Технические детали и новшества строительства.




Исаакиевский собор и Исаакиевская Площадь

 

Судари и сударыни, дамы и господа! Сегодня мы пройдем по одной из самых красивых и значимых площадей Мира. Меня зовут Гапин Давид. Сегодня именно я буду вашим проводником в мир Российской истории и архитектуры.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Исторический центр Петербурга с 1990 г. включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. И одним из самых примечательных зданий центра города является Исаакиевский собор.

Высота собора - 101 м., общая площадь - около 4000 кв.м., одновременно в соборе могут находиться до 10 000 человек. По размерам и величию здание сравнимо с такими мировыми шедеврами, как собор СВ. Петра в Риме и собор Св. Павла в Лондоне.

История строительства

Собор освящен в честь святого Исаакия Далматского, православного монаха, жившего в 4 в. на территории нынешней Хорватии. День памяти Исаакия Далматского - 30 мая - совпадает с днем рождения основателя нашего города Петра 1. Память этого святого Петр захотел увековечить в новом городе всего через несколько лет после основания Петербурга. И первая Исаакиевская церковь, одноэтажная, деревянная, была заложена в 1707 г. По некоторым неподтвержденным данным в первой Исаакиевской церкви прошло венчание Петра 1 с Мартой Скавронской, будущей Екатериной 1.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург в 1712 г. эта церковь перестала отвечать новым потребностям, и в 1717 г. ее начали перестраивать по проекту архитектора Матарнови. Второй по счету Исаакиевский собор внешне напоминал Петропавловский собор Доменико Трезини. Оба первых собора были построены не на нынешнем месте, а на месте нынешнего Медного всадника.

В конце 18 в. Екатерина 2. которая любила показать себя преемницей и продолжательницей петровских традиций, одобрила идею перестройки собора. Фундамент нового здания заложили на месте теперешнего, руководил строительством архитектор Антонио Ринальди. Но и этому проекту было не суждено дойти до наших дней. Строительство затянулось. После смерти Екатерины ее наследник Павел повелел забрать большинство ценных материалов на строительство своей новой резиденции. В результате перепланировок и жестокой экономии вместо пятиглавого легкого сооружения с красивой колокольней появилось приземистое однокупольное здание, первый этаж которого был облицован мрамором, а второй просто покрашен. По Петербургу в те годы гуляла горькая эпиграмма: "Двух царствий памятник приличный, низ мраморный, а верх кирпичный."

Очередную перестройку собора в память о своей любимой бабушке начинает Александр 1. Основным условием было сохранение существующего фундамента и алтарной части предыдущего собора. После нескольких туров конкурса, в котором приняли участие многие именитые архитекторы, царь выбрал проект молодого малоизвестного французского архитектора Огюста Монферрана. Но и Александру 1 не суждено было полюбоваться новым собором: строительство началось в 1818 и завершилось уже после смерти царя, через долгих 40 лет, в 1858 г.

Сравнить, чем отличались друг от друга проекты всех соборов, можно в музее. Там представлены копии старинных гравюр с изображениями собора разных лет. А в отдельной витрине представлены макеты четырех соборов. Три из них конца 20 в., а макет нынешнего, монферрановского, - ровесник самого собора. Его исполнил из липового дерева в середине 19 в. крепостной мастер Салин. Это уникальный макет, он повторяет мельчайшие подробности убранства собора, при этом сделан без клея и гвоздей. Мастер трудился над этим проектом 11 лет.

Технические детали и новшества строительства.

Только на закладку нового фундамента ушло около 5 лет. Чтобы мощное тяжелое здание не оседало на невских болотистых почвах, было забито почти 11 тысяч свай. На таком прочном фундаменте из кирпича были возведены стены собора. Их толщина варьируется от 2 до 5 метров. Но укладке стен предшествовало другой немаловажный процесс - установка гранитных колонн. Камень добывали в каменоломне близ Выборга. Огромные гранитные блоки-заготовки на баржах, которые тянули 2 парохода, доставляли к пристани на Неве. Колонны затем катили до стройплощадки, где их полировали. Для того, чтобы установить колонны, были построены сложные деревянные леса. Колонны поднимали и опускали с помощью канатов. Установка одной колонны высотой 17 метров и весом 114 тонн занимала в среднем час. По четырем портикам установили 48 таких колонн. Вокруг купола через несколько лет установили еще 24 колонны, каждая весом 67 тонны. В общей же сложности собор украшают 112 колонн разной величины. Макет лесов экспонируется в юго-западной части собора.

Собор по праву можно назвать коллекцией камней. Помимо разных сортов гранита в интерьере и наружной отделке использованы разные сорта итальянского и французского мрамора. Все виды отделочных камней использовали и для бюста О.Монферрана. Бюст работы скульптора Витали был установлен в соборе после смерти архитектора в 1858 г.

Когда пришло время возводить купол, Монферран предложил новую технологию. Кирпичную кладку заменили металлическими конструкциями и наружным медным покрытием. В результате купол возвели за 3 года вместо 6 и стоил он в два раза дешевле кирпичного. В отдельной витрине музея можно увидеть макет центрального купола, внутри которого было заложено 100 тысяч пустых глиняных горшков для теплоизоляции и лучшей акустики. Снаружи купол покрыт медными позолоченными листами. За всю историю собора купол золотили лишь единожды. На это ушло около центнера золота.

ИСААКИЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Южный фасад Исаакиевского собора обращен к Исаакиевской площади. Ее архитектурный облик формировался на протяжении всей истории Санкт-Петербурга. Совершим небольшое путешествие по ней, начиная от выхода из собора.

Особняк Лобанова-Ростовского (Исаакиевская пл., 2)

Это монументальное здание было построено в1817- 1820 гг. для князя А.Я.Лобанова-Ростовского архитектором, о котором мы говорили в связи с Исаакиевским собором - Огюстом Монферраном. Главный фасад особняка смотрит на Адмиралтейство, украшен портиком из восьми колонн коринфского ордера. Вход во дворец стерегут два льва работы итальянского скульптора Паоло Трискорни. Это, пожалуй, самые знаменитые фигуры львов в нашем городе. На них пережидал трагическое наводнение 1824 г. герой поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник".

Особняк недолго служил своему первому хозяину, содержание его в какой-то момент стало не по карману, и князь задумал его продать. Покупателя, согласного заплатить желаемую сумму, не нашлось, и тогда владелец дворца устроил всероссийскую лотерею. Было объявлено о выпуске миллиона билетов по рублю каждый. Выигрыш - один миллион. Николай 1, узнав об этой затее, решительно пресек ее: "Не княжеское это дело - заниматься коммерцией". В результате дворец был выкуплен в казну, и вплоть до 1917 г. в нем находилось Военное Министерство.

В 20-21 веке назначение здания неоднократно менялось. В частности, в 1941-44 гг. в нем находилась средняя школа, одна из 29 школ Ленинграда, работавших всю блокаду. После недавней реставрации дворца в нем разместился отель "Four seasons".

Пройдем на перекресток Исаакиевской площади и Вознесенского проспекта. В створе трассы вы видите одно из самых узнаваемых зданий города – Адмиралтейство, строительство которого по проекту архитектора Андреяна Захар ова завершилось в 1823 году. Кораблик на шпиле стал одним из символов нашего города. А в шаре под корабликом хранится бесценная шкатулка. В ней хранятся данные обо всех ремонтах шпиля и кораблика, имена мастеров, участвовавших в работах, несколько петербургских газет 19 и 20 вв. и прочее. При последнем капитальном ремонте шпиля в 1999 г. шкатулка пополнилась новыми данными.

На углу Вознесенского проспекта, Малой Морской и Исаакиевской площади стоит бывший доходный дом Шиля (1832 г., арх. Пель). Обратите внимание на мемориальную доску на фасаде со стороны Вознесенского пр. На третьем этаже этого дома в 1847-49 гг. снимал комнату Ф.М.Достоевский. В этом доме им были написаны повести "Белые ночи", "Неточка Незванова" и "Хозяйка". Здесь же в ночь на 23 апреля 1849 г. писатель был арестован, отсюда препровожден в Секретный дом Петропавловской крепости и осужден по делу о кружке Буташевича-Петрашевского.

Еще один литературный адрес напротив, на четной стороне Малой Морской улицы, угол с Исаакиевской площадью. (Малая Морская, 24). Мемориальная доска напоминает нам, что здесь, в номере гостиницы " Англетер ", 28 декабря 1925 г. трагически оборвалась жизнь поэта С.А.Есенина. Накануне в этом же номере гостиницы Есенин пишет свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья." Обстоятельства гибели поэта до сих пор неизвестны.

Соседнее здание на площади - гостиница " Астория " - угол Большой Морской ул.и Исаакиевской пл. - один из фешенебельных отелей города с богатой и интересной историей. Его построили больше ста лет назад, накануне Первой Мировой войны на пике тогдашней моды в стиле "модерн". За сто с лишним лет в связи с политическими событиями неоднократно менялось название, но не назначение здания. В разные годы здесь останавливались представители почти всех королевских династий Европы и мира, знаменитые политики - Д.Неру, И.Ганди, В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, В.В.Путин, Д.Буш, М.Тэтчер, артисты и музыканты - начиная от А.Вертинского и Ф.Шаляпина, В.Высоцкого и М.Ростроповича до Мадонны, Depeche mode, Rolling Stones. Интерьеры отеля не раз становились декорациями для съемок отечественных и зарубежных фильмов.

Прилегающая к Мойке части площади (Исаакиевская пл. 4 и 13) была застроена в середине 19 в. двумя симметричными зданиями, предназначавшимися для министерства Государственных имуществ. С 1920х годов в этих зданиях работают сотрудники научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И.Вавилова. Выдающийся ученый, академик Вавилов проработал здесь почти 20 лет вплоть до своего ареста в 1940 г. За годы работы сотрудники института собрали уникальную многотысячную коллекцию семян. Начало этой коллекции было положено еще в 1905 г. русскими агрономами и ботаниками, а особенно экспедициями под руководством самого Вавилова. В начале Великой Отечественной войны эвакуировать эту коллекцию не удалось. Но за все годы блокады не пропало ни одного зернышка. Сотрудники института смогли сохранить бесценную коллекцию в морозы, под обстрелами и бомбежками, отвоевали у полчищ крыс. Для того чтобы понять значение этого подвига, напомню, что 28 сотрудников умерли от голода, хотя в их распоряжении были тонны семян пшеницы, риса, миндаля, арахиса и т.д.

Мы с вами стоим у одного из самых знаменитых мостов Петербурга - Синего моста через Мойку. Он же является самым широким - 99 м. Благодаря своей ширине мост почти не заметен и является продолжением площади. Его строили и перестраивали с 1818 г. до середины 19 в. В то время выше по течению Мойки было сооружено еще несколько аналогичных в техническом плане чугунных "цветных" моста. До наших дней почти в прежнем виде сохранились два из них - Синий и Красный (левее, на Гороховой ул.)

В центре площади в 1859 г. был установлен памятник Николаю 1 работы несравненного ваятеля конных статуй П.К.Клодта. Памятник является одним из немногих в мире конных памятников, стоящих на двух точках опоры. При немалой высоте - 6 м. - он опирается только на задние ноги коня. Царь изображен в парадном мундире лейб-гвардии Конного полка. Пьедестал украшают четыре аллегорические фигуры: Вера, Правосудие, Сила и Мудрость. Принято считать, что скульптор придал им портретное сходство с супругой Николая, императрицей Александрой Федоровной, и тремя их дочерьми.

На больших барельефах пьедестала запечатлены отдельные события царствования Николая 1: - выступление Николая после подавления восстания декабристов в 1825 г., - холерный бунт на Сенной пл. в 1831 г., - строительство железной дороги Москва-Петербург и так далее. Неоднозначная оценка царствования Николая 1 отразилась и на оценке памятника. Его много и охотно критиковали еще до революции, сравнивали с "Медным всадником", писали многочисленные эпиграммы. После 1917 г., как известно, было решено убрать памятники "царям и их слугам". К счастью, этого не случилось.

В 1839 г. на месте бывшей школы начинается строительство свадебного подарка Николая 1 его старшей дочери, великой княгине Марии Николаевне. Руководил строительством придворный архитектор А.И.Штакеншнейдер. По завершении строительства в 1845 г. до приезда сюда хозяев дворец на несколько дней открыли для посещений. Современники оставили самые восторженные отзывы об убранстве и техническом оснащении дворца. Дворец до сегодняшнего дня носит имя первой владелицы, а ее бюст был установлен в вестибюле в 2007 г.

Мария Николаевна скончалась здесь же в 1876 г., оставив после себя многомиллионные долги. Наследники были вынуждены продать здание в государственную казну. И через несколько лет, в 1884 г., решением Александра 3 дворец был объявлен резиденцией Государственного Совета. Через несколько лет И.Е.Репин напишет в зале заседаний дворца свою знаменитую картину "Заседание Государственного Совета", которая экспонируется ныне в Русском музее.В 1917 г. дворец некоторое время был резиденцией Временного правительства. С 1948 г. здесь работал Ленсовет, а с 1990х - Законодательное собрание Петербурга.

На фасаде дворца мы видим герб города и пять орденов, которыми был награжден город в 20 веке, в том числе и Золотую Звезду Города-героя.

На наб. Мойки, напротив Исаакиевская пл. 89 стоит своеобразный памятник стихийным бедствиям - наводнениям. На гранитной стеле прочерчены черные линии. Они показывают уровень воды во время самых страшных наводнений. Самая высокая из них на высоте более 4 м. над уровнем воды. Она показывает подъем воды в 1824 г. Это катастрофическое наводнение нанесло страшный урон городу и унесло жизни сотен людей. Его описал в "Медном всаднике" А.С.Пушкин. Всего же за историю города вода поднималась больше 300 раз, из них только при жизни Петра 1 произошло 9. Наводнения фиксируются при подъеме выше 160 см. Существует три категории: 1/ опасные при подъеме воды до 210 см (2010 г. -187 см), 2/ особо опасные - до 299 см (1955 г. - 293 см, 1975 г. - 281 см), 3/ катастрофические - выше 3 м (1777, 1824, 1924, гг).

Следующее здание на нашем пути - Исаакиевская пл.11. Здание за свою историю неоднократно перестраивалось и меняло хозяев. Свой теперешний облик оно приобрело в 1911-12 гг., его перестроил немецкий арх. П.Беренс для германского посольства. На фотографиях начала 20 в.на крыше здания мы можем видеть бронзовые статуи атлетов с конями. С началом Первой Мировой по Петербургу прокатилась волна шовинистических и националистических выступлений. Всюду мерещились шпионы. В их ряды молва записывала не только дипломатов и владельцев "Астории", но и немецких булочников и кондитеров. Многотысячная толпа бурно протестовала у здания посольства. Несколько человек забрались на крышу и сбросили статуи вниз. Впрочем, немецкие дипломаты вернулись в это здание после Гражданской войны и работали здесь вплоть до 1941 г. Сейчас в этом здании работают государственные учреждения.

Старейшее здание на площади - Исаакиевская пл. 9, угол Почтамтской улицы. Трехэтажный особняк был построен в стиле классицизм в 1760 гг, предположительно по проекту Антонио Ринальди. Во времена Екатерины 2 он принадлежал Льву Александровичу Нарышкину, одному из умнейших и образованнейших людей своего времени. На его балах и обедах собирался весь цвет Петербурга. Обратите на памятную доску на главном фасаде здания. Французский философ Дени Дидро, прибывший в Россию по приглашению Екатерины, гостил у Нарышкина почти полгода в 1773-74 гг. В начале 19 в. дом принадлежал поэту-любителю И.П.Мятлеву, с которым был знаком Пушкин. При новом владельце слава литературного салона в этом доме возросла. После национализации здания в 1918 г. здесь некоторое время находился музей Старого Петербурга, а затем Музей Художественной Культуры. Помимо прочих, здесь долгие годы жил Казимир Малевич. Умер он также в этом доме. Его память увековечена интересной мемориальной доской на боковом фасаде здания.

Следующее здание на площади - Исаакиевская пл. 7, угол с Почтамтской, в начале 19 в. принадлежал семье декабриста А.М.Булатова. Здесь снимал квартиру поэт А.И.Одоевский, бывали декабристы Бестужев, Пущин, Каховский, Рылеев, гостил А.С.Грибоедов.

Нашу прогулку по Исаакиевской площади мы завершаем у Исаакиевская пл.5, особняка Зубова. Этот участок земли в конце 18 в. принадлежал последнему фавориту Екатерины 2 Платону Зубову. Нынешнее здание было построено на месте старого особняка в 1840 гг. замечательным петербургским архитектором Г.Боссе.В 1912 г. потомок первого хозяина, граф В.П.Зубов отдает здание под Российский Институт Истории Искусств. Этот институт граф Зубов основал по образцу Флорентийского института истории искусств. Здесь читали лекции, устраивали выставки, формировали библиотеку. В советское время здесь работали филологи, писатели, композиторы, музыковеды, деятели киноискусства, выступали К.Станиславвский, В.Мейерхольд, Д.Шостакович, В.Маяковский.

Мы совершили прогулку по одной из красивейших площадей Петербурга, которая отражает многие важные исторические события и хранит память о многих знаменитых людях страны.

 

Литература:

1.Канн П.Я. - Прогулки по Петербургу - СПб, 1994

2.Синдаловский Н.А. - Петербург. От дома к дому, От легенды к легенде. - СПб, 2000.

3. Пукинский Б. - Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. - СПб, 2007.

4. Ленинград. Путеводитель. - Ленинград, 1984.

5.Исаченко В.Г. - Памятники Санкт-Петербурга.- СПб, 2004.

6.Бутиков Г.П. - Исаакиевский собор - СПб, 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: