Влияние лесных пожаров на состояние Российских лесов




Введение

 

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.Россия по праву считается лесной державой, на неё приходится 1/5 часть всех лесов мира, 1/2 часть всех хвойных лесов, леса занимают ~50% всей площади страны и составляют 1,2 млрд. га.

Леса России – уникальная экологическая система, важнейший экономический, экологический и глобальный политический ресурс. Леса являются не только источником получения древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании глобальных процессов окружающей природной среды, сохранения климата, водных ресурсов и биологического разнообразия планеты. В ближайшие десятилетия значение российских лесов как возобновляемого ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно возрастать.

Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных почв. В результате сведения лесов многие земли были нарушены эрозией и превратились в овраги, практически непригодные для использования в сельском хозяйстве. К началу 90-х гг. в южных регионах европейской части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель.

Глава 1. Использование и охрана лесных ресурсов в нашей стране.

Основные проблемы

 

Лесные ресурсы, в частности древесина относятся к относительно возобновимым. Древесина – совокупность полимеров растительного происхождения и как ресурс, способный к самовосстановлению, является исчерпаемо-возобновимым. Суммарный запас древесины, например, на территории России (самой богатой лесами страны мира) составляет 70 млрд. кубических метров. Средний годичный прирост древесины составляет около 600 млн. кубических метров, а ежегодный объем рубки – менее 400 млн. кубических метров. Следовательно, ежегодно вырубается меньше, чем прирастает, и, казалось бы, никаких проблем с древесиной быть не должно. Однако приведенные данные относятся к суммарному запасу и приросту биомассы, в который входит древесина, накапливающаяся как в хвойных, так и в лиственных, как в спелых, так и в неспелых (включая молодняки), как в доступных, так и в недоступных лесах. Но для лесоперерабатывающих отраслей предпочтительна пока древесина хвойных пород (ель, сосна, кедр), причем не любая, а лишь такая, которая отвечает определенным техническим и технологическим требованиям. Прирост именно такой древесины отстает от объема ее изъятия. Возобновление леса после рубки в большинстве случаев происходит через смену хвойных пород лиственными в течение многих десятилетий.

Таким образом, при сохранении и накоплении общего запаса древесины в лесах, деловая, требующаяся производству древесина оказывается исчерпаемым и лишь относительно возобновимым ресурсом. Поскольку, однако, научно-технический прогресс на направлен на освоение и использование любой древесины в промышленности, острота проблемы может быть снижена. При всем сказанном следует иметь в виду двойственную природно-ресурсную сущность лесов, являющихся одновременно источниками (производителями) сырья и средообразующим фактором глобального значения. Поэтому эксплуатация лесов для получения древесины должна в обязательном порядке (т. е. на основании законодательства) учитывать космическую, почво- и водозащитную, климатообразующую, рекреационную и другие функции лесных систем.

Согласно Лесному кодексу Российской федерации, лесное законодательство России направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

Объектами лесных отношений является лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд. Их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

1. сохранение и усиление средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах здоровья человека;

2. многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах.

3. воспроизводство, улучшение природного состава и качества лесов, повышение их продуктивности и защиту лесов;

4. рациональное использование земель лесного фонда;

5. повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

6. сохранение биологического разнообразия;

7. сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится разделение лесного фонда по группам лесов. В лесном фонде выделяют леса первой, второй и третьей группы

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции и имеющие ограниченное эксплуатационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные. Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

В 1997 г. правительство РФ приняло постановление ”О федеральной целевой программе: Леса России на 1997-2012 годы.”. Программа имеелакомплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность и ставит целью уменьшить площадь непокрытых лесом земель, улучшить состояние дубровных лесов и ведение хозяйства в кедровых лесах, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении страны, а также выполнить принятые Россией международные соглашения и обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов. В настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы. Цели программы:

1. повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

2. обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов.

Ожидаемые результаты реализации Программы: в результате реализации I этапа Программы предполагается:

1. сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,6 процента;

2. сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,54 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

3. повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 20,3 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда;

4. достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 33 процентов.

В результате реализации II этапа Программы предполагается:

1. поддержание лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,4 процента;

2. сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

3. повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 26,1 процента (достижение уровня 25,6 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда);

4. сохранение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,1 процента.

В результате реализации III этапа Программы предполагается:

1. сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента;

2. сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

3. повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 33 процента (достижение уровня 27 рублей в расчете на 1 га земель лесного фонда);

4. достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 34,1 процента.

Основными принципами в воспроизводстве лесов остаются обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях

Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий, таких как пожары, радиоактивное загрязнение, а также распространение вредителей.

Однако не все требования, предъявляемые к лесозаготовкам и лесопользованию, соблюдаются в нашей стране. В России ежегодно вырубается 1,8 млн. га леса. Нередко при лесозаготовках допускается гибель подроста, в первую очередь там, где используется многооперационная агрегатная лесозаготовительная техника.

Миллион гектаров леса ежегодно гибнет или повреждается вредными промышленными выбросами. На Кольском полуострове лес гибнет со скоростью 1 км в год. Из-за выбросов в атмосферу Мончегорским никелевым комбинатом двуокиси серы и тяжелых металлов область погибших хвойных лесов приближается к границе с Финляндией, Финские ученые исследовали влияние выбросов на рост сосны на участке до финской границы (120км). Наибольшее замедление роста деревьев зафиксировано на удалении 30-40 км от города.

В течении 1995-1997 гг. Уничтожались леса в Ленинградской области. До 60 груженных лесом трейлеров ежедневно проходили через пограничный пункт Торфяновка в Финляндию. Сплошная рубка (когда срезаются не только зрелые хвойные деревья, но – в нарушение установленных норм – и их молодь, особо ценные леса) грозит превратить Карельский перешеек в пустыню.

Влияние лесных пожаров на состояние Российских лесов

 

Лесные пожары наносят огромный урон экологии, для восстановления леса требуется несколько десятков лет и несколько поколений лесничих. В случае, когда промышленные объекты находятся в непосредственной близости от леса, ущерб от пожара может быть колоссальным. Но наибольшую опасность представляет угроза населенным пунктам, когда лесной пожар может стать причиной смерти людей. Причиной пожара может быть природное явления: грозовые разряды и молнии, но чаще причиной является сам человек, начиная от простого туристического отдыха и заканчивая сельскохозяйственными палами.

На территории лесного фонда России ежегодно регистрируется от 10 до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,5 до 2,5 млн. га. С учетом горимости огромного количества лесов на неохраняемых и эпизодически охраняемых территориях северных районов Сибири и Дальнего Востока общая величина пройденной огнем площади составляет от 2,0 до 5,5 млн. га.

Пожары - основная причина гибели лесов. За период 1994–2005 гг. в Российской Федерации погибло 5308 тыс. га лесных насаждений (в среднем 442 тыс. га в год). Из этой площади 70% погибло от пожаров, 14,3% – от воздействия неблагоприятных погодных условий, 12,9% – от повреждения вредными насекомыми и лишь 2,8% пришлось на весь комплекс прочих факторов (болезни, повреждения дикими животными, антропогенные факторы). За рассматриваемые 12 лет только в 1995 г. и в 2004 г. роль пожаров в гибели лесов не являлась главенствующим фактором.

Если оценить расходы на тушение лесных пожаров в России, то в 2009 году на борьбу с пожарами регионам было выделено 3 млрд.руб. При этом в 2008 году экономический ущерб составил 18 млрд.руб. (Источники: МЧС, Рослесхоз). По прогнозам Сергея Фильченкова, аналитика ИК "Финам", в 2009 году суммарный ущерб от лесных пожаров должен был составить 20-30 млрд. руб.

Отметим, что при расчете экономического ущерба, оценивая только потери древесины на корню, они составляют в среднем 27 млн. м3 в год, что в пересчете на рыночную стоимость древесины составляет примерно 1350 млн. руб.

Рис.1 Статистика последствий лесных пожаров в России 2003-2015 гг.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: