Понятие о национальном языке




Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Валуйский колледж»

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

ФОРМЫСУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА: РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, ПРОСТОРЕЧИЕ, ДИАЛЕКТЫ, ЖАРГОНИЗМ.

 

Индивидуальный проект выполнен

студенткой группы СД -11Юлией Александровной Олейниковой

 

Основная профессиональная образовательная программа по специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

(шифр и наименование специальности/профессии)

 

Форма обучения: очная

 

Руководитель: преподаватель Е.В.Тибилова

 

 

Валуйки 2017


Содержание

Введение……………………………………………………………………...  
Глава 1.Национальный русский язык  
1.1Понятие о национальном языке  
1.2 Формирование национального языка  
Глава 2. Разновидности национального языка  
2.1Русский литературный язык  
2.2Просторечие  
2.3 Диалекты  
2.4 Жаргонизмы  
2.5 Анкетирование студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж»  
Заключение…………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………...  
Приложения ………………………………………………………………...  

Введение

Язык создается народом и обслуживает его из поколения в поколение. В своем развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса (греч. ethnos – народ). На ранней стадии образуется племенной язык, затем язык народности и, наконец, национальный.
Национальный язык формируется на базе языка народности, что обеспечивает его относительную стабильность. Он является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования.

По своей природе национальный язык неоднороден. Это объясняется неоднородностью самого этноса как общности людей.
Русский язык - это наше национальное достояние, наша ценность. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве. Он является связующим звеном времён и поколений. Язык не только живёт и развивается, но и имеет своё прошлое, без которого не было бы настоящего. Рассматриваемая нами тема очень актуальна сегодня, так как именно сейчас как никогда остро стоит проблема сохранения русского языка. Ведь именно язык сохраняет и народ, и государство.

Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями в области лингвистики, как М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов. Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

Объект –русский язык.

Предмет исследования –формы существования национального языка.

Цель – изучить разновидности русского национального языка.

 

Для решения вышеуказанной цели, нами были поставлены следующие задачи:

- изучить научную литературу по теме;

- проследить формирование национального русского языка;

- рассмотреть разновидности русского национального языка

Методы исследования:

- аналитический;

- теоретический

- анкетирование.

Исследовательский проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Национальный русский язык

Понятие о национальном языке

Язык создается народом и обслуживает его из поколения в поколение. Говоря о языке, необходимо различать, по крайней мере, два понятия – понятие русского национального (общенародного) языка и понятие русского литературного языка.

Общенародный (национальный) русский язык – это язык русского народа, который охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии. Иными словами, он включает в себя все многообразие языковой формы выражения, образа мыслей представителей русской нации. Это совокупность всех слов, всех форм слов, их употребления в речи, особенностей произношения присущих русскому народу.

Национальный язык, как достояние народа существует в нескольких формах своего проявления. Это связано с тем, что люди одной национальности, вместе с тем, отличаются друг от друга местом своего жительства, профессией и социальным положением, уровнем культуры, степенью образованности. В общенародном (национальном) русском языке принято выделять следующие формы его существования:

- диалектную;

- просторечную;

- жаргонную.

Диалектная речь – это речь людей, объединенных территориально. Это наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения. Они имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий. Для южнорусского наречия характерно аканье, т. е. неразличение о и а в безударном положении, совпадение их в звуке [а]: [вада], [мароз]. Для северно-русского наречия – оканье, т. е. различение о и а не только под ударением, но и в безударном: [вода], [молодой], [газон], [газонокосилка].

Кроме аканья ему присуще:

- произношение г фрикативного (щелевого – звука, похожего на х, произнесенное с голосом);

- яканье (свойственно некоторым южным говорам), т.е. произношение, а после мягкого согласного на месте безударного е: бяда, нясу, вязу, ляжу, лягко, вядро и т. д.

Севернорусское наречие распространено к северу от Москвы, на территории Ярославской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Новгородской и некоторых других областей. Кроме господствующего здесь оканья, а ему присущи:

- произношение г взрывного, как в литературном языке;

- произнесение глагольных словоформ с выпадающим звуком [j] между гласными: знаэшь или знаашь или знашь (вместо литературного знаешь);

- совпадение форм творительного падежа с формами дательного падежа: пошли за грибам да за ягодам;

- цоканье (или чоканье) для некоторых из северных говоров, т.е. неразличениезвуков ц и ч: цасы (вместо часы), доць (вместо дочь), курича(вместо курица).

Среднерусские говоры занимают промежуточное положение между северно и южнорусскими. По своей территории (они расположены между районами распространения северного и южного наречий), и по основным чертам: им присущи и севернорусские и южнорусские диалектные особенности.

Существенно, диалектная форма существования национального русского языка затрагивает лексику и морфологию. В той или иной местности принято называть один и тот же предмет или одно и то же явление по-своему, т.к. это сложилось давным-давно и перешло в сознание носителей языка, живущих в данной местности, от их предков:

- чалыш (Ивановская область) – вместо подберезовик

- солдатики вместо подосиновик

- канки вместо индюшки (Рязанская область)

- кочет вместо петух (на юге России)

- серники вместо спички (на юге России)

- чапельник или чепела вместо сковорода (на юге России)

- жамки вместо пряники (Тульская область)

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Это речь малокультурных людей, речь грубая, сниженная. Просторечием пользуются с целью сниженной, грубоватой характеристики предмета/явления действительности:

- выпендривается вместо воображает или капризничает

- стырил вместо украл

- на карачках вместо на четвереньках

- хлюпик, мямля, лопух вместо размазня

С течением времени термин «просторечие» приобретает двоякое значение:

1. Общенародные (не диалектные) средства речи, оставшиеся вне литературного языка, т. е. внелитературная часть общенародного языка, исключающая другие формы его существования;

2. Сниженные, грубоватые элементы в составе самого литературного языка.

Внелитературное просторечие представлено на всех языковых уровнях, особенно ярко оно проявляется в ударении:

- позвонит вместо позвонит

- понял вместо понял

- красивее вместо красивее

Просторечие захватывает и грамматическое словоупотребление:

- сколько делов вместо сколько дел

- сколько сейчас время? Вместо сколько сейчас времени?

- кто крайний? Вместо кто последний?

- поезжай вместо езжай

В настоящее время внелитературное просторечие сохраняется у недостаточно образованных, малокультурных людей, причем начинает сливаться с диалектной речью, т. е. сречью носителей различного рода говоров, получивших образование, но не полностью овладевших литературным языком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: