Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системныйоператор». Апосколькув ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек.
В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:
В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?
В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?
В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?
В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.
В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.
В окошке № 6 – где он жил в прошлом.
В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.
В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.
В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.
В старшем дошкольном возрасте начинаем работу с полной версии «системного оператора» - «девятиэкранника», с помощью которого мы развиваем у детей системное мышление и учим познавать окружающий мир и мир природы.
Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);
- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);
- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)
Игра «Яблонька» (рассматривание задуманного объекта)
- что это? (дерево) Какое оно? (красивое, живое - что делает?)
- из чего состоит?
- где находится (варианты ответов)
- чем дерево было в прошлом?
- где оно могло находиться?
- раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она станет весной (цветущей), и у нее появятся (цветы), а какой она станет осенью (плодоносящей) и – яблоки.
- яблоки так и останутся на дереве? (варианты ответов).
Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить. И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».
Старшие дети уже хорошо владеют системным оператором, и когда мы им предлагаем игры на определение подсистемных связей, то эти экраны они заполняют довольно легко. «Разбирая» любой объект на составляющие элементы, легко поддерживать у детей интерес к познанию объектов живой и неживой природы. Также у них расширяются и обогащаются знания о назначении, рассматриваемых объектов. Определение подсистемных связей позволяет подробно описать внешний вид объекта.
Игра «Лиса» (описание внешнего вида животного)
Загадка о лисе.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Из загадки уже понятно, где лиса живет и чем занимается, но подробно описать внешний вида животного нам поможет подсистема:
Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие, хвост длинныйи пушистый. Хвост для лисы, как руль, помогает на поворотах, когда охотится на мышей и мелких грызунов. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.
Учебно-исследовательские задания: