Феномены межличностного влияния




Теоретический блок

Прочитайте текст. Выделите основные понятия.

Феномены межличностного влияния

 

Наряду с существованием барьеров коммуникации и психоло­гической обратной связи важной особенностью межличностного общения является наличие возможностей появления феноменов межличностного влияния, к которым, в частности, относятся:

внушение, заражение, убеждение. Внушение рассматривается как один из наиболее сложных феноменов. Особенность его прояв­ляется в том, что процесс воздействия на психическую сферу че­ловека осуществляется посредством некритического восприятия информации. Обязательным условием внушения выступает от­сутствие логического анализа и активного понимания информа­ции, которая воспринимается как абсолютно верная без доказа­тельств. Чаще всего внушение осуществляется, если человек, на­ходясь в расслабленном состоянии, слышит сообщение от друго­го. Тот, кто передает информацию, должен быть полностью уве­рен в правоте своего высказывания, только тогда он может внушающе подействовать на реципиента. Внушение сопровождает общение человека на протяжении всей его жизни. Чем автори­тетнее коммуникатор, тем в большей степени он способен внушающе действовать на реципиента. Особенно это заметно в процессе воспитания и обучения. Родители, имеющие авторитет у своих детей, часто передают им информацию именно посред­ством внушения, хотя и не всегда осознают это.

Внушение не нуждается в доказательствах, но тре­бует большой убежденности внушающего, который передает ин­формацию в императивной форме повелительного наклонения. Очевидно, что дети в большей степени поддаются внушению, чем взрослые. Следует отметить навязчивый характер идей, усвоен­ных в процессе внушения. Такие идеи с большим трудом можно изменить и осмыслить. Внушение может быть целенаправленным, или преднамеренным, и нецеленаправленным. При непреднаме­ренном внушении влияние осуществляется как бы случайно, но на самом деле оно определяется достаточно устойчивыми и тверды­ми взглядами внушающего.

Гордон Оллпорт выделял случайную природу влияния в ситуа­ции непреднамеренного внушения. Так, исследуя влияние учителей на учащихся и родителей на детей в процессе обучения и воспита­ния, он определил, что максимальное значение в становлении лично­сти ребенка приобретает не продуманный учебный план или целена­правленное воспитание, а «маленькие истины», высказанные мимохо­дом (см.: Оллпорт Г. Личность в психологии. - М., 1998). Далеко не во всех случаях воспитатели задумываются над тем, какие именно «маленькие истины» они высказывают обычно, и насколько они соответствуют общим поставленным целям воспитания.

Не следует думать, что низкий уровень внушаемости свиде­тельствует о большой психологической силе человека. Видимо, определенный уровень внушаемости должен быть у каждого, по­скольку этот механизм влияния связан с интериоризацией смы­словых структур в процессе воспитания и социализации. Если у человека очень низкий уровень внушаемости, то он скорее всего имеет достаточно высокий уровень самовнушаемости. Очевидно, наличие определенного баланса между внушаемостью и самовну­шаемостью, равно как и баланса между опорой на себя и опорой на других, характеризует большинство людей с нормальной соци­альной адаптацией. Чрезмерное нарушение данного баланса (в ту или иную сторону) может привести к негативным социальным последствиям. Так, чрезмерно внушаемый человек слишком силь­но зависит от окружающих. С другой стороны, субъект с преоб­ладанием самовнушения скорее всего будет проявлять себя как социально дезадаптивный в тех или иных аспектах жизни, по­скольку его взгляды будут весьма слабо корректироваться через экспектации на социальном уровне.

В процессе внушения возбуждается неосознаваемая психическая активность индивида. Поэтому ослабление действия сознательного контроля при восприятии информации выступает важным услови­ем внушения. Информация должна быть усвоена в расслабленном состоянии покоя, усталости, перед сном, в гипнотическом сне и т.д. Отсутствие осмысления и понимания обеспечивает восприятие ин­формации, поступающей через внушение, как безусловную дан­ность. Уверенность, систематичность, эмоциональная окрашенность внушения предопределяют побуждения человека, ощущения, представления, поступки и эмоциональные состояния, которые со­храняются достаточно долго и оказывают влияние на многие ас­пекты его жизнедеятельности. Используя закономерности вну­шающего влияния информации, специалисты по организации рек­ламы стремятся влиять на выбор потребителя через императивное, систематическое и позитивно ориентированное информирование о том или ином товаре, либо услуге. При этом реклама крайне редко обращается к таким механизмам влияния как убеждение.

Если внушение ориентировано на подсознательный уровень психических процессов человека, то убеждение связано с вполне осознанными процессами понимания и восприятия информации. Убеждают при помощи логики, доказательств, демонстрации зна­чений обсуждаемых явлений. В зависимости от индивидуальных и личностных особенностей человека убедительными могут быть специально подобранные факты или какие-либо аспекты явления, на которые реципиент ранее не обращал внимание. Убедительны­ми могут быть красота, добро, справедливость и другие ценности, которые выступают как абсолютные и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Но в большинстве случаев убеждение связано с логикой и доказательствами. Чтобы убедить, необходи­мо раскрыть смысл явления в том аспекте, который будет более всего значим для субъекта взаимодействия. Мы реагируем прежде всего на то, что имеет личностный смысл. Поэтому, подбирая

объективные доводы для доказательства, нельзя не учитывать их субъективной стороны - того, насколько они будут значимы для данного субъекта. Вот почему, прежде чем убеждать человека в чем-либо, необходимо иметь хотя бы общие представления об его установках, ценностях и взглядах.

Психологическое заражение - это особый способ влияния, кото­рый описывают обычно в связи с психическим состоянием больших социальных групп при панике. Речь идет о бессознательной не­вольной подверженности индивидов определенным психическим состояниям в зависимости от различных факторов. Но заражение может быть также рассмотрено и на уровне субъект-субъектного взаимодействия. Сущность психологического заражения в том, что эмоциональное состояние коммуникатора неосознанно восприни­мается реципиентом настолько сильно, что его собственное психи­ческое состояние становится тождественным психическому состоя­нию коммуникатора. Существуют люди, способные психологиче­ски заражать окружающих с большой легкостью. Вероятно, это связано с различными индивидуальными и личностными осо­бенностями. Несомненно, что такие субъекты достаточно высо­ко ценятся в определенных профессиональных кругах и видах деятельности, ориентированных на восприятие людей: в среде артистов, учителей, телеведущих и т.д. Талант выдающегося ар­тиста определяется не столько умением что-то выразительно изображать, сколько способностью влиять на изменение психи­ческого состояния большого количества людей средствами пси­хологического заражения.

При обычной межличностной коммуникации мы можем заме­тить сочетание различных видов влияния. Тем не менее многие люди стремятся влиять на собеседника тем или иным способом, который можно обозначить как доминирующий. Доминирование определяется ведущим эго-состоянием человека в данный момент. Очевидно, что преобладание убеждения осуществляется в эго-состоянии «взрослый»; заражения - в эго-состоянии «ребенок»; внушения - в эго-состоянии «родитель».

Проблема использования возможностей людей влиять друг на друга всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов, социальных работников и родителей, политиков и артистов, ком­мерсантов и руководителей. Вероятно, нет такой сферы жизнедея­тельности, в которой факторы межличностного влияния не были 'бы значимы. Вот почему книга Д.Карнеги «Как завоевывать дру­зей и оказывать влияние на людей» получила широкую публици­стическую популярность во всем мире. При этом знаменитые пра­вила Карнеги, изложенные на уровне здравого смысла и житей­ской мудрости, во многом опираются на научные данные, за исключением некоторых утверждений. Наблюдения и обобщения Д.Карнеги представляют несомненную ценность, поскольку в простой и ясной форме определяют возможности практического использования некоторых моделей поведения для улучшения ре­зультатов взаимодействия.

 

Практический блок:

Продолжите составление кластера или инфокарты по данному материалу. Назовите документ ФИ кластер или инфокарта Коммуникация 2.

Например: Иванова А. Коммуникация 2

Сайты-подсказки для создания инфокарт:

https://drive.google.com/drive/folders/1B5i-13QQ7OxBGoZc_wWNLFknIULv_XOi?usp=sharing

 

https://app.creately.com/diagram/rrx48sTIEz5/edit

 

Если технические возможности не позволяют Вам сделать кластер или инфокарту в компьютерном виде, сделайте в рабочих тетрадях, и выложите четкую фотографию.

 

 

Контроль: качество и содержание мы проверим и обсудим на очном уроке. Подготовьтесь прокомментировать свой выбор подходящих структурных элементов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: