VI. Обследование речевой функции.




Схема обследования лиц с заиканием

I. Анамнестические данные. (отмечается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося)

1. Наследственность (ускоренный темп речи у родителей или близких родственников, задержка речевого развития у родителей или близких родственников, заикание у родителей, заикание у братьев и сестер, заикание у дедушки или бабушки по линии отца или матери)

2. Время появления развернутой фразовой речи.

3. Наличие и выраженность итераций.

4. Особенности темпа речи до возникновения заикания (тахилалия, брадилалия, без особенностей).

5. Наличие левшества (амбидекстрии) у ребенка.

6. Наличие левшества у родителей, бабушек, дедушек.

7. Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

8. Наличие других речевых нарушений помимо заикания.

II. Условия воспитания и психологический климат в семье.

1. Социальная среда, в которой воспитывается ребенок (ясли, детский сад, дома с мамой, бабушкой, няней).

2. Особенности речевой среды (наличие контактов с заикающимися или лицами с другой речевой патологией, билингвизм в семье).

3. Особенность речевого общения с ребенком (недостаточность речевого общения, полноценное речевое общение, стимуляция речевого развития ребенка путем регулярного чтения, соответствие читаемого возрасту ребенка, стимуляция речевого развития ребенка путем речевых игр, заучивания стихов, песен, перегрузка ребенка речевым материалом и пр.).

4. Особенности воспитания в семье (чрезмерное заласкивание, излишняя строгость, неровность в общении с ребенком, частые перегрузки впечатлениями, длительный просмотр телевизионных передач и пр.).

5. Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, постоянная фиксация внимания ребенка на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).

III. Обследование высших психических функций, познавательной активности, поведения, характера.

1. Особенности и соответствие возрастной норме внимания, памяти, мышления.

2. Особенности познавательной активности (любознателен, присутствуют устойчивые интересы, познавательная активность снижена, занимается без интереса).

3. Особенности поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

4. Основные черты характера (спокойный-возбужденный, подвижный-медлительный, уравновешенный-капризный, активный-пассивный, общительный-замкнутый, конфликтный, задиристый – добрый, бесконфликтный, аккуратный-неряшливый).

5. Особенности адаптации к детскому саду, к школе.

6. Характер контакта со сверстниками.

7. Характер контакта с родителями.

IV. Обследование моторной сферы.

1. Особенности общих произвольных движений (ловкий, неловкий, пластичный, неуклюжий, удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме, движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно, отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости общемоторных движений):

2. Особенности мелкомоторных движений (удерживает заданную позу, хорошо переключпется с одного мелкомоторного движения на другое, движения точные, в полном объеме, движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно, отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости мелкомоторных движений).

3. Особенности произвольных мимических движений (мимика живая, выразительная, адекватная, недостаточно выразительная, мимика вялая, амимичность).

4. Особенности артикуляторной моторики (удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного артикуляторного движения на другое, движения точные, в полном объеме, движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно, отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляторных движений).

V. Развитие заикания.

1. Время возникновения речевых судорог (возраст ребенка, в котором появились запинки).

2. Характер возникновения речевых судорог (резко, бурно, заметно, постепенно, незаметно).

3. Предполагаемые причины возникновения заикания.

4. Наличие и длительность периода мутизма.

5. Тип течения заикания (стационарный, волнообразный, прогредиентный, регредиентный, рецидивирующий).

6. Факторы, усиливающие заикание (волнение, беседы с незнакомыми людьми, физическая усталость, повышенная интеллектуальная нагрузка, болезни, шум, самоконтроль и пр.).

7. Факторы, улучшающие речь (шум, самоконтроль, переключение внимания, сочетание речи с движениями и пр.).

8. Изменение поведения ребенка с момента появления заикания (без изменений, изменения аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.)

9. Отношение к заиканию (нулевая фиксация, умеренная фиксация, выраженная фиксация).

10. Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.

11. Как проявляется заикание в учебных ситуациях (при ответе с места, у доски, на перемене, переход на письменные ответы и пр.).

12. Какие меры предпринимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или народного образования).

13. Продолжительность и результативность лечения или обучения.

14. Сформированность мотивации к преодолению заикания (выражена – не выражена).

15. Предполагаемые причины отсутствия мотивации (недостаточная зрелость, негативный опыт лечения, адаптированность, возраст).

VI. Обследование речевой функции.

1. Характеристика звукопроизношения, фонематического слуха, состояния слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза.

2. Характеристика лексического строя речи.

3. Характеристика грамматического оформления речи.

4. Темп речи (ускорен значительно, ускорен незначительно, умеренный, замедлен незначительно (или уловочно), замедлен значительно, неровный).

5. Голос (громкий, тихий, модулированный, немодулированный, высокий, с носовым оттенком, хриплый и пр.).

6. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное, ритмичное, аритмичное, достаточное по глубине, поверхностное, напряженное и пр.).

7. Характеристика речевых судорог:

- по типу (тонические, клонические, клоно-тонические, тоно-клонические);

- по локализации (артикуляторные, вокальные, дыхательные, артикуляторно-вокальные, артикуляторно-дыхательные, вокально-артикуляторные, вокально-дыхательные, дыхательно-артикуляторные, дыхательно-вокальные);

- частота и длительность судорог (частые и длительные, нечастые и длительные, частые и недлительные, нечастые и недлительные).

8. Выраженность речевых судорог в разных видах речи:

- при пении;

- при послоговом произнесении;

- в сопряженной речи;

- в отраженной речи;

- в шепотной речи;

- при произнесении автоматизированных рядов;

- при чтении стихов;

- при чтении прозы;

- в диалоге;

- при рассказе на заданную тему;

- при пересказе прочитанного;

- в спонтанной речи.

9. Наличие насильственных сопутствующих речи движений (рук, ног, мимической мускулатуры лица, языка и т.д.) и их характер.

10. Наличие речевых уловок (замены слов, перестановки слов, эмболофразии, паузы, произвольное ограничение речевого общения.).

11. Наличие двигательных уловок.

12. Наличие трудных звуков (звукофобия).

13. Наличие логофобии, ее характер (избирательно ситуационный, генерализованный и пр.), степень выраженности (умеренная, выраженная), возраст появления.

14. Наличие навязчивых мыслей.

15. Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений (напряжение в губах, напряжение в языке, напряжение в подбородке, напряжение в горле, напряжение в груди, напряжение в области диафрагмы, общее мышечное напряжение, скованность, трудности дыхания, сдавленность грудной клетки и т.п.) (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)

VII. Логопедическое заключение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: