ТЕМА 21. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
1. Содержание и закономерности переходной экономики. Главные направления формирования рыночной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике: «градуализм», «шоковая терапия».
2. Особенности переходной экономики России. Различные формы приватизации и развитие многообразных форм собственности и предпринимательства. Особенности теневой экономики России. Осуществление структурных сдвигов в экономике. Формирование открытой экономики.
1 вопрос. Переходная экономика – это характеристика состояния национальной экономики в переходный период, во время которого происходит ликвидация командно-административной системы управления (КАСУ) с присущим ей тотальным огосударствлением всех экономических процессов и формируются основы рыночной экономики. Необходимость перехода от КАСУ к рыночной экономике была обусловлена в основном двумя недостатками КАСУ:
1. медленной адаптацией к изменениям (прежде всего к изменениям в потребностях и соответственно в совокупном спросе),
2. низкой эффективностью экономики вследствие подавления хозяйственной и трудовой инициативы.
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются:
I. Либерализация экономики – система мер, направленная на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни, которая включала:
1. отмену государственного монополизма на осуществление хозяйственной деятельности (в условиях КАСУ 90 % предприятий в экономике России были государственными), в том числе и в сфере внешнеэкономических связей (внешней торговли, валютных расчетов …);
2. отмену централизованного распределения ресурсов;
3. либерализацию цен (переход от централизованно устанавливаемых и неизменных в течение длительного периода цен к рыночным ценам, формирующимся прежде всего под воздействием рыночного спроса и предложения);
4. резкое ограничение государственного контроля при осуществлении сделок на внутреннем и внешнем рынке.
II. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, что предполагало:
1. создание равных возможностей и условий для всех экономических агентов;
2. допуск на национальный рынок иностранных конкурентов;
3. поощрение развития малого бизнеса;
4. регулирование ценовой и сбытовой политики отраслей естественных монополий, которые становились объектом деятельности частного бизнеса.
III. Институциональные преобразования:
1. изменение отношений собственности на основе ее разгосударствления прежде всего путем приватизации;
2. формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, рекламы …);
3. создание новой системы государственного регулирования экономики (ГРЭ), основанной прежде всего на экономических методах;
4. разработка и принятие адекватного рыночной экономики хозяйственного законодательства.
IV. Структурные преобразования экономики с целью развития производств, выпускающих продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках. Это означает приведение структуры экономики в соответствие со структурой потребностей.
V. Макроэкономическая стабилизация. Особое значение имеет финансовая стабилизация, так как длительное сохранение диспропорций в экономике во время КАСУ приводит к высокому всплеску инфляции в начале переходного периода. С целью сдерживания инфляции в переходный период необходимо:
1. ограничить денежную эмиссию (сеньораж);
2. уменьшать бюджетный дефицит,
3. обеспечить положительную реальную процентную ставку…
Но стабилизация, в том числе и финансовая наступает только в конце переходного периода, когда в экономике в основном сформировалась рыночная структура.
VI. Формирование адекватного рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Прежде всего необходимо осуществить переход к адресной и ощутимой государственной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода и формирование экономики с рыночной структурой. В России, как констатировал В.В.Путин, рыночная структура была сформирована к 2002 году, что означало окончание переходной экономики (начало – 1992 год, либерализация цен).
В разных странах варианты, темпы и длительность перехода к рыночной экономики существенно различались вследствие разных исходных условий:
1. длительность существования КАСУ;
2. доля частного сектора в экономике;
3. масштаб структурных диспропорций в экономике и уровень ее милитаризации;
4. уровень внутреннего и внешнего неравновесия (размеры инфляции, внутреннего и внешнего долга …);
5. трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
6. степень открытости экономики и общества.
В странах с КАСУ переход к рыночной экономике осуществлялся на основе двух вариантов:
1. Градуализм (эволюционный путь) – Китай, Венгрия;
2. «Шоковая терапия» - Польша, Россия.
Различия двух вариантов состоят в:
1. сроках осуществления системных преобразований,
2. степени охвата рыночными механизмами экономики,
3. объеме регулирующих функций государства.
Выбор варианта зависел от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
Эволюционный переход в основном использовался в странах:
1. с преобладанием довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства;
2. со сравнительно невысоким удельным весом тяжелой промышленности и ВПК;
3. со стабильной финансовой системой;
4. с преобладанием среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ.
Шоковый вариант являлся вынужденной мерой в условиях тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита. Механизм его осуществления включает:
1. одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и переход к свободной торговли средствами производства;
2. резкий переход от командно-административных методов к экономическим;
3. ускоренную приватизацию государственной собственности;
4. либерализацию внешнеэкономической деятельности, открытие внутреннего рынка и экономики для иностранного капитала.
Шоковый вариант приводит к очень негативным социально-экономическим последствиям:
1. мощному всплеску инфляции вследствие значительного товарного дефицита и высокого монополизма производителей;
2. резкому и значительному снижению жизненного уровня значительной части населения и усиления его дифференциации;
3. оттоку капитала из реального сектора в наиболее прибыльный – финансовый.
2 вопрос. В России к началу рыночных преобразований (начало 1990-х гг.) сложились очень неблагоприятные условия по сравнению с другими странами, которые и определили выбор шокового варианта рыночных реформ:
1. огромные структурные диспропорции между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями;
2. высокая милитаризация экономики;
3. длительное существование КАСУ;
4. отсутствие в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности;
5. сильное влияние уравнительно-коллективной психологии;
6. шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР.
Все это определило характер переходного периода в России – более длительного и болезненного.
Выделяют три этапа преобразований в переходный период в России:
1. в 1992-1993 гг. были проведены радикальные преобразования: ускоренная приватизация государственной собственности и форсированный переход к открытой экономике.
2. в 1994-1998 гг. преобладали меры эволюционного развития в виде институциональных реформ: преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры, но недооценивалась промышленная политика, направленная на возобновление экономического роста и структурную перестройку экономики.
Приватизация государственной собственности осуществлялась тремя последовательными способами, которые привели к развитию многообразных форм собственности и предпринимательства, соответствующих современному уровню рыночной экономики:
- на основе ваучеризации;
- передачи и продажи собственности предприятий коллективу работников на льготных условиях;
- на основе проведения конкурсов и аукционов для продажи малых и средних предприятий.
3. в 1999-2002 гг. проводилась эффективная экономическая политика государства, в результате которой была достигнута макроэкономическая стабилизация:
- прекращение экономического кризиса и постепенное оживление экономики, характеризующееся экономическим ростом;
- финансовая стабилизация: сбалансированный государственный бюджет, снижение инфляции, прекращение роста внешнего государственного долга;
- уменьшение безработицы и прекращение падения жизненного уровня населения…
Хотя в 2002 году было объявлено о завершении переходной экономики в России, однако остается еще много проблем, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики и общества, и они продолжают оставаться под пристальным контролем со стороны государства (и многое уже делается):
- необходимо продолжать структурную перестройку экономики в соответствие с современным этапом НТП: преимущественное развитие отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг;
- продолжать формирование благоприятной экономической среды для функционирования бизнеса в легальном секторе экономики. Особенностью России все еще является высокая доля теневой экономики (40 % к легальной экономике по данным статистики);
- проводить активную социальную политику, направленную на сохранение и создание новых рабочих мест, особенно в сфере малого бизнеса, на формирование эффективной системы социальной защиты населения, на повышение жизненного уровня российского населения и преодоление негативной тенденции усиления дифференциации населения по доходам, расслоения общества на богатых и бедных;
- способствовать формированию открытой экономики, но обеспечивая национальную, в том числе экономическую, безопасность страны…