Практическая работа по организации проектной деятельности подростков в условиях музыкального образования общеобразовательной школы.




Современная школа переходит на новые государственные образовательные стандарты, которые ориентированы на формирование у учащихся различных видов компетенций, овладение учащимися компьютерными мультимедийными технологиями, развитие у школьников проектного типа мышления. Все это в полной мере относится и к уроку музыки.

Компетентностный подход в образовании требует новых методов обучения, в том числе и в сфере музыкального образования. Поиск новых методов приводит к пониманию, что современной музыкальной педагогике нужны групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, занимает применение итогового творческого проекта: индивидуального, группового, коллективного. Итоговый творческий проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую) [5, 6].

В соответствии с государственным стандартом общего образования выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Однако использование проектной деятельности на уроке музыки на современном этапе развития не всегда происходит должным образом, многие учителя не готовы к применению инновационных методов обучения из-за недостаточной разработанности методических подходов в данном вопросе.

Чтобы основательно раскрыть содержание проектной деятельности, обратимся к рассмотрению понятия «проект». Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата или цели, создание определённого, уникального продукта, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска [4]. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата до нестандартного выполнения стандартного задания. Выделяются основные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и другие [2].

Проектная деятельность в образовании – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [7].

Для проведения диагностического исследования и дальнейшей практической работы по организации проектной деятельности были определены возрастные особенности мыслительной деятельности подростков: формирование активного, самостоятельного, творческого мышления, развитие способности к абстрактному мышлению, развитие критичности мышления, а также рост сознательного отношения к действительности, расширение области интересов и их устойчивость. Выявлены изменения в психических процессах: память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов, возрастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими [3, 1].

Мы пришли к выводу, что подростки психологически готовы к осуществлению проектной деятельности, так как они обладают опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Кроме того, учащиеся этого возраста обладают необходимыми волевыми качествами, которые позволяют им преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе.

Практическая работа по организации проектной деятельности школьников проводилась на базе МОУ СОШ № 91 г. Тюмени. В исследовании принимали участие школьники шестого класса (28 учащихся).

В процессе осуществления проектной деятельности проводилась диагностика работы учеников. В данной работе представлена организация проекта под названием «Из истории создания военных песен». Целью этого проекта является изучение истории создания военных песен, творчества композиторов, написавших эти песни, а конечным результатом (продуктом) – презентация музыкально-исторического концерта с одноименным названием. Поэтому при работе над данным проектом, учителю необходимо проводить диагностику каждой группы и каждого ученика отдельно. Так же должна проводиться диагностика уровня качества общего продукта, который в свою очередь складывается из определенных показателей. Существует определенная сложность выявления уровня качества общего конечного продукта, так как работа является коллективной. Поэтому показатели качества творческого продукта были распределены по группам:

1. Искатели - историки

2. Обработчики, создатели презентации.

3. Сценаристы и ведущие.

4. Исполнители.

Показатели качества творческого продукта при организации проектной деятельности школьников были разделены следующим образом: показатели для отдельной группы учащихся и общие для всех групп. Показателем для 1 группы учащихся, которая занималась поиском информации, являлось умение самостоятельно найти, подобрать и обработать материал. Показателем 2 группы, в чьи обязанности входило создание презентации, являлось умение обработать предоставленный материал и самостоятельно сделать презентацию. Показатель для 3 группы школьников – умение создавать сценарий концерта, вести концерт, владение художественным словом. Показатель 4 группы – умение исполнять вокальные и инструментальные произведения, умение выразительно презентовать подобранный материал.

Также мы выделили общие показатели работы для всех групп:

· Умение работать в группе;

· Степень активности учащихся в создании проекта.

Диагностика работы учеников проводилась на протяжении всей проектной деятельности и основывалась на критериях оценки выполнения заданий, данных учителем.

Критерии оценки:

- для 1 группы: 2балла – самостоятельный поиск исторической информации, 1балл – поиск информации с помощью учителя, 0баллов – не выполнение задания;

- для 2 группы: 2балла – самостоятельное выполнение презентации, 1балл – выполнение презентации с помощью учителя, 0баллов – не выполнение задания;

- для 3 группы: 2балла – активное участие в обсуждении и создании сценария, предложение своих идей, умение вести концерт, владение художественным словом; 1балл – участие в создании сценария, принятие идей одноклассников, некоторые речевые и стилевые проблемы в овладении художественным словом; 0баллов – неучастие в обсуждении и создании сценария, не владение художественным словом.

- для 4 группы: 2балла – выразительное, эмоциональное, активное и интонационно точное исполнение музыкальных произведений, 1балл – выразительное, но не всегда интонационно точное исполнение музыкальных произведений, 0баллов – неучастие в исполнительской деятельности;

- критерии оценки общих показателей для всех учеников:

умение работать в коллективе: 2балла − слаженная работа в группе, вся деятельность равномерно распределена между членами команды; 1балл − большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно; 0баллов − роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом;

 

степень активности учащихся в создании проекта: 2балла – желание презентовать найденный материал и выразительное выступление с литературным материалом (вступительное слово к песне), 1балл – желание презентовать найденный материал, но не продуманный и не проученный литературный материал, 0баллов – отсутствие желания презентовать найденный материал.

Максимальный показатель общего уровня качества проектной деятельности – 6 баллов.

Минимальный показатель общего уровня качества проектной деятельности – 1 балл.

На основе показателей нами были определены уровни организации учебно-творческого проекта и качества творческого продукта:

Высокий – 5 – 6 баллов;

Средний – 3 – 4 балла;

Низкий – 1 – 2 балла.

Диагностика проектной деятельности школьников основывалась на данных показателях, с помощью которых оценивался уровень умений, непосредственно влияющих на уровень качества конечного продукта деятельности.

Проведенная начальная диагностика показала следующие результаты:

Высокий уровень качества творческого продукта при организации проектной деятельности показал 1 ученик;

Средний уровень – 12 учеников;

Низкий уровень – 15 учеников.

Полученные результаты обусловили необходимость повышения качества организации и проведения проектной деятельности учащихся.

Далее были определены основные этапы организации проектной деятельности подростков в музыкальном образовании на примере проекта «Из истории создания военных песен»:

I этап − Нахождение и формулировка темы. Тема должна быть интересна учащимся и отвечать их возрастным особенностям; она может быть приурочена к какому-либо празднику или важному событию школы, города, страны.

II этап − Планирование учебных действий, то есть продумывание этапов проектной деятельности «Из истории создания военных песен». На этом этапе предполагается распределение ролей каждого учащегося по группам:

Для 1ой группы – «историков» задачей являлось изучение причины возникновения военных песен, их тематики, анализ творчества композиторов, подбор широкого репертуара военных песен, систематизирование всей информации и предоставление ее другим участникам;

Для 2ой группы –«создателей презентации» задача заключалась в сборе найденного материала и создании мультимедийной презентации в программе Power Point.

У III группы – «сценаристов и ведущих» – задача заключалась в продумывании порядка номеров, составлении сценария презентационного концерта, отслеживании подготовки концертных номеров; они должны были научиться презентовать каждый номер с выражением и характером, подготовить афиши и приглашения на концерт.

Перед 4ой группой – «исполнителями» стояла другая задача – подготовить свой концертный номер. Это могла быть песня, художественное слово, танец и т.д.;

III этап организации проектной деятельности − Сбор исторических данных о возникновении военных песен, их создании, тематике и сведений о композиторах, обработка найденного материала.

IV этап − Анализ и обобщение исторической информации. Важно сказать, что определенные материалы, сведения о военных песнях презентуются на уроке музыки для отслеживания готовности информации.

V этап − Подготовка сообщений и творческих номеров. Этот этап предполагает создание презентации по каждой песне, репетиции номеров, создание открыток-приглашений для ветеранов.

VI этап − Концерт, как презентация проектной деятельности.

На VII этапе происходит коллективное обсуждение, анализ проделанной работы.

Также была проведена итоговая диагностика уровня качества творческого продукта школьников, она показала положительную динамикуизменения показателей, у всех учащихся повысилось количество баллов:

Высокий уровень показали 11 учеников;

Средний уровень – 17 учеников;

Низкий уровень выявлен не был.

Таким образом, итоговая диагностика подтвердила эффективность этапов организации проектной деятельности подростков в музыкальном образовании. В процессе работы учащиеся получили глубокое удовлетворение от качественного результата творческого продукта, повысилась их творческая активность. При этом они познакомились с историей создания военных песен, укрепилось осознание того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитывает патриотические чувства.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. − М.: Издательский центр «Академия», 2003. − 368с.

2. Кондратенко, О.Н. Проектная деятельность учащихся / О.Н. Кондратенко – Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/507813/

3. Краковский, А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А.П. Краковский. − М.,1970. – 272 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – 56 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 – 7 классы. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

7. Родионов, В. Проектная деятельность в школе / В. Родионов, М. Ступницкая. – Режим доступа: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: