонятная детьми примула.

Как считает А.Ф.Мазурина, воспитанию по этому поводу нужно выразить искреннее огорчение, которое не должно пройти мимо детей – они наперебой предлагают исправить ошибку. И хорошо политая примула вновь оживает (за самое короткое время). Это ещё раз убеждает детей в необходимости регулярной поливки растений.

Поливая растения веской, дети замечают, что они больше «пьют» воды, земля быстрее высыхает. Воспитатель подводит детей к выводу, что весной в комнате больше света, солнце греет, растения стали расти, поэтому им нужно больше воды.

С некоторыми видами ухода за растениями поливкой, мытьём листьев, удалением сухих листьев – дети знакомились в предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым приёмам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной – подкормке, пересадке, размножению растений. А.Ф. Мазурина считает, что они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

Поливая растения весной, дети замечают, что они больше «пьют» воды, земля быстрее высыхает. Воспитатель подводит детей к выводу, что весной в комнате больше света, солнце греет, растения стали расти, поэтому им нужно больше воды.

С некоторыми видами ухода за растениями- поливкой, мытьем листьев, удалением сухих листьев- дети знакомились в предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым приёмам ухода рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной- подкормке, пересадке, размножению растений. А.Ф.Мазурина считает, что они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

1) Поливка

Одним из наиболее важных и трудных по освоению видов ухода за растениями является поливкою детей нужно научить не только правильно поливать, но и определять недостаток влаги в горшке по сухости верхнего слоя земли.

В процессе ухода воспитатель объясняет, что одни растения, например примулу, традесканцию, надо поливать часто, чтобы земля была сырая, другие же, например алоэ, кактусы, наоборот,- только тогда, когда земля в горшке совсем высохнет: у некоторых растений (циперус) вода всегда должна быть в поддоне.

При поливке растений необходимо учитывать период роста (весной и летом) растения требуют обильной поливки, т.е. более редкой. Но в жарко натопленных комнатах, когда земля в горшках быстро высыхает, надо и зимой поливать растения часто.

Растениям обычно вредна как чрезмерная поливка, так и пересыхание земли. В первом случае земля закисает, листья желтеют и отваливаются. Во втором, вода не впитывается пересохшим комом, а скатывается по стенкам горшка.

2) Опрыскивание

Для лучшего роста растений весной и летом нужно их не только поливать, но и ежедневно опрыскивать водой комнатной температуры. А.Ф Мазурина предлагает воспитателю опрыскивать растения первое <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: