Социальное партнерство как фактор опережающего развития региональной системы образования




В широком смысле социализация — это процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Н.Савкин, определяя социализацию, ограничивает функциональное поле историческими границами: «Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке» [114].

По отношению к образованию социализацию следует рассматривать как процесс обучения и/или воспитания, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т. е. потенциального носителя ее ценностей, норм, установок, ориентации предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей (как готовности следовать этим нормам, установкам, ориентирам и т.д.).

В такой трактовке социализация рассматривается как регулятив, значимый, как для системы образования, так и для общества в целом. Процесс социализации реализуется с помощью социальных механизмов, связанных с социальными институтами общества (школы, семьи, разнообразных организаций и т. п.), и обеспечивающих достижение значимых государственных, общественных и личных целей.

Социальное партнерство в широком смысле — это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство – это путь построения гражданского общества. В образовании, следовательно, это путь его демократизации и парадигмального обновления.

Для характеристики социального партнерства в образовании, уточним понятие социальной группы. Социальная группа — это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых — непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

· партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

· партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

· партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.

Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между ОУ и предприятиями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто становится не просто потребителем «продукции» образовательного учреждения, но и должен быть источником его финансового благополучия.

Сегодня одной их главных задач системы образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех выше перечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с образовательными учреждениями на основе партнерских отношений.

Для того чтобы заинтересовать своих партнеров,система образования должна готовить выпускников, обладающих наряду с профессиональными характеристиками (занимающими первое место в ряду требований работодателей) развитыми личностными качествами, такими как коммуникативность, креативность, ответственность.

Эффективное взаимодействие с работодателем (и потребителем в целом) возможно в том случае, когда наряду с требованиями к уровню подготовки специалистов работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку. Причем речь идет не о разовой акции. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.

Разработка региональными органами власти нормативно-правового поля должна предусматривать налоговые льготы и стимулы, побуждающие работодателей участвовать в финансировании образовательных учреждений и социальной поддержке обучаемых; другие льготы предприятиям, обеспечивающим производственную практику для студентов.

Социальное партнерство для СНПО должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития:

· упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить);

· обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;

· упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;

· открываются более широкие возможности для организации практики студентов;

· расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Государство — это партнер особого рода, оно может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы. Используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых программ государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес.

Местное самоуправление — явление общественной жизни, а не государственной власти. Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др. Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль за действиями власти, привлекают к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.) и выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).

Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а также возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем. Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.

Безусловно, возможности, а, следовательно, и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Еслироль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, ароль государственных структур — еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан. И дело не только в том, что организации третьего сектора «ближе» к населению и при оказании услуг могут действовать более гибко, эффективно и«человечно», чем государственные учреждения. В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего, это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации. Общественные организации «озвучивают» потребности этих людей, обычно первыми формулируя социальную проблему:

· Какие факторы способствуют становлению и укреплению системы социального партнерства?

· Действительно, все участники этого процесса имеют свои интересы.

Однако есть общее, что может их объединить – это потребность экономики в высоко квалифицированных кадрах.

Необходимо подчеркнуть, что заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении была бы реализована, если:

1. Будет выработана на уровне региональных властей законодательная база, способствующая формированию такого партнерства.

2. Будет принят пакет нормативно-правовых документов о налоговых льготах и стимулах предприятиям, обеспечивающим не только производственную практику для студентов, но и на основе договорных отношений участвующих в заказе необходимых им специалистов за счет финансовых перечислений.

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом. Социальное партнерство зиждется:

· на заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;

· на объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;

· на конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов;

· на стремлении к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;

· на децентрализации решений, отсутствии государственного патернализма;

· на взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;

· на правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема. Такая проблема, как правило, возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.

Успех в деле формирования социального партнерства, а значит повышения качества образования, сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающих за эту область. Но в еще большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров - как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.

В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления:

· кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений);

· финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков);

· информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).

Эксперименты по изменению этих средств системы управления являются важными, но не обеспечивающими в полной мере задачи опережающего развития и активного участия образования в становлении социального партнерства общественных групп.

Перспективным направлением проектно-исследовательских разработок в области социального партнерства по отношению к образованию, на наш взгляд, является изучение процессов появления, принятия и реализации образовательных и иных социальных инициатив. Актуальными становятся следующие вопросы:

· Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы?

· Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются?

· Возможно, сделать открытым процесс реализации интересов?

· Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?

Ответы на эти вопросы для системы образования являются своего рода механизмом поиска нового предназначения образования в изменяющихся социально-экономических и культурно-антропоцентрических условиях человеческого существований.

В целях осуществления комплексного подхода к развитию системы социального партнерства в сфере образования представляется целесообразным:

· систематически изучать и обобщать имеющийся зарубежный опыт организации системы социального партнерства в сфере образования;

· определить критерии и социальные показатели для анализа состояния и основных тенденций развития социального партнерства;

· расширять социальное партнерство в сфере образования с учетом стратегических направлений и национальных приоритетов развития человеческих ресурсов в сфере непрерывного образования, содержание учебных программ, профессиональной квалификации, аттестации педагогических и руководящих кадров, их трудоустройства, стандартизации, аккредитации образовательных учреждений и их финансирования;

· уделять постоянное внимание проблемам:

§ подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на федеральном, региональном, местном локальном уровнях;

§ изучения рынка труда, итогов трудоустройства выпускников с включением этих данных в официальную отчетность;

§ анализа потребности в подготовке и переподготовке кадров на местных рынках труда и регулярного информирования об итогах этого анализа учебных заведений, общественность и работодателей;

§ разработки процедуры формирования госзаказа для СПО, подготовки на основе объективных критериев информации о рынке труда и конкурса учебных заведений на право получения госзаказа;

§ формирования попечительских советов с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, родительской и студенческой общественности.

Например, на территориальном (муниципальном) уровне субъектами социального взаимодействия могут быть органы местного самоуправления, советы директоров учреждений профессионального образования территории, территориальная служба занятости, объединения работодателей, профессиональные союзы, общественные объединения граждан, средства массовой информации.

Организационной формой взаимодействия является территориальный (муниципальный) Совет социальных партнеров в сфере профессионального образования, выполняющий следующие функции:

· формирование территориального социально-профессионального заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих
и специалистов в ОУ СНПО, ССПО, СВПО с учетом задач социально-экономического развития территории;

· практическая отработка моделей многоучредительства профессиональных ОУ;

· привлечение социальных партнеров к соучредительству;

· внесение предложений в Региональный перечень профессий
и специальностей, востребованных на местном рынке труда.

На локальном уровне субъектами социального взаимодействия могут быть учреждения профессионального образования (УПО), работодатели (предприятия различных организационно-правовых форм), профессиональные союзы, родители студентов, выпускники УПО.

Перечислим функции субъектов социального взаимодействия на локальном уровне:

– долевое финансирование профессионально-образовательных программ;

– формирование заказа на качество профессионального образования; квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировки преподавателей;

– формирование независимых комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий выпускникам УО;

– осуществление функций социальной поддержки молодежи;

– трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов УО, реклама его деятельности;

– установление поощрительных стипендий и премий Совета за учебные достижения студентов;

– содействие установлению и развитию межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества УПО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: