Понятие метода и методики научного исследования. Классификация методов в психологии. Особенности применения методов в психологии профессиональной деятельности.




Методы психологии – это приемы и средства, при помощи кото- рых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических ре- комендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование. Значение того или иного психологического метода зависит от валидности и надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точ- ность измерения данным методом, а также насколько психологичес- кий метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с по- стоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи 8 данного психологического метода. Трудоемкость метода проявляет- ся в уровне сложности его реализации, длительности подготовки спе- циалистов. Наиболеераспространеннымиметодами в современной психологии являютсяметод наблюдения, метод эксперимента, опросныеметоды. В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся: - определение наличного уровня профессионализма у человека - установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека - выявление профессиональных потенциальных возможностей человека - помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективноговыполнения труда. Как отмечает А.К.Маркова: «При осуществлении профессиональ- ной диагностики важно применять системный подход (изучать работ- ника целостно), генетический или динамический подход (изучать работника в динамике), гуманистический и человекоцентристский под- ход (учитывать возможности и запросы самого человека, исходить из его интересов, показывать работнику его профессиональные резервы, потенциальные возможности)». В психологии труда разработаны несколько классификаций мето- дов. Рассмотрим некоторые из них. Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию. Она раз- деляет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К перво- му относятся различные варианты метода наблюдения. 1. Метод наблюдения · Метод непосредственного наблюдения профессиональной дея- тельности; · Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда. В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагают- ся вспомогательные методы и средства. · Измерения различных параметров процесса труда; · Алгоритмический способ описания трудовой деятельности; · Анализ продуктов трудовой деятельности; 9 · Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; · Экспериментально – психологические и физиологические про- бы в ходе протекания профессиональной деятельности. Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса 2. Метод опроса · Беседа; · Устный опрос (интервью); · Письменный опрос (анкета); · Биографические и автобиографические данные (психологичес- кий анализ); · Метод обобщения независимых характеристик Третий блок методик раздела А – это анализ различной производ- ственной документации помогает в работе методикам из I и II блока. Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальныхметодик. 3. Лабораторный эксперимент · Абстрактный; · Модель отдельных элементов трудового процесса; · Модели профессиональной деятельности в целом; · Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; · Метод тестов · Производственный эксперимент · Внесение разнообразных изменений в оборудование, техноло- гию, приёмы, темп и ритм работы. · Метод искусственной деавтоматизации. К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистичес- кие методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает раз- делы А и Б. Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классифи- кации Ю. В. Котеловой добавляет методы построения теории и преоб- разующие или конструктивные методы психологии труда. Более подробно остановимся на характеристике методов психо- логического изучения профессий, представленных в классификации М.А. Дмитриевой. Автор выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудово- го процесса, структурный метод, системный анализ. 1 0 1. Профессиографические методы Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с мо- нографиями по технологии данного производства, статьями в перио- дических изданиях, с руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональ- ной деятельности, необходимыми при разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Важным является и изучение теку- щей документации (медицинская документация, всевозможные акты и т. д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравни- тельном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов. Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возмож- ностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помо- щью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетнымметодом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифици- рованным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажут- ся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упо- минает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства. Анкетирование – получение письменных ответов на поставлен- ные вопросы – может быть двух типов. Можно проводить анкетирова- ние по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициа- тивы опрашиваемого, но требуют большего времени для заполнения и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обраба- тывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность от- ветов, не предусмотренных экспериментатором. 1 1 Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого, что сообщаемые им све- дения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы. Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может, быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятель- ности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке. Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание дей- ствий, приемов, движений работающих в соответствии с производ- ственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе ра- боты. Психологический анализ профессиональной деятельности про- водится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие момен- ты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требо- вания к работающему человеку. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноимен- ные элементов. Данные наблюдения обычно дополняются объективны- ми данными. Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в професси- ографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице ис- следователя и рабочего. В первом случае специалист получает инст- рукцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сиг- нала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблю- дателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам пси- холог становится учеником и систематически изучает профессию, при- обретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них 1 2 совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудно- сти и особенности овладения профессиональной деятельностью. Та- кой прием получил название трудового метода. Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональ- ной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ори- ентировочной психограмме профессионально-важными. Результаты эк- спериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции. Если, например, оказы- вается, что большинстволучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники – относи- тельно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспериментальными оценками и практи- кой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные про- фессиографического анализа правильными и обоснованными. Если предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального метода нащупывают психологическую сущность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выводам. Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине элек- тровоза и т. п.). Создание экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдае- мого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента. В других случаях (например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочегоместа) экспериментальная ситуация создает- ся открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое иссле- дование требует особенно тщательной подготовки. Особенностями производственного эксперимента являются неиз- бежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу. 1 3 2. Личностные методы. Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенно- стях профессиональных задач, объекта труда и других элементов про- фессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество раз- личных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характерис- тик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника. 3. Алгометрический метод описания трудового процесса. Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм – строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задач определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия (операторы) и логические условия, определяющие последовательность этих действий, может быть представлена в символической форме или в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать среднюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипичность или логическую сложность операции и другие показатели. Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме. 4. Структурный метод. Сущность структурного метода, предложенного А.И. Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящих из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики. Одним из принципов структурногометода является принцип иерархи- ческого структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется: – на оперативном уровне – в виде структуры взаимосвязей решаемых задач; – на уровне решения одной задачи – в виде структуры взаимосвязей алгоритмов; – на уровне алгоритма – в виде структуры взаимосвязей блоков операций; – на уровне блока операций – в виде взаимосвязей отдельных операций; – на уровне операции – в виде взаимосвязи ее компонентов. А.И. Губинский и В.Г. Евграфов отмечают в тоже время ряд труд- ностей использования структурного метода, в частности сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслитель- ной деятельности, не позволяющее описать ее структуру. 5.Системный анализ. Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной дея- тельности: он направлен на выявление иерархической структуры ос- новных компонентов изучаемой деятельности. Стремление соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи между ними – направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности. Наиболее разработанную методику системного анализа профес- сиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях. Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, – с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух ас- пектов определяется уровень мотивации трудового поведения. 1 5 На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. Системный “подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализа- цией психических свойств работника и психических процессов, уча- ствующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных дей- ствий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются свя- зи между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности. В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагмати- ческой значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. д. Психофизиологический уровень анализа деятельности означает, по В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствую- щих деятельность. При этом придается большое значение анализу ак- тивационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем много- образии ее свойств. В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное об- разование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятель- ности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план–описательный–имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй план предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоответствия этих компонентов системы «человек–профсреда». Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: